Жостовские букеты. Роспись по металлу

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Тип урока: Урок-беседа.

Вид занятия: беседа, тематическое рисование.

(Презентация к уроку)

Цели:

  • Познакомить детей с историей художественного промысла производства подносов Жостово;
  • Рассказать о разнообразии форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;
  • Развивать творческую и познавательную активность, фантазию и художественный вкус;
  • Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории и традициям;
  • Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, компьютерные слайды «Жостовские букеты», оснащение рабочих мест учащихся.

Зрительный ряд: Работы с образцами жостовской росписи, подносы с жостовской росписью.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока. Беседа

- Ребята, на сегодняшнем занятии мы поговорим с вами ещё об одном виде декоративно-прикладного искусства – Жостовской росписи. Что же это за роспись такая?

Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками домашнюю утварь и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.

Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. В их создании принимали участие опытные мастера, которым суждено было внести большой вклад в дело возрождения живописи на подносах и развитие традиций местного искусства в новых условиях.

В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Самыми крупными мастерскими были: в Жостове - О. Ф. Вишнякова, где работало пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляева, где работали пятьдесят один человек, из них - пятьдесят наемных; в Новосильцеве - основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работало сорок девять рабочих, из них сорок шесть наемных. Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей.

Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м годам. Определить время их создания и принадлежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как правило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и кустарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Петербург.

Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грунтовщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения производства мастерские расширялись, появлялись наёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкостями самого производства.

Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста девяноста живописцев. Несмотря на название "фабрика", промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства - его рукотворность.

Уже давно на специальных прессах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему замыслу, а если это уникальная работа - поручает ковалю выбить форму вручную.

Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода - объектом любования.

-Как же выглядит процесс создания подноса с использованием жостовской росписи? Предлагаю всем нам окунуться в эту сказочную атмосферу и представить себя в роли творца, создающего эксклюзивный поднос.

1 этап создания подноса: Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев (слайд № 2).

2 этап создания подноса: Крой, выравнивание и выстукивание формы подноса

Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла (слайд № 2).

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается и выстукивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком (слайд № 2).

Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки – это 3 этап в производстве подноса.

- А как же на эти самые подносы наносится сама роспись?

Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалёвкой, второй – выправкой.

В замалёвке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалёвок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре (слайд №3 ).

Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. На слайде №3 вы сможете посмотреть, что из себя представляет каждая операция.

Тенежка – полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенежка» созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений.

Прокладка – один из самых ответственных этапов. Форма букета обретает плоть – уточняются детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный слой всей композиции.

Бликовка – наложение бликов выявляет объем и наполняет светом всю композицию. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертежка – заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края листочков.

Привязка – предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тончайших стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

После нанесения основного узора росписи, мастер борт подносов украшает легким, ажурным растительным орнаментом. Этот процесс называется уборкой краев подноса. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Затем на изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака. Последовательность приемов жостовской живописи не лишает мастеров свободы импровизации, из­бирательного отношения к каждому элементу, его трактовке, подчинения всей системы своеобразию индивидуального почерка.

Особенность жостовской росписи состоит в том, что она обычно производится по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглыми, восьмиугольными, комбинированными, овальными и прямоугольными.

III. Практическая работа

- Ребята, придумайте и распишите свой поднос. Для этого возьмите большой лист бумаги или картона и выберите форму подноса. И, главное, не забудьте про бортик. Фон может быть разным: черным, синим, темно-красным, зеленым, белым.

Сначала на бумаге напишите букет, а лишь затем фон.

Необходимо наметить композицию из крупных, средних и мелких форм.

И не забудьте объединить композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.

IV. Закрепление пройденного материала

V. Подведение итогов

Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.