«Умереть – тоже надо уметь…» (по роману Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама»). 9–10-е классы

Разделы: Литература

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: эпистолярный жанр, одиночество, доброта, жизнь, онкобольной


Цель урока: духовно-нравственное становление личности подростков.

Задачи урока:

  • Образовательные: обучение литературоведческому анализу художественного текста; отработка навыка выбора текстового материала для подтверждения своего высказывания;
  • Развивающие: развивать у детей навык глубокого осмысления  прочитанного, умение выражать свои мысли в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос, вести диалог;
  • Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности: любви и чувства сострадания к ближнему.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: Урок-открытие

Оборудование: проектор, компьютерная презентация; конверты с письмами.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

В наш сумасшедший век компьютерных технологий исчезает непосредственное простое человеческое общение. Людям всё труднее общаться, глядя в глаза собеседнику. Живые человеческие эмоции заменяются смайлами, лайками и перепостами. Мы перестаем видеть проблемы окружающих нас людей, теряем умение сопереживать и сочувствовать. Люди забывают, что означает доброта, милосердие, сострадание. Мы теряем ощущение истинных ценностей, таких как семья, честь, дружба, любовь, всё чаще подменяя их зажиточностью, неумеренным потреблением и обладанием «престижными» вещами. К сожалению, из повседневности уходит само умение жить по правилам, в соответствии с принципами гуманного, толерантного общества.

В это время группы учащихся работают со словами. Задание получено за несколько минут до звонка: составить из слов (представлены на слайде 3 и на листочках у творческих групп) связный текст. Можно добавлять новые слова, менять формы этих слов. (Должен получиться один текст у представителей каждой группы). (На слайде - Словарь, книга, серьезный, статьи, вопросы, ответы).

II. Беседа о произведениях, написанных в эпистолярном жанре

Творческие группы учащихся работают с заданными словами.

Ребята, произведение, которое мы будем сегодня анализировать, как раз и учит нас, читателей, быть милосердными, терпимыми, не отгораживаться от чужих проблем и забот.

Оно написано  в форме писем. Не секрет, что писатели часто в своих произведениях прибегают к эпистолярному жанру. Хочу спросить у вас, уважаемая аудитория, для чего это нужно?

Ответы: самое сокровенное рассказать, доверительность…

- Какие вы можете вспомнить произведения, в которых герои пишут письма друг другу?

(Ответ: Ф.М.Достоевский «Бедные люди»,  А.П.Чехов «Ванька»…)

- А современные произведения можете назвать?

Ответ: Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

- А совсем современные?

Ответ: «Гарри Поттер».

- Назовите имя писателя, который жил в 19 веке, вел малоподвижный образ жизни, ценил домашний комфорт, но при этом отважился на трехлетнее морское путешествие, из которого писал письма своим друзьям и потом на основании этих писем создал произведение.

Ответ: И.А.Гончаров «Фрегат «Паллада».

Итак, еще раз напомню, произведение, которое мы будем сегодня анализировать, написано в форме писем.

Послушаем нашу творческую группу.

Ответ: (что примерно может получиться): Словарь – это серьезная книга, в статьях которой содержатся ответы на многие вопросы. Они помогут самому же человеку задать вопросы, которые будут для него как подарок.

III. Открытие первого «конверта». Работа над эпизодом произведения. Составление ассоциативного ряда к слову ЖИЗНЬ

У вас на партах лежат конверты. Давайте обратимся к первому письму.  (Ученики берут конверты). В этих конвертах содержатся предложенные нашим творческим группам слова. Посмотрим, как они действуют там.

Учитель: (читает): «Вначале я использовал подарок, который преподнесла мне бабушка Роза на Рождество. Не знаю, говорил ли я тебе, это растение из пустыни Сахара, которому на жизнь отпущен всего один день. Гениальный подарок, спасибо, ты здорово это придумал. Сегодня в семь утра мы с Бабушкой Розой и родителями полили его, я смог видеть все моменты его развития. Страшно разволновался. Конечно, это довольно чахлый и мелкий цветок - ничего общего с баобабом, но он на наших глазах отважно, без остановок, в течение дня исполнил свой долг растения, не хуже чем какой-нибудь крупный экземпляр.

Мы с Пегги Блю долго читали Медицинский словарь. Это ее любимая книга. Ее страстно интересуют болезни, и она ломала голову над тем, какие из них могут позже выпасть на ее долю.  А я искал интересующие меня статьи: Жизнь, Смерть, Вера, Бог. Хочешь верь, хочешь нет, их там не оказалось. Разве в такой серьезной книге не должны содержаться ответы на самые серьезные вопросы?»

Учитель: Скажите, пожалуйста, какие слова ищет герой в медицинском словаре? Обратимся к одному из слов. Например, к первому слову - жизнь. Я попрошу вас сейчас записать несколько слов-ассоциаций, 3-4 к слову ЖИЗНЬ. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Учащиеся записывают свои ассоциации, потом зачитывают.

Ответ: Жизнь - движенье, творчество, познание; жизнь – вера, дом, семья, счастье; жизнь – рассвет и наслаждение; жизнь – начало, рождение, конец, бесконечность…

IV. Работа со словарной статьей. Анализ эпизода произведения

Учитель: Интересно, а какое определение слову жизнь дается в словаре С.И.Ожегова. (На слайде 4 – пояснительная статья). (Зачитывает). Скажите, пожалуйста, ваши определения нашли отражения  в статье? Да, нашли. Но, тем не менее, в словаре нет таких определений, как радость, бесконечность, рассвет, движение. Потому что ассоциации, которые вы приводили к слову ЖИЗНЬ,  намного глубже и сложней, чем определение в словаре. Согласитесь, да? Но интересно, что и ваши ассоциативные ряды не совпали. Почему такие разные слова у вас получились?

Ответ: Разная жизнь, разные представления о жизни…

Учитель: А откуда оно берется, это представление о жизни?

Ответ: С опытом.

Учитель: Давайте вернемся к письму. Как вы думаете, кто его написал? Попробуем определиться с полом? (Слушает предполагаемые ответы)
Мужского пола, совершенно верно. Возраст. Можем определить? Примерно? Студент, подросток? Не взрослый.

(Идет работа в группах, рассуждают, работают с текстом).

Учитель: Вы верно определили. Это мальчик. Как вы думаете, в какое время живет этот мальчик? В каком веке, в каком году могло быть написано это письмо?

Учащиеся рассуждают.

Учитель: Обратите внимание, пожалуйста, у вас в начале письма стоит многоточие. Пропущено обращение и первая строчка письма. Первая строчка такая…(открывает слайд 5, читает: «Сегодня я прожил от 70 лет до 80 и много размышлял…»). Скажите, пожалуйста, какие вопросы вызывает эта строчка?

Ученики рассуждают, высказываются.

Учитель подводит итоги: Ваше недоумение вызывает возраст героя. Почему именно от семидесяти до восьмидесяти? Десятилетие? Хотя до этого мы с вами определили, что написал письмо мальчик. Непонятно, противоречит всем физическим законом – как за один день можно прожить целое десятилетие? Пролить свет на эти строчки помогает история, которую он рассказывает в письме. Чем его удивляет подарок, который ему преподнесли? Почему он называет его гениальным?

Ответы: Цветок прожил за день всю свою жизнь. Мальчик видел все этапы его развития.

Учитель: Как связать историю цветка вот с этой строчкой (показывает на слайд 5), с описанием жизни этого мальчика?

Ответ: Целая жизнь за короткий период.

Учитель: Скажите, а кому этот мальчик мог написать такое письмо? Кто адресат? Что стоит на месте многоточия?

Ответ: (возможные: Близкий человек? Бог?)

Учитель: Думаете, Бог написал это письмо? Сейчас узнаем (слайд 6), зачитывает: «Дорогой бог…»  Действительно, мальчик написал это письмо Богу.

(На слайде появляется обращение: «Дорогой Бог! Сегодня я прожил от 70 лет до 80 и много размышлял…»)

Учитель: Совершенно верно вы сказали, это письмо написано ребенком, десятилетним мальчиком, болеющим лейкемией и перенесшим неудачную операцию. Дело в том, что ему остается жить всего несколько дней, от силы двенадцать. И тогда одна из медсестер, которая ухаживает за ним, предлагает ему поиграть в такую игру – проживать один день жизни как целое десятилетие.

Просмотр фрагмента из фильма «Оскар и Розовая дама» (2 мин.13 сек.)

Учитель: Теперь вы понимаете, что это письмо написано на седьмой день игры. Мы с вами сказали, что черпаем представления о каких-то явлениях из своего собственного жизненного опыта, но мы понимаем, что у десятилетнего мальчика немного жизненного опыта. И самое печальное, что у него не будет этого опыта. И тогда он решает обратиться за ответами на эти вопросы к тому, кого он выбирает в качестве собеседника. И самое интересное, что этот собеседник отвечает ему. А каким образом, давайте узнаем из одного из последних писем.

V. Открытие второго «конверта».

Учитель: Возьмите, пожалуйста, второй конверт (учащиеся достают письмо). Звучит музыка (слайд 7), на ее фоне читает письмо: «Дорогой Бог, спасибо, что зашел, когда я проснулся, мне почудилось, что мне уже девяносто лет. Я повернул голову к окну, чтобы посмотреть на снег. И тут я догадался, что ты приходил. Было утро. Я был один на Земле. Было так рано, что птицы еще спали, даже дежурная медсестра мадам Дюкрю вздремнула, а ты, ты тем временем пробовал сотворить рассвет. Это оказалось довольно трудно, но ты все же справился. Небо постепенно бледнело. Ты наполнил воздушные сферы белым, серым, голубым, ты отстранил ночь и оживил мир. Ты не останавливался. И вот он, день! Вот ночь! Вот весна! И вот зима! И вот она, Пегги Блю! И вот Оскар! И вот Бабушка Роза! Какое здоровье! Я понял, что ты был здесь. И открыл мне свою тайну: нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз.

Что ж, я последовал твоему совету и применил это. В первый раз. Я созерцал свет, краски дня, деревья, птиц, животных. Я чувствовал, как в мои ноздри входит воздух и заставляет меня дышать. Я слышал голоса, разносившиеся в коридоре, будто под сводами собора. Я ощутил себя живым. Меня переполняла дрожь чистой радости. Счастье бытия. Я был преисполнен изумления. Бог, спасибо, что ты сделал это для меня. Мне казалось, что ты взял меня за руку и ввел в сердцевину тайны, чтобы созерцать эту тайну. Спасибо.

До завтра. Целую, Оскар».

- Скажите, пожалуйста, какая же тайна открылась герою?

Учащиеся размышляют.

Ответ: «нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз». Это очень важно, ведь будет ли завтрашний день для нас, неизвестно.

Учитель: Согласитесь, как часто мы в повседневной суете забываем об этой простой истине. Оскару открылась эта тайна, он сделал свое открытие. Человек учится всю жизнь. Оскару отведено слишком мало времени, чтобы прожить жизнь, научиться жизни. Каждая встреча с Розовой дамой – это урок мудрости, новое открытие. Розовой даме удалось преподать Оскару простые жизненные истины.

Надеюсь, что и вы сегодня сделали открытие в виде этого произведения.  Мы анализировали отрывок из произведения современного французского писателя Эрика-Эманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама».

 Просмотр рекламного ролика о книге – 3 мин. 43 сек.

Я хотела бы обратиться к отрывку из интервью с Эриком – Эммануилом Шмиттом. На вопрос: «Кого вы считаете настоящим писателем?»: «Хороший писатель должен походить на Моцарта. То есть быть доступным для всех. Его должны читать люди всех возрастов, всех уровней развития и образования. Ведь Моцарт своей «Волшебной флейтой» способен затронуть какие-то струнки в душе как четырехлетнего ребенка, так и взрослого человека. Кроме того, хороший писатель для меня – этот тот, кто способен быть «единым», то есть писать, что называется, и телом, и душой, и разумом. И еще, хороший писатель должен уметь рисковать, заходить в своих произведениях далеко. Очень далеко. Слишком далеко».

– А среди своих произведений Вы можете выделить самое «рисковое»?

– Это, безусловно, «Оскар и Розовая Дама». В этом произведении я озвучивал свои мысли голосом десятилетнего ребенка. Я, доктор философских наук, писатель, человек, повидавший на своем веку немало, был вынужден сознательно «обеднять» свой язык, чтобы языком ребенка выразить свои совсем не детские мысли. Для меня это было очень рискованной позицией. И потом, в самом сюжете этой повести заключался огромный риск, ведь это история болезни и смерти маленького мальчика, ребенка. Этот сюжет сам по себе табуирован в современном обществе. Когда я писал эту повесть, меня не покидала фраза Достоевского: «Можно ли верить в Бога, видя агонию ребенка?»

Работа над определением жанровых особенностей произведения.

Учитель: Автор определил жанр своего произведения как роман, хотя по объёму он больше похож на повесть (слайд 9).

Роман (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. В романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла.

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Соотнесите определение жанра и содержание произведения.

Ответ: Целый мир разворачивается для Оскара за эти последние 12 дней. Нужно все успеть: и жениться, и наделать глупостей, сбежать из больницы, усыновить Бабу Розу, помириться с родителями, отпраздновать Рождество и достойно проститься с этим миром. Он принял собственную жизнь такой, как она есть, такой, какой она будет. Это удается далеко не всем взрослым. Не говоря уже о десятилетнем мальчике, который так хочет жить, которому так нужна жизнь! Конечно, по охвату жизненных событий это произведение больше похоже на роман.
«…жизнь — забавный подарок. Поначалу этот подарок переоценивают: думают, что им вручили вечную жизнь. После — ее недооценивают, находят никудышной, слишком короткой, почти готовы бросить ее. И наконец, сознают, что это был не подарок, жизнью просто дали попользоваться. И тогда ее пытаются ценить».

«…для жизни нет иного решения, чем просто жить».

Ему просто непонятно, почему все остальные не могут к этому относиться так же просто, как и он. Своему успеху в восприятии испытаний  Оскар обязан Розовой Даме. Эта женщина обладает волшебной способностью не врать о жизни, не врать о смерти, помогает ребенку принять и переосмыслить сложившуюся ситуацию, тем самым подарив ему настоящую жизнь. Розовая Дама приводит Оскара к настоящей дружбе с Богом, которому Оскар напишет 14 писем, рассказывая свои нехитрые новости, задавая вопросы и находя ответы. Эта дружба честная, немного детская, но в то же время, наполненная огромным смыслом. Оскару не слишком страшно, ведь они с Богом отличные друзья. Более того, мальчик, насколько смог, подготовил окружающих к своему уходу из этой жизни.

Очень грустная, но одновременно и светлая история.

Необходимо помнить, что человека нельзя бросать в трудном положении. Ведь болезнь – это не наказание, а данность, которую, к сожалению, не всегда удается изменить. Не стоит представлять ситуацию беспросветной, но и давать напрасную надежду тоже не надо. Нужно найти оптимальный выход из сложившегося положения и продолжать жить.

Писатель Э.Шмитт  напоминает нам, что необходимо помнить о том, что Бог  даже в самый последний момент будет с нами. И можно терпеть страдания, стиснув зубы, впадая в панику, а можно страдания претворять в крылья, которыми воспарить к небу. Борис Пастернак хорошо сказал об этом:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд как баржи караванов
Столетья поплывут из темноты!

Эрик Шмитт прибегнул  к  необычному способу изображения героя своей повести. В его произведении мы ни разу ни встретим подробного детального описания Оскара. Данный художественный прием иллюстрирует желание того, чтобы читатель вглядывался не во внешнее описание того или иного героя, а как бы заглянул ему в душу, и это получается у писателя очень хорошо. Ведь не скажешь по внешнему виду Оскара того, он имеет такую силу духа и такой сильный характер.

В ходе работы чтение стихотворения Б.Окуджавы «Умереть – тоже надо уметь…»

Ученица (читает наизусть отрывок из стихотворения Б.Окуджавы)

«Умереть - тоже надо уметь...» (отрывок)

Булат Окуджава

Умереть — тоже надо уметь, 
на свидание к небесам 
паруса выбирая тугие. 
Хорошо, если сам, 
хуже, если помогут другие.
Смерть приходит тиха,
бестелесна,
и себе на уме.
Грустных слов чепуха
неуместна,
как холодное платье — к зиме.

И о чем толковать?
Вечный спор
ни Христос не решил, ни Иуда...
Если  т а м  благодать,
что ж никто до сих пор
не вернулся с известьем оттуда?

Учитель: Какие же простые истины открылись Оскару?

Самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять "возможно". Только малозначительные вопросы имеют окончательные ответы.

Никогда не найти ответы о том, что такое – Жизнь, Смерть, Вера, Бог. Но нужно помнить о том, что всегда есть решение. Болезнь – это часть человека. Милосердие и жалость – разные вещи. Болезнь - данность. Не наказание.

Жить одним днём. Уважайте текущий час и сегодняшний день!.. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится... (слайд 10)

Знакомство с произведениями художника А.Вилкова «Одиночество» и «Один в городе» (слайды 11, 12)

Учитель: Я хотела бы познакомить вас с творчеством нашего современника,  художника А.Вилкова, а именно с двумя его картинами «Одиночество» и «Один в городе». Символические названия у этих произведений. Какие ассоциации вызывают у вас картины? Видите ли вы сходство между литературным произведением и произведениями живописи?

Ответ: Мне кажется, что у обеих картин один герой. Он одинок. Это чувствуется во всем. Во взгляде мальчика, в его позе. На заднем плане большой город. Мы словно чувствуем его холодное дыхание. Город большой, но мальчик один. Он чувствует себя брошенным и никому не нужным. Вероятно, такое же чувство испытывал и Оскар. Ведь родители, зная о его страшном диагнозе, не знали, как себя вести. Они боялись смотреть ему в глаза. Вместо того чтобы просто продолжать с ним общаться и любить, они заваливают его подарками и проводят с ним очень мало времени в строго отведенные часы. Их отношение пугает мальчика. Хорошо, что у Оскара появилась его Розовая дама. У героя картин такого понимающего взрослого друга, наверное, нет.

Учитель: У вас на партах остался третий конверт. Что же в нем интересно? Пустой? Да, пустой. Действительно, вот Оскар сделал свое открытие и положил его в конверт. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни было больше открытий. Предлагаю Вам взять этот конверт и положить в него свое открытие.

VI. Итог. Творческая рефлексия. Открытие третьего конверта. Выполнение творческой работы (письмо-открытие).

Слайд 13

Пишут свое открытие на листочках (под музыку), вкладывают в конверт.

На следующем уроке мы продолжим с вами работу над этим замечательным произведением.

Домашнее задание: прочитать «Оскара и Розовую даму».

Список использованной литературы.

  1. Шмитт, Э. Оскар и Розовая дама.- СПб.: Азбука-классика, 2010.