Методическая разработка урока ОРКСЭ "Добро и зло". 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Цели: формирование основ морали – осознанной необходимости  определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Планируемые результаты

  • Предметные: определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, общечеловеческим); анализировать и объяснять понятия: добро, зло; делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

УУД

  • Регулятивные:
    • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
    • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), удерживать ее в процессе всего урока;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся;
    • развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
  • Познавательные:
    • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
    • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
    • определять причины явлений и событий;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Коммуникативные:
    • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
    • доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
    • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
    • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
  • Личностные:
    • оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
    • объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
    • делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию);
    • адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;
    • чувствовать ответственность за свой выбор;
    • понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Образовательные ресурсы: учебник, презентация

Основные этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД
Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие. Слайд 1.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда прошу сейчас.
Скрестите шпаги ваших мнений –
И мы начнём урочный час!
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверим готовность к уроку.

Личностные УУД: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

ΙΙ. Актуализация опорных знаний

1. «Рюкзачок знаний». Слайд 2.
- На доске слова: Смелость, Трусость, Верность, Предательство,  Правдивость, Общительность, Зависть, Скромность, Доброта, Великодушие  Злорадство, Щедрость,  Жадность,  Милосердие,  Вежливость, Высокомерие, Уважение, Скромность   Отвага, Бесстрашие, Мужество, Приветливость, Равнодушие, Лживость.
- Выберите, какие качества человека одобряет мораль? Сложите их в рюкзачок знаний. Докажите почему люди ценят добро? (добро помогает жить и защищает жизнь).

Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи

1. Подведение к формулированию темы.
1). Работа с высказываниями. Слайд 3.
- Прочитайте мудрые высказывания. Подумайте, о чём говорят эти высказывания?
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зла. В.О. Ключевский
Добро и зло – названия, обозначающие наши склонности или наши антипатии. Т. Гоббс
- Какую задачу мы поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с понятиями добра и зла. Научиться делать свой выбор в различных жизненных ситуациях).
2. Формулирование темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями в жизни «Добром» и «Злом». Как вы сами понимаете значения этих слов? (Добро - это всё положительное, хорошее, полезное, зло - это что-то дурное, вредное, плохое).

Коммуникативные УУД: строить диалог, выслушивать других уч-ся.

ΙV. Открытие новых знаний

1. Вступительная беседа.
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, мама, Родина, красота, природа….
- Ребята, а что является противоположностью добра? (зло)
- Если существует на нашей планете добро, то существует и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
- Какого человека мы назовем добрым, какого злым?
2. Работа со словарями Ожегова и Даля. Слайд 4.
- Обратимся к словарям С.И.Ожегова и Даля. Прочитайте определения.
3. Работа с учебником.
- Давайте обратимся к учебнику и найдём в тексте определение добра и зла.
- Сравните определения в словарях и свой ранее сделанный вывод. (Это всё хорошее, доброе, красивое).
4. Сообщение учителя. Слайд 5.
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге.

V. Первичное закрепление

1. Прослушивание аудиозаписи притчи «Два волка».
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
3. Анализ притчи.
- О чем притча? (О добре и зле. Добро и зло всегда борются между собой).
Чему нас учит? (Учит быть добрее друг к другу, стремление совершать добрые поступки живёт в каждом из нас. Только не всегда добрые намерения превращаются в добрые дела). Озаглавьте притчу. (Два волка)
4. Прослушивание притчи «Шрамы на душе».
- А сейчас послушайте ещё одну притчу.
Шрамы на душе.
Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и сказал:
- Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.
В первый же день мальчик вбил 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец, наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя.
Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил: - Каждый день, когда тебе удастся сдерживаться, вытаскивай из столба один гвоздь.
Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде.
Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.
5. Обмен мнениями.
- О чем говорится в притче? (О выборе между добром и злом в своих поступках).
- Какие ключевые слова вы выбрали из этих двух притч? (Что сам человек решает, как ему поступать в разных жизненных ситуациях. Но надо помнить, что только хорошее несет в себе радость, тепло и жизнь).
Вы, ребята, должны понимать, что каждый поступок, как песчинка в море, важен для всех, с кем вы соприкасаетесь в этом мире. Для того, чтобы жить в мирной стране, нужно каждому оберегать мир и нести добро!

Личностные УУД: объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

VI. Самостоятельная работа

1. Работа в «Творческой мастерской».
- А сейчас вам предстоит поработать в группе. Важно прислушиваться к мнению товарищей, чтобы коллективно создать одну общую работу «Поделись своей добротой» из собранных вместе материалов.
1 группа. Слайд 6.
Ц/з: собрать пословицы и доказать, что их объединяет.

Добрые дела          

будешь сам в добре.

Сделаешь добро –      

кто добра не делает никому.

Худо тому,

красят человека.

Жизнь дана

добро найдёшь.

Доброе дело лечит,

на добрые дела.

Делай людям добро -

а злое калечит.

(Добрые дела красят человека. Сделаешь добро – добро найдёшь. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело лечит, а злое калечит. Делай людям добро – будешь сам в добре. Худо тому, кто добра не делает никому).

Вывод: - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Как сказано в притчах, делать правильный выбор, чтобы поступки были такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам самим, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

2 группа.
Ц/з: составить синквейн к понятиям «Добро и зло».

Вывод: Нужно совершать как можно больше добрых дел, чтобы зло никогда не победило добро. И самим совершать добрые поступки, чтобы избежать зла и его не прибавлялось в мире.

3 группа. Слайд 7.
Ц/з: составить кроссворд на тему о добре и зле, используя по горизонтали ключевое слово притч и темы нашего урока.

1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.

3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

5. Пожелание добра.

6. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

7. Близкие отношения, основанные на доверии.

Вывод: пусть капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра, а такое понятие как злоба уйдут навсегда.

4 группа.
Ц/з: проинсценировать притчу «Добро в гостях у зла».
«Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.
А когда добро уходило от Зла, оно сказало:
«Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром на зло».

Вывод: нужно уметь преодолевать зло, не поддаваться ему, только так можно оставить добрый след о себе.

5 группа
Ц/з: составить плакат на тему «Спешите делать добро».
Вывод: самим вырастить дерево, посадить цветы, покормить птиц и зверей в голодное время года, убраться рядом с домом на улице, навестить своих старых бабушек и дедушек, помочь престарелым людям, своим родителям, и тогда станет радостно на душе и зла вокруг поубавиться.

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу (проблему) в процессе всего урока.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы; слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

VII. Включение нового знания в систему знаний

Посмотри на картинки слайда и выбери добрые дела, свой ответ аргументируй.
1. Играть в футбол на газонах;
2. Рисовать на стенах в школе;
3. Посадить растения возле школы;
4. Метко плюнуть жвачкой в товарища;
5. Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;
6. Отобрать у друзей мяч.
7. Помочь пожилому человеку перейти улицу.
8. Уступить место в автобусе.

- В заключение я хотела бы вам прочитать одну притчу: (притча - маленький рассказ с нравоучением)
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу –ка я : о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.» Так злой человек и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: какая у меня бабочка - живая или мёртвая? Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

- Сделайте вывод из прочитанной мною притчи. Озаглавьте её. (Всё в твоих руках).

Вывод: хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками принесет чудо.
Вы ещё дети. Но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми.

Личностные УУД: чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

VIII. Итог урока.

1. Рефлексия учебной деятельности

- Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу вам сказать:

Есть люди необычной доброты,
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то.

- Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершение зла.
Спешите делать добро!
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.
Звучит песня «Дорогою добра».

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль

2. Рефлексия эмоционального состояния

- Уходя с урока оставьте ваше отношение к нашему уроку.
На волшебном цветке вы оставите свое отношение к нашему сегодняшнему уроку.
Красный лепесток - мне все понятно, я усвоил тему,
зеленый лепесток - я усвоил тему, но хочу еще больше узнать о добре и зле;
желтый лепесток - мне было скучно, я ничего не понял.

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?»