Воспитание личностных качеств молодежи в профессиональном образовании

Разделы: Классное руководство


Обсуждая проблемы современного духовно-нравственного воспитания молодежи в России и необходимость создания условий для формирования гармоничной личности, следует понимать, что вопросы духовности, нравственности, этики, морали, проблемы образования и воспитания волнуют человечество с давних времен.

В словаре Ожегова С.И. даны следующие определения духовности, нравственности и воспитания:

  • Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
  • нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами;
  • воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Одной из важных стадий становления личности является молодость. Именно в молодости складывается образ жизни как личностная характеристика и как отношения к социальным, профессиональным и семейным обязанностям.

Что означает словосочетание «образ жизни»? По мнению немецкого философа Фридриха Фёрстера, оно означает то, что мы сами ведем свою жизнь определенным образом, а не позволяем ей вести нас за собой. Античная легенда «Геракл на распутье» полна глубокого смысла: сильный человек не может стать завоевателем жизни, ее законодателем и организатором не иначе как в начале жизненного пути, поставив себя перед абсолютным выбором. То- есть сделать принципиальный и единственно правильный выбор между добром и злом.

Жизнь преподносит нам целый ряд испытаний, зачастую намного более значительных и намного сильнее проливающих свет на то, каковы мы в глубине души и на что мы действительно способны, чем все официальные экзамены, которые нам приходится сдавать.

«Профессиональное образование» означает для большинства людей только техническое и научное обучение, подготовку к будущей профессии. Государственный образовательный стандарт третьего поколения определяет результативность образовательного процесса через сформированные компетентности, обеспечивающие готовность и способность выпускника успешно осуществлять профессиональную деятельность на основе приобретенных знаний, умений и навыков, а также личностного отношения к этой деятельности. К сожалению, мало кто думает о том, что для достижения действительного успеха в профессиональной жизни сильный характер зачастую гораздо важнее, чем знания и навыки человека, что лишь высокоразвитое сознание гарантирует профессиональным знаниям правильное применение.

Как много людей в профессиональной жизни терпят фиаско – не потому, что не доучились, а потому, что им не хватает элементарной мудрости в контактах с людьми, потому, что им неизвестно, что такое самообладание, самодисциплина, пунктуальность, верность заключенному договору – писаному и неписаному.

В нашем колледже стало традицией проведение мероприятий, направленных на формирование профессиональных качеств. Колледж сотрудничает с организацией Городской центр “Дети улиц”. Психологи проводят интерактивные игры, мониторинги, тренинги со студентами.
Большой воспитательный потенциал несёт мероприятие-акция «Открытка надежды». Цель акции – проверка готовности самих молодых людей бороться за сохранение своего здоровья, своей жизни, своего будущего.

«Открытки надежды» распространяются по школам, государственным и общественным организациям города Москвы. Они являются своеобразным бюллетенем для «голосования». Получив открытку, молодые люди становятся участниками акции и получают возможность выразить сознательное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и готовность изменить свой образ жизни.

Для наглядного представления результатов проведённой акции используется чёрное полотно, символизирующее мрак непросвещенности, площадь поверхности которого соответствует общей площади поверхности всех открыток, использованных в акции. Белые открытки, извлечённые из урны для голосования наклеиваются на это черное полотно, символизируя число просвещённых и готовых изменить свою жизненную позицию в общей массе безразличия и безграмотности. Но на этом полотне остаются черные пятна от открыток, которые были выброшены в урну.

В результате этих мероприятий формируются толерантность, терпимость, самодисциплина, профессионализм, гуманность.

Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость.

Восстановление утраченных позиций гуманистического воспитания возможно только на основе духовных традиций национальной культуры, национального самосознания и интернациональной терпимости, развития духовного мировосприятия, защиты молодежи от асоциального воздействия современной психокультуры.

Современное поколение подростков, (воспитанное на кинобоевиках, в которых герой-супермен отстаивает так называемые «общечеловеческие ценности» путем удвоенного насилия; на кинороликах, в которых улыбающиеся мужчины в камуфляжной форме едут на танках и бронетранспортерах убивать ни в чем не повинных мирных жителей, прикрываясь опять-таки защитой демократических идеалов), утверждает для себя принципом жизни культ силы и оказывается заложником и жертвой среды обитания.

Актуализации вопросов гражданского, патриотического и нравственного воспитания студентов способствовала литературно – музыкальная композиция «И врагу никогда не добиться, чтоб сломилась твоя голова».

Предлагаемый сценарий рассказывает о поколении, прошедшем большую войну, которое «вынуждено было воевать, потому что враг вторгся на нашу землю с определённой целью – уничтожить наши народы, превратить их в рабов… Война ужасна, ведь люди убивают друг друга…
И мы шли, пожалуй, не столько убивать, сколько «жертвовать собой»…

Участие в подготовке и проведении такого вечера способствует пробуждению в молодых людях:

  •  гражданских чувств: гордости за свой народ, свой родной язык, свою страну, населённую людьми разных национальностей, которые общими усилиями победили фашизм в Великой Отечественной войне;
  •  ответственности за судьбу Отечества, ее национальную независимость, за судьбу своего и будущих поколений;
  •  интернационализма, уважения ко всем народам доброй воли.

Процесс становления личности - это процесс социализации индивида.

В ходе своей жизни человек выполняет множество социальных ролей. Если эта роль выполняется длительное время, она оказывает заметное влияние на личностные качества.

Жизненный путь личности зависит от того, как сочетаются потребности и ценности у личности. Люди по-разному видят смысл жизни. Для одних это личный успех любой ценной, для других - творчество.

Такие специальности как “Туризм”, “Право и социальное обеспечение”, “ДОУ” позволяют студентам по-разному раскрывать свой личностный потенциал. Сознательный и самостоятельный выбор молодым человеком профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план – необходимое условие успешности его труда и удовлетворенности в будущем.< /p>

Э.Шейн выделил восемь основных карьерных ориентаций (якорей).

  1. Профессиональная компетентность.
  2. Менеджмент.
  3. Автономия (независимость).
  4. Стабильность.
  5. Служение.
  6. Вызов.
  7. Интеграция стилей жизни.
  8. Предпринимательство.

Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияет на выбор жизненного пути человека.

Когда молодой человек говорит: «Я хочу стать юристом» или «Я хочу стать специалистом в туризме», то следует уточнить, каким именно специалистом?

Когда мы говорим о «человеческом факторе» и катастрофах, обычно подвергаем сомнению либо профессиональные компетенции специалиста, либо какие-то его личностные черты, связанные с безответственностью, разгильдяйством, бессовестностью. Как видно, у профессионала две составные: его компетенции и личностные качества. Возникает вопрос: почему, когда мы начинаем говорить о подготовке востребованных и «продвинутых» специалистов, чаще упоминаем только одну сторону – компетенции, знания, умения и навыки, которые необходимо дать ему в процессе профессиональной подготовки? И лишь после этого вспоминаем о том, что еще существует и воспитание как одна из функций, которая то ли сопутствует, то ли сосуществует наряду с профессиональным образованием. Действительно, человек, лишенный нравственного чувства, опасен для окружающих. Если он специалист среднего звена, последствия его деятельности уже могут быть плачевными для многих других людей. А что будет, если безнравственен человек, владеющий новейшими технологиями? Такой профессионал несет в себе потенциальную угрозу для всего человечества. И перед нами встает важнейшая задача - воспитать не только высокоинтеллектуальную, но и высоконравственную личность. Человек XXI века должен быть не только высокопрофессиональным специалистом, но и творческой личностью, способной принимать нетривиальные решения, человеком высоконравственным, мобильным и толерантным.

Современному человечеству как воздух, как вода и огонь необходим здоровый творческий оптимизм. Мы стоим на пороге новой эпохи, нам нужны новые, творческие идеи, и в довершении всего – мы должны верить, что грядущее обновление нам удастся. Мы должны приступить к разрешению предстоящих задач с достоинством и спокойствием, ибо от успеха наших трудов зависит дальнейшее развитие мировой истории. Во многих областях жизни от нас потребуются огромные усилия, ибо речь идет о социальном, политическом, культурном и религиозном обновлении.

Список литературы

1. Ильин И. Поющее сердце. М., «Мартин», 2006.

2. Ферстер Ф.В. Образ жизни, который мы выбираем. М., «Райхль», 2010.