Рабочая программа по учебному предмету «Технология» УМК «ПЕРСПЕКТИВА». 1–4-е классы

Разделы: Технология, Начальная школа


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основа авторской программы Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова «Технология».

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе: приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • Стимулировать и развивать любознательность, интерес
    к технике, миру профессий, потребности познавать культурные
    традиции своего региона, России и других государств.
  • Развивать знаково-символическое и пространственное мышление,   творческое   и   репродуктивное воображение.
  • Формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к труду и людям труда; первоначальные конструкторско-технологические знания и умения.
  • Способствовать освоению нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре.
  • Сформировать умение  переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин.

Общая характеристика учебного предмета

Теоретической основой данной программы являются:

  • системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
  • теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На  уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации  также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности. 

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей.  Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним  из результатов обучения технологии является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью труда; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  работу с различными природными материалами.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности в изготовленных  изделиях, его выразительных возможностей.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебных предметов

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Класс

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

  1. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  2. Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  3. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
  4. Положительное отношение к труду  и профессиональной деятельности человека
  5. Сотрудничество   при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
  6. Потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
  7. Простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой);
  8. Способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям  её успешность или неуспешность;
  9. Представление о себе как о гражданине России.
  1. Организовать своё рабочее место
  2. Соблюдать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
  3. Высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
  4. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать  реальные объекты и изделия;
  5. Создавать небольшие устные сообщения, используя  материалы учебника,  собственные знания и опыт;
  6. Принимать  и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
  7. Проводить самооценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
  8. Слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
  9. Выполнять работу в паре: договариваться о  правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами.

 

  1. Называть материалы, ручные инструменты и приспособления;
  2. Знать правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
  3. Читать условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
  4. Пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;
  5. Составлять композицию с учётом замысла;
    6.  Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;
  6. Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования,  сгибания;
  7. Конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  8. Выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;
  9. Конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;
  10. Пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.

2

  1. Положительное отношение к труду  и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
  2. Интерес к поисково-исследовательской деятельности
  3. Представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
  4. Формирование этических норм (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности)  при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
  5. Потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
  6. Простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);
  7. Ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
  8. Способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям  её успешность или неуспешность;
  9. Представление о себе как о гражданине России;

 

Познавательные

  1. Высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
  2. Проводить защиту проекта по заданному плану;
  3. Использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
  4. Проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
  5. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать  реальные объекты и изделия;
  6. Находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
  7. Создавать небольшие устные сообщения, используя  материалы учебника,  собственные знания и опыт;
  8. Выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические  системы, выделять учебные и познавательные задачи;
  9. Проводить сравнение предметов,  явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
  10. Находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
  11. Читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.

Регулятивные

  1. Принимать  и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
  2. Дополнять  слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике   недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
  3. Изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
  4. Проводить рефлексию своих действий  по выполнению изделия при помощи учителя;
  5. Осуществлять действия по  заданному правилу и собственному плану;
  6. Контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
  7. Проводить самооценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.

 Коммуникативные

  1.  Слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
  2. Уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и  над проектом;
  3. Выполнять работу в паре: договариваться о  правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
  4. Формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
  5. Проявлять инициативу в ситуации общения.
  1. Воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел России);  
  2. Называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
  3. Организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;с инструментами:  челнок,  пяльцы  (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
  4. Соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
  5. Различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
  6. Анализировать простейшие предметы  быта по используемому материалу, назначению;
  7. Объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.
  8. Узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе

3

  1. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  2. Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  3. Понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

 

Регулятивные УУД:

  1. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  2. Выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  3. Планировать практическую деятельность на уроке;
  4. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  5. Предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  6. Работать  совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства;
  7. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

  1. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  2. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  3. Понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  4. Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  5.  Исследовать с помощью учителя конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных);
  6. Делать самостоятельно простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  2. Вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  3. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  4. Выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
  1. Освоить  способы разметки, раскроя, сборки и отделки изделия ;
  2. Совершенствовать   навыки разметки с помощью циркуля, по линейке, на глаз, по шаблону; мягким карандашом, кусочком мыла или мела на ткани. 
  3. Выпол­нять раскрой с использованием симметрии; освоить горя­чий и холодный способы подготовки соломки. 
  4. Освоить приёмы окантовки кар­тоном, крепления кнопками, склеивания геометрических тел из развёрток, скручивания мягкой проволоки, соедине­ния деталей с помощью ниток, клея, скотча.

Научатся применять на практике новые способы отделки: украшение специальными отделочными материалами, вязание крючком «воздушных петель», декоративное использование пуговиц

4

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия,  определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;  
  5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов.  
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
  4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных задач.

Продолжение программы