Образовательная деятельность "Путешествие в страну зеркал"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: расширение представлений детей о зеркале, как о необходимости этого предмета.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей появления зеркала;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать;
  • делать выводы;
  • расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, воображение, мышление;
  • развивать творческие способности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной, игровой);
  • закрепить правила безопасности при работе с зеркалом.

Воспитательные: воспитывать умение согласовывать собственное поведение с поведением других людей; воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.

Материалы и оборудование: зеркала различной формы, волшебный сундучок, ёмкость с водой, листы цветного картона, стёкла, речные ракушки, камни, песок, рамка, фольга, металлические предметы, пластилин, цветные карандаши, фломастеры, динамики-коробочки для зеркал.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и приготовиться к путешествию:

Здравствуй, небо,

 Руки вверх

Здравствуй, Земля,

 Приседают

Здравствуйте, мои друзья.

 Руки вперёд

Один, два, три, четыре, пять -

 Загибают пальцы рук

Вместе мы в кругу опять.

 Берутся за руки

Будем дружно мы играть.

 

В путешествие мы хотим опять!

 Идут по кругу

Воспитатель. Ребята, сегодня по дороге в детский сад мне встретились две одинаковые, весёлые и озорные девчонки – Оля и Яло. И они подарили вот этот красивый сундучок, но как я ни пыталась его открыть, так и не смогла. И тогда девочки, хитро улыбаясь, мне сказали, что для того, чтобы его открыть, нужно угадать, что там лежит. Вы мне поможете?
 
На стене висит картина,
И чего там только нет:
И шкафа половина
И дедушкин буфет.
И даже телевизор
В картине засверкал.
Шагал кот по карнизу –
В картину попал.
(Зеркало)

Воспитатель. Правильно, это зеркало.

Посмотрите вот сундучок и открылся. А какие красивые зеркала в нём лежат! (Показывает детям). Я сейчас дам вам подержать зеркала в руках!
(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по зеркалу, дети их рассматривают).

Воспитатель. Ребята, посмотрите на своё зеркало и зеркало своего друга и скажите мне, все ли зеркала одинаковые? (Нет) А чем же они отличаются друг от друга?

Дети. По форме (круглые, квадратные, овальные, прямоугольные). По величине (большие, маленькие).

Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Каждому зеркалу своё место».

Игра «Каждому зеркалу своё место»

Воспитатель предлагает для каждого зеркала найти свой дом. Перед детьми три коробки – это домики для зеркал. Детям, у которых зеркала круглой формы, найти домик для своего зеркала; затем детям, у которых зеркала овальной и прямоугольной формы, найти домики для этих зеркал.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Очень быстро нашли домики для своих зеркал! А я знаю волшебную страну под названием Зазеркалье, не хотите ли туда отправиться? Но, сначала надо открыть дверь в эту волшебную страну.

Пальчиковая гимнастика «Дверь в Зазеркалье»

Начинаем колдовать –
Двери в сказку открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий.
Мы его сперва покрутим,
А потом два раза дунем,
Покачаем – раз, два, три…
Двери в сказку отопри.
Дверь открывается –
Путешествие начинается!

Воспитатель. Вот мы с вами попали в страну Зазеркалье! А как вы думаете, почему эта страна так называется? (Эта страна состоит из зеркал). Ребята, представьте, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Как же мы можем увидеть своё отражение? (в воде, в металле).

Опыт 1 «Отражение в воде»

Дети работают в группах. На каждом столе посуда с водой, песком, речными камушками, цветная бумага. Вода налита в прозрачную посуду и поставлена на белую бумагу.

Воспитатель. Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. Мы с вами сказали, что своё отражение можно увидеть в воде рек и озёр. Вот у нас тоже вода. Мы видим в ней своё лицо? Правильно, видим. Почему? Потому, что на дне реки песок, ил, поэтому дно тёмное. А у нас вода прозрачная. А можно сделать так, чтобы мы здесь тоже могли видеть своё отражение?

Вывод: Посуду с водой нужно ставить на тёмную бумагу, чтобы дно стало тёмным. Тогда отражение будет чётким.

Воспитатель. А когда ветерок дул воду, в ней были видны только солнечные блики. А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя больше не видим. Ребята, так что же мы с вами сделали, что у нас стало видно отражение лица в воде?

Вывод: отражение видно только при спокойной воде.

Опыт 2 «Отражение в металле»

Воспитатель. Люди, чтобы увидеть своё отражение, брали кусок металла и долго – долго тёрли его мягкой тряпкой, полировали его.
(Показать детям металлический предмет, в котором можно увидеть своё отражение.)

Опыт 3 «Изготовление зеркала»

Воспитатель. Прошло время, и человек научился изготавливать маленькие зеркала для того, чтобы носить их с собой. После проведения опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это ещё не зеркало. Отражение даёт тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.

Давайте представим, что я – мастер, а вы - мои ученики. И мы с вами попробуем сделать зеркало. Берём стекло, держим его на свет. Мы себя видим? Нет. Почему? Правильно, потому, что стекло прозрачное. А что надо сделать, чтобы увидеть своё отражение? Наложить на стекло что-нибудь тёмное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмём стекло и фольгу. Фольга – тонкий слой металла. Стекло – вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося стекла могут вас поранить. Мы должны обращаться со стеклом очень осторожно. Поэтому я сама наложу фольгу на стекло. Вот и получилось зеркало. А теперь поиграем.

Речь с движением «Будь зеркальным отражением»

 Будь зеркальным отражением,
Повторяй мои движенья –
Раз, два, три –
И снова повтори.

(Под музыку дети повторяют движения вместе с воспитателем).

Воспитатель. Мы с вами отправляемся дальше в Зазеркалье. А чтобы пройти дальше – сосчитайте все отражения, которые встретятся на вашем пути:

В тихой заводи пруда
Отражались два бобра,
Три енота, пять ежей
Подскажи скорей,
Сколько было всех зверей? (10)

Бабушка с лукошком,
Пёс и рыженькая кошка
Сколько в водичке
Отражалось птичек? (ни одной)

 Я в зеркале увидел отраженье:
Два ёжика жевали печенье,
Две мартышки бросали банан,
Сколько было всех зверей? (4)

Воспитатель. Вот и сосчитали мы все отражения! А сейчас я предлагаю украсить зеркала Зазеркалье, сделать им красивые рамочки с помощью пластилина, крупы, ракушек. После выполнения работы, устроить выставку рамок.

Воспитатель. Но, вот, ребята, подошло к концу наше путешествие в страну Зазеркалье, я, думаю, вам было интересно, и вы узнали много о зеркале. Посмотрите наш волшебный сундучок, тоже путешествовал с нами, давайте его откроем (в сундучке лежат детям угощения).