Классный час "Поговорим о счастье". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: раскрыть смысл понятия «счастье», его составляющие компоненты.

  • Задачи: образовательные: ознакомление и формирование знаний у учащихся о понятии «счастье»; помочь осмыслить каждому понятие «счастье» применительно к самому себе; показать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни.
  • Развивающие: развитие социальных установок, ценностных ориентиров, развитие умений «входить в положение людей», лучше понимать их чувства.
  • Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, формировать чуткое отношение друг к другу.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • ПознавательныеУУД: познакомить с определением слова «счастье» в различных словарях, находить ответы на вопросы, развивать умение наблюдать, делать выводы.
  • Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель занятия с помощью учителя, высказывать свое предположение, строить речевое высказывание, организовывать рабочее место, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • КоммуникативныеУУД: развивать умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное), умение выражать свои мысли точно и полно, высказывать свое мнение, слышать и понимать других; приходить к общему мнению путем обсуждения проблемы и собственных рассуждений.
  • Личностные УУД: проявлять доброжелательность, толерантность; понимать чувства других людей; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Форма проведения: групповая.

Методы: деятельностный, практический, информационно-сообщающий, проблемный.

Приемы: побуждающий и подводящий диалог.

Технологии: здоровьесберегающая, технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, проектная деятельность.

Оборудование: компьютер, колонки, набор украшений, открытки, карандаши, фломастеры, клей, листы А4.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

- Добрый день, девочки и мальчики. Я рада приветствовать вас. - Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на классный час? А я пришла к вам с хорошим, отличным настроением. И хочу поделиться им с вами (показываю солнышко). Улыбнитесь, пожалуйста!

II. Введение в тему. Представление обсуждаемой проблемы.

– Начнем наш классный час. Ребята, обратите внимание на то, что у вас на столах много открыток. Чтобы узнать, чем мы будем заниматься, вам надо исследовать эти открытки и узнать какое слово - пожелание часто пишут в поздравлениях. (Дети находят и называют слово: счастье).

III. Формулирование темы и цели.

- О чём мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о счастье)

- Тема нашего классного часа: «Поговорим о счастье…»?

- А для чего нужно говорить о счастье? Зачем нам это надо? (Ответы детей)

- Цель нашего урока: раскрыть смысл понятия слова «счастье», узнать его составляющие компоненты.

- Ребята, а как мы можем узнать, что такое счастье, что обозначает это слово? Из каких источников мы узнаем об этом? (Ответы детей)

Задачи:

  • Провести опрос среди взрослых и детей.
  • Поработать со словарями, узнать значение слова «счастье».
  • Узнать слагаемые счастья.
  • Представить результаты в виде открытки счастья.

- Ребята, а вы знаете, что 20 марта во всем мире празднуется Международный День счастья. Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 2012 году для продвижения идеи о том, что счастье должно быть задачей государственной политики, а не только личной целью каждого человека.

- Ведущие аналитические агентства ежегодно составляют рейтинг индекса счастья всех стран мира (кадр рейтинг индекса счастья всех стран мира). Поэтому говорить о счастье надо. Ребята, я предлагаю вам создать свою открытку ко Дню Счастья. (Показать 4 задачу)

IV. Включение в систему знаний.

1. - Ребята, а как вы думаете для взрослых людей и для детей счастье - это одинаковые или разные понятия? (Ответы детей)

- Давайте разбираться.

- А что для вас значит счастье? Счастье – это… (Ответы детей + на солнышке вывешиваются слова)

- Молодцы, ребята. Ребёнку для счастья нужна забота и любовь родителей. От покупки любой желаемой игрушки он счастлив.

- А в чем видят счастье взрослые люди? Давайте посмотрим (кадр «Опрос прохожих»)

- Значит, для взрослых людей счастье - это любовь, рождение детей, полноценная семья, работа. (Ответы взрослых по видео + на солнышке вывешиваются слова).

- Значит, каждый человек понимает по-своему, что такое счастье.

2. - А как в научных источниках определено понятие счастье. У вас на партах лежат словари. Найдите в них значение слова счастье и зачитайте. (Дети работают со словарями «Толковый», «Этимологический», «Библия») (Можно высвечивать на слайде)

Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова

Счастье-1.Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. (На солнышке вывешиваются слова).

Этимологический словарь. На страницах данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть, доля». (На солнышке вывешиваются слова).

Толковый словарь Владимира Ивановича Даля. 

«Счастье - рок, судьба, часть и участь, доля. Случайность, неожиданность, талант, удача, успех…»

- Давайте подведём итог. Из каких же компонентов складывается счастье?

Вывод: счастье - это здоровье, удача, успех, любовь, дети, семья, приятные моменты жизни, радость, добро (Озвучивают надписи на солнышке дети)

V. Выполнение продуктивного задания.

- Ребята, а сейчас давайте попробуем компоненты счастья изобразить на открытках, которые вы сами сделаете своими руками и написать пожелание всем людям мира. Работать будете в группах.

- Давайте разберем план выполнения работы:

1. Продумать, что будем изображено на вашей открытке.

2. Подобрать соответствующий материал. Он находится на столах в коробочках.

3. Распределить работу между членами группы.

4. Выполнить работу.

5. Написать пожелание.

6. Оценить выполненную работу по критериям, которые записаны на листах оценивания работы группы.

Критерии оценивания

№ п/п

Параметры

Баллы

1

Идея открытки воплощена

максимально

частично

слабо

2

Организация работы в группе, занятость при работе

чёткое распределение работы и полная занятость

занятость без чёткого распределения

неполная занятость

3

Красочность, аккуратность исполнения работы

аккуратно, текст без ошибок

в тексте допущены ошибки

работа выполнена небрежно

 

Итого:

 

 

 

7. Подготовить презентацию - выступление.

VI. Защита проектов.

Ребята защищают свои проекты. Выходит вся группа и говорит о работе + оценку группы.

Подведение итогов по цели и задачам.

VII. Рефлексия.

Когда отмечают праздник День счастья? А можем мы продолжить нашу работу? Что можно ещё сделать? (можно спросить у родителей о счастье, написать сочинение «Счастливые минуты в моей жизни», сделать подарки и провести праздник в этот день)

Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие «счастье», с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.