Сценарий занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе на тему «Лесная аптека» в рамках проекта «Лекарственные растения»

Разделы: Работа с дошкольниками


В данном материале представлен опыт по речевому развитию дошкольников в сфере экологического воспитания.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

  • формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы.
  • дать понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой, охранять природу и по мере возможности восстанавливать ее богатство.
  • обогащать чувственный опыт детей, способствовать накоплению конкретных сведений о растениях.

Воспитательные задачи:

  • продолжать развивать (отрабатывать) разные формы речевой деятельности детей: беседа, монолог, диалог.
  • учить формировать выводы, делать обобщения.
  • воспитывать экологическое сознание; вырабатывать правильные формы взаимодействия с окружающим миром (живой и неживой природы)

Предварительная работа:

  • наблюдения в природе за лекарственными растениями;
  • сбор гербариев лекарственных растений;
  • беседы о заготовке и использовании лекарственных растений при некоторых заболеваниях;
  • чтение художественной литературы: К.И. Чуковский, В. Бианки, М. Пришвин, Паустовский.
  • работа с родителями по сбору и заготовке лекарственных растений совместно с детьми в летний период.

Ход занятия

Воспитатель - К нам сегодня придет сказочный герой, а кто, вы сейчас узнаете сами. Послушайте, пожалуйста, отрывок из художественного произведения К.И. Чуковского («Доктор Айболит» в прозе)

Входит Айболит с чемоданчиком.

Айболит - Ребята, здравствуйте! У меня закончились все обычные лекарства (показывает пустые пузырьки, флакончики). Нет мазей и микстур, а звери все идут и идут ко мне лечиться. Что же мне делать (проблемная ситуация, предложенная детям). Чем можно еще лечиться, подскажите!

Дети - можно лечиться лекарственными растениями, травами.

Воспитатель - Доктор Айболит, приглашай своих больных. Мы поможем их вылечить.

Входит лиса, с порезанной лапой.

- Чем можно залечить рану и остановить кровь?

Лиса

- Доктор, доктор, помогите,
Лиске лапку излечите.

Доктор - Что случилось, говорите!

Лиса - Кровь бежит - остановите!

Воспитатель - Ребята, какое растение останавливает кровь и залечивает ранку?

Ответы детей: подорожник (на экране появляется изображение подорожника)

Воспитатель - Дети, кто расскажет об этом растении?

Ульяна - Это растение называется подорожник, оно растет вдоль дорог, у него большие темно-зеленые листья. Нужно сорвать листок, помыть, приложить к ранке и забинтовать. Кровь остановится и ранка заживет.

Дает доктору подорожник.

Доктор благодарит детей, уводит лису за медицинскую ширму, лечит.

Входит медведица, у нее кашель.

Медведь

- Доктор, доктор, помогите,
И мой кашель полечите!

Доктор

- Дети, может, есть трава такая,
Та, что кашель убирает?

Дети предлагают лекарственное растение - мать-и-мачеху, рассказывают о нем (на экране изображение мать и мачехи)

Глеб  -  Это растение можно найти около речки, пруда. У него большие, округлой формы листья. Одна сторона листа гладкая и холодная, другая - ворсистая и теплая на ощупь. Это растение нужно заваривать и пить и кашель пройдет. Очень вкусно и полезно с медом.
Дает коробочку с засушенными листьями доктору.

Приходит зайка:

Заяц

- Ой, как горлышко болит, и хрипит оно, саднит.
Доктор, доктор, помогите,
Горлышко мне полечите!

Доктор - Дети, посоветуйте, как помочь зайчишке! В вашей «Зеленой аптеке» есть лечебная травка?

Дети предлагают ромашку.

Рассказ о ромашке.

Приходит белка.

Белка

- Я по веточкам скакала, шапочку не надевала.
Заболела, простудилась,
Мама-белка рассердилась!
Доктор, доктор, помогите
И простуду полечите!

Доктор - Ребята, есть ли в вашей лесной аптеке растение, которое может помочь белочке?

Женя - Можно заварить чай из цветков липы и листьев малины и белке сразу станет лучше. И скажите, белочке, что надо много пить этого отвара (дает коробочку с засушенными травами).

Воспитатель - Дети, а что нужно делать, чтобы не болеть?

Правильно, нужно делать зарядку!

Физкультминутка «Птичья зарядка»

Вопросы детям:

  • как правильно заваривать чай из лечебных трав;
  • как нужно хранить травы;
  • как правильно назвать чаи: (из липы - липовый, из малины -малиновый, из смородины – смородиновый).

Доктор выходит из-за ширмы со зверятами.

- Ребята, ваши волшебные травки вылечили всех зверят, спасибо вам большое.

Воспитатель - А сейчас, уважаемые гости, предлагаем вам отведать наши чаи и отгадать, из какого лечебного растения они приготовлены по вкусу и запаху.

Дегустация лечебного чая.

Воспитатель говорит, что есть чаи укрепляющие иммунитет, и мы всех приглашаем его отведать.

Дети поют песню «Русский чай».

Угощение чаем (с баранками, печеньем, вареньем из полезных ягод).