Реализация программы дополнительного образования «Ритмика» в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонично умственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

Согласно ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки).

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Использование элементов танцевально-ритмической гимнастики в образовательно-воспитательном процессе с воспитанниками старшего возраста создаёт необходимый двигательный режим, улучшает общую моторику движений, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.

Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника с речевыми нарушениями  средствами танцевально-ритмической  гимнастики.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности, содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев, развивать ручную умелость и мелкую моторику.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И СОЗИДАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях, развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

Ожидаемые результаты:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
  • содействие развития чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, общей моторики;
  • снижение уровня тревожности, снятие «мышечного панциря»;
  • развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Элементы программы танцевально-ритмической гимнастики мы  используем в коррекционных группах на протяжении 2-х лет (старшая и подготовительная), элементы  включены в образовательно-воспитательный процесс, в дополнительное образование. На занятиях по развитию речи, музыки, лепке, рисованию, аппликации танцевально-ритмическая  гимнастика применяется в основной и заключительной частях. В основной части – пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательную гимнастику или релаксационные упражнения. В заключительной части занятия: игроритмику,  игротанцы, игропластику.

Программа включает несколько разделов:

  • Раздел «Игровой»: музыкально-творческие игры и специальные задания. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
  • Раздел «Игроритмика», «Игрогимнастика», «Игротанцы» являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, обеспечивающих формирование умений и навыков, способствуют повышению общей культуры ребёнка

Элементы этих разделов используются на основных занятиях и во второй половине дня. Целесообразно включать их в физкультурные минутки, развлечения, праздники, утренней зарядке. Особенно хорошо сочетаются различные элементы танцевальной гимнастики с физкультурными и музыкальными занятиями.

  •   Раздел «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
  • Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Заимствуются из данного раздела методы и приёмы, направленные на развитие моторики рук и согласованности движений в системе «глаз – рука». Эти элементы хорошо сочетаются на занятиях по развитию речи, аппликации, лепке, рисованию, что позволяет благоприятно влиять на развитие координации движений детей с речевыми нарушениями.
  • Раздел  «Пальчиковая гимнастика» служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащает внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Эти упражнения также необходимы в коррекционной работе с дошкольниками, легко включаются почти во все занятия, очень нравятся детям и дают хороший эффект.
  • Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Эти игры и упражнения, применяются с целью активизации познавательной активности, повышения энергетического потенциала за счет усиления кровообращения во время и после процедуры самомассажа. Дети за год обучены многим способам самомассажа, с удовольствием выполняют его на занятиях, в утреннее время, на зарядке и др.
  • Раздел «Игры-путешествия» включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, даёт возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь. Этот метод незаменим на обобщающих занятиях, играх-развлечениях, театрализованной деятельности, проектной деятельности.
  • Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, где дети используют приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – всё то, что требуется для достижения поставленной цели. Особенно необходимы элементы этого раздела дошкольникам с фонетико-фонетическими нарушениями речи, так ребята, подражая правильным образцам речевых норм, закрепляют поставленные звуки. Активно эти элементы используются учителем-логопедом на индивидуальных и групповых занятиях.
  • Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий. Творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. Методы и приёмы раздела лучше всего способствуют снятию тревожности, агрессивности, импульсивности дошкольников поэтому, они активно применяются  воспитателями и педагогом-психологом в своей работе, на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях, динамических паузах, при смене видов деятельности, утренних сборах, подвижных играх и т. д.

Эффективность использования элементов танцевально-ритмической  гимнастики оценивается по специально подобранным методикам. В диагностический пакет входит следующий инструментарий:

  • «Влияние физических упражнений на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Н. А. Ноткина – отслеживает руководитель физического воспитания.
  • «Диагностика психо-моторного развития детей дошкольного возраста» Н.А.Ниткина, Л.И. Кузьмина – отслеживает педогог-психолог.
  • «Тесты для оценки физической подготовленности старших дошкольников» Т.С.Грядкина (руководитель физического воспитания).
  • Тест тревожности Р.Теммл, В.Амена (педагог-психолог).
  • Развитие активного словаря, связной речи отслеживается учителем-логопедом по методике О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда».
  • Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н.А. Ветлугиной.

Реализация программы дополнительного образования «Ритмика» в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с нарушениями речи показала  следующие  результаты:

1. У детей повысились:

  • развитие мышечной силы (с 36% до 80% по среднему уровню);
  • гибкость (с 31% до 86% по среднему уровню);
  • скоростно-силовые способности (с 57% до 71% по среднему уровню);
  • координационные способности (с 57% до 78% по среднему уровню).

2. У детей подготовительной  логопедической группы из 41% детей с высоким уровнем тревожности по окончанию курса занятий не осталось дошкольников с высокой тревожностью, за счет увеличения количества детей со средним уровнем тревожности.

3. По результатам логопедического обследования:

  • у 64,3% воспитанников повысился уровень развития активного словаря до высокого уровня, у 35,7% до среднего уровня;
  • у 48% воспитанников повысился уровень развития связной речи до высокого уровня, 52% до среднего уровня.

4. По результатам музыкальных и физкультурных  способностей  дети научились  передавать в пластике музыкальный образ, используя следующие виды движений:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
  • бег – лёгких, ритмичный, передающий различный образ, широкий (волк), острый (бежим по «горячему песку»);
  • прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп, лёгкие поскоки;
  • общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движения, махи, пружинность); упражнение на гибкость, плавность движений;
  • имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние;
  • плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.