Использование нейропсихологических методов на логопедических занятиях в условиях ФГОС

Разделы: Логопедия


Ухудшение экологической обстановки, социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы, высокий уровень заболеваемости матерей способствуют увеличению числа детей с особыми образовательными потребностями.

У большинства детей с отклонениями в развитии, кроме основной патологии, отмечаются нарушения мелкой моторики.

Исследования отечественных физиологов доказали связь развития руки с развитием мозга. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областями головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фомина, на основе проведённых обследований большого количества  детей, выявила  следующую закономерность: если  развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Недоразвитие ручной моторики детей с особыми образовательными потребностями проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений.

Наиболее ярко недостаточность развития мелкой моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движения, точной работы различных мышечных групп.

Такие дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Поэтому многие не любят рисовать. Особенно видна моторная неловкость на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Нарушения тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движения по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы. Большинство детей  не справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулаках или расправляя их. Выполнение заданий при этом характеризуется дизмертрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.

На занятиях оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнить самые простые движения, т.к. требуется пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Многие дети 5–7 лет не интересуются играми с конструкторами, не любят играть мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей с паретической формой нарушения часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к. дети долго не проявляют интереса к рисованию и другим видам ручной деятельности.
Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии является развитие пальцевой моторики.
Развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности. Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

Требования к проведению пальчиковых игр:

  1. Для повышение эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы рук. 
  2. Для повышения коэффициента полезного действия, упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
  3. Подбор упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
  4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Основные направления развития мелкой моторики.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями можно включать в коррекционный процесс различные упражнения на развитие мелкой моторики:

  1. Кинезитерапию  («Кулак – ребро – ладонь», «Колечко», «Лезгинка», «Ухо – нос» и т.д.;
  2. Пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр и т.д.);
  3. Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, семена);
  4. Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, скрепки, мелкие игрушки);
  5. Завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, замков;
  6. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение);
  7. Работа с бумагой (складывание, обрывание, выкладывание узоров);
  8. Работа  карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графического задания, графический диктант);
  9. «Сухой бассейн»;
  10. Использование Су-Джок массажера.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  • Повтори движение. Педагог показывает пальцами «фигуру» («Заяц», «Коза рогатая», «Шарик» и т.д.), ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру».
  • Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть в игры с рисованием. Обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту. Можно использовать разные трафареты геометрических фигур, животных, птиц и т.д.
  • Рисунки на крупе. Тонким равномерным слоем рассыпать по подносу любую мелкую крупу. Провести пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем ребенок сам рисует несколько хаотических линий или какие-нибудь предметы (волны, дождик, забор, дорога), цифры, буквы и т.д.
  • Мозаика из пуговиц. Из пуговиц разного цвета и размера сначала педагог выкладывает рисунок, затем дети выполняют по образцу. После того, как дети научатся выполнять задание без помощи педагога, можно предложить придумывать свои варианты рисунков. Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.