Окружность и её элементы. Знакомство с понятиями. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК: «Начальная школа XXI века».

Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для формирования представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах и познакомить с их элементами, развивать практическое умение – пользоваться циркулем.
  • Развивающая: создать условия для развития творческой деятельности, речи и мыслительных операций: обобщение, анализ, сравнение.
  • Воспитательные: создать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, активности, способности к познанию.

Оборудование: геометрические фигуры (квадрат, куб, шар, круг), модель круга (на каждого ученика), учебник для 2 класса В.Н. Рудницкой  «Математика» 1 часть, рабочая тетрадь, циркуль, линейка, картинка с изображением Карандаша (человечка), альбомные листы с изображением окружностей, карточки.

Ход урока

I. Организация класса

«Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!»

II. Актуализация знаний

Игра. На столе разложены различные геометрические фигуры (накрыты платком).

- Найдите на ощупь: квадрат, куб, шар, круг.

- Чем отличаются? (учитель держит в руках и показывает шар и круг).

III. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке, мы с вами отправимся в удивительную страну геометрию, где познакомимся с новой геометрической фигурой и её элементами.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с понятием «окружность».

- Найдите на столе у каждого из вас круг. Возьмите его в руки. Обведите пальчиком границу круга так же как я.

- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется граница круга? (выслушав ответы детей, учитель вывешивает карточку на доску).

- Прочитайте слово: по слогам, с ударением. Закройте глаза, представьте это слово и ещё раз проговорите его по слогам.

- Какие буквы в этом слове похожи на окружность? («О»). А что вы можете рассказать об этих буквах? (Это безударные гласные, которые нужно запомнить.)

- А теперь возьмите круг, положите его на страницу тетради и обведите шаблон по его границе.

- Уберите шаблон. Посмотрите, у вас получилась окружность. Но для того, что бы построить окружность, не обязательно каждый раз пользоваться шаблоном.

2. Построение окружности с помощью циркуля.

а) - Для построения окружности существует специальный инструмент.

- Послушайте загадку:

«Сговорились две ноги
Делать дуги и круги». Это ...... (циркуль).

Учитель вывешивает карточку на доску и показывает инструмент.

- Обратите внимание на гласную, которая пишется после буквы «Ц». Кто может объяснить?

- Какое слово спряталось в слове «циркуль»? («цирк»).

- Слово «цирк» в переводе с латинского языка означает «круг».

- Как вы думаете, почему значение слова связано с кругом? Вспомните, как выглядит арена. (Она круглая,  как-будто её построили с помощью циркуля).

б) - У циркуля есть 2 ножки: одна - с остриём, другая - с грифелем.

С циркулем нужно работать очень осторожно. Назовите правила пользования циркулем (нельзя подносить к лицу и глазам, нельзя передавать циркуль соседу иглой вперёд, нельзя им играть, циркуль должен находиться в специальном футляре).

- А теперь посмотрите, как работают с этим инструментом (показ учителя): «Разведу ножки  на небольшое расстояние: ножку с остриём ставлю на бумагу, а ножка с грифелем касается бумаги. Аккуратно поворачиваем циркуль вокруг своей оси, при этом сохраняя расстояние между ножками, и получаем окружность. Если расстояние изменится - окружность не получится».

в) - Начертите окружность в тетрадях так же как я. (самостоятельная работа детей, помощь учителя), но сначала повторим порядок работы.

г) Обобщение:

- Что вы начертили? (окружность). Как вы думаете, почему её так назвали?

- Окружность - линия, которая идёт по границе круга.

- Посмотрите на свои фигуры. Чем круг отличается от окружности? (показать).

- Круг - это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью; его можно погладить. Погладьте. Окружность - это только граница круга (проведите пальчиком по линии), внутри пустая. Круг и окружность как брат и сестра. Они всегда вместе! Нарисовали окружность - возник круг, вырезали круг - ножницы обозначили окружность.

Физминутка.

- А теперь отдохнём, встаньте!- Начертите окружность:

  • левой рукой в воздухе;
  • правой ногой на полу;
  • на спине у соседа;
  • носом на потолке.

-  Садитесь! Продолжаем работать дальше!

3. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 88, найдите №6.

Рассмотрите: как изображаются на плоскости круг и окружность. Сравните. В чём сходство и различие?

- А  какие предметы в учебнике на странице 87 в №1 являются окружностью? (Обруч, огненное кольцо, оправа от очков). Назовите предметы, которые имеют форму круга. (Стекло от очков, леденец, солнышко). Приведите свои примеры.

- Ребята, к нам на урок пришёл гость - весёлый Карандаш и принёс с собой замечательную песенку про круг и окружность (вывешивается картинка с изображением Карандаша).

- Послушайте её (учитель поёт):

«У круга есть одна подруга
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется ..... » (окружность).

4. Элементы окружности

- Дома вы можете сочинить свою песенку про круг и окружность.

- А сейчас Карандашик просит вас помочь ему выполнить некоторые задания:

а) - Как и любая фигура, окружность тоже имеет свой центр. Помогите найти её Карандашу.

- Как вы думаете, где она будет находиться? (Найдите у себя прокол от острой ножки циркуля - это и есть центр окружности).

- Отметьте его точкой и обозначьте латинской буквой «O».

б)  - На странице 87 учебника, на чертеже найдите центр окружности.

- А какой ещё элемент окружности вы видите на чертеже? Прочитайте!

- Карандашик просит вас помочь ему построить радиус окружности.

- Как же это сделать?

в) - Отметим на окружности точку в любом месте. Я здесь, а вы можете поставить точку в другом месте (показать), но обязательно на окружности и обозначим её латинской буквой «А». (Учитель и дети работают одновременно).

- Соедините точку «А» с центром окружности (по линейке, цветным карандашом).

- Какая получилась фигура? (отрезок ОА).

- Отрезок ОА и есть радиус.

- Радиус - это расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на окружности.

- А можно ещё провести радиус? Кто сможет, попробуйте? (2 ученика у доски).

- Как можно узнать длину радиуса? (с помощью линейки и циркуля).

- Как вы думаете, радиусы, которые мы построили  будут одинаковыми или разными? Докажите! (измерьте с помощью линейки или циркуля).

г) - А ведь знаете, в математике есть ещё одно определение окружности.

- Представьте себе, что вы бы отметили множество точек, которые находятся на одинаковом расстоянии  от центра, и когда их соединили между собой, то, что получилось тогда? (окружность).

- Вот вы и сами дали второе определение окружности: окружность - это множество точек, которые находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности.

5. Рефлексия

- А теперь подведём итог урока, то есть выясним: какие же открытия вы совершили сегодня для себя на уроке? (высказываются дети).

- Ребята, а полученные знания вам в жизни пригодятся? Где?

- Итак, что такое окружность? (2 определения: Окружность - это граница круга, замкнутая кривая линия. Окружность - это множество точек, находящихся на одинаковом расстоянии от центра окружности).

- Как называется этот элемент окружности? (учитель показывает на центр окружности)

- Как называется расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на окружности? (радиус)

6. Творческое задание

– Вы сегодня отлично поработали на уроке, узнали много нового. Молодцы!

А теперь Карандашик предлагает вам немного отдохнуть и выполнить творческое задание.

а)  – Посмотрите, что изображено у каждого из вас на альбомном листе? (окружность)

- Проявив свою фантазию, дорисуйте окружности так, чтобы получились разные предметы. А для этого вам пригодятся знания, полученные на уроках «Окружающего мира» и «Технологии».

- А может быть, кто-нибудь из вас захочет использовать в своей работе не окружность, а круг.

- Что же тогда нужно сделать? Как превратить окружность в круг? (закрасить).

- Итак, приступаем к работе. А интересные работы вы  продемонстрируете нашему Карандашику в конце урока. (Включить музыку).

б) Просмотр интересных работ детей и учителя (эмблема олимпийского флага – на основе окружности и дорожный знак «Движение пешеходов запрещено» - на основе круга).

7. Домашнее задание

  • Дома потренироваться в построении окружности с помощью циркуля и нахождении её элементов: центра и радиуса (всем учащимся обязательно).
  • Сочинить песенку или стихотворение про круг и окружность (по желанию учащихся).