Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема

Разделы: Начальная школа


Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, познавательная деятельность, формирование интереса к миру профессий.

Интерес по определению толкового словаря С.И.Ожегова – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [8].
По словарю Д.Н. Ушакова, интерес – это внимание, возбуждаемое по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким [12].

Психологический словарь толкует понятие «интерес» эмоциональным состоянием, связанным с осуществлением познавательной деятельности и характеризуется как побуждение к деятельности [6].

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей деятельности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [6].

Психолого-педагогический смысл понятия «интерес» отражает значимые процессы для младших школьников – от внимания и восприятия до совокупности, и выражается в потребностях личности. По определению педагогов-психологов «познавательный интерес» - это основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психологического образования, так и эмоционально-волевых процессов. По мнению А.Н.Леонтьева, познавательный интерес у школьников процесс не легкий, так как включается в общую линию их развития [15].

По определению Л.С. Выготского, «естественным двигателем» детского поведения, «выражением инстинктивного стремления» является «познавательный интерес», так как он указывает на то, что деятельность ребенка совпадает с его потребностями» [15].

С точки зрения Г.И. Щукиной, «избирательная направленность, обращенная к познанию, ее предметной стороне и самому процессу овладения является познавательным интересом» [14].

Н.Г. Морозова определяет, что важной личностной характеристикой школьника является познавательный интерес или мотив, так как он способствует увеличению познавательно-эмоционального отношения к учению». По словам автора, познавательный интерес – отражение сложных процессов в мотивационной сфере деятельности [7].

Выявление психолого-педагогической сущности формирования интереса младших школьников к миру профессий следует начать с определения сущности понятий, которые составляют основу проблемы исследования. Для формирования интереса к миру профессий младших школьников следует начать с профессионального просвещения (знакомства), а затем определять склонности учащихся к определенному роду профессий. При работе по профессиональному просвещению, более важным является формирование у младших школьников интереса к профессиям. Усвоение и переработка полученной информации о профессии в процессе обучения приводит к получению школьником устойчивого положительного отношения к профессиям [10].

По определению Н.С. Пряжникова, обеспечение гарантий в выборе профессии; достижение баланса между профессиональными интересами и психофизиологическими особенностями личности; прогнозирования профессиональной успешности; содействие непрерывному росту профессионализма личности являются целями осуществления профориентационной работы [10].

Что касается младших школьников, выбор профессии связан со стремлением ребенка участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как ролевая игра, которая заполняет эту потребность [11].

По словам Резапкиной Г.В.: «У ранней профориентации достаточно сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы – ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать. Противники представляют себе школьников в форме шахтеров, пожарников или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые, которые озабочены судьбами отечественной экономики» [11].

Резапкина Г.В. утверждает: «Путь представлений о мире профессий начинается с 2-х, 3-х лет и продолжается до 10-12 лет. В данный период времени у детей закладываются знания о профессиях путем «проигрывания» действий профессионалов, подражая взрослым в ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин». Как считает автор, в начальной школе следует проводить профориентационную работу, используя задачи программы и методики адекватно возрастным особенностям. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, используя различные виды игр, мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни. Данные приемы будут помощниками в формировании интереса к миру профессий» [11].

По словам Резапкиной Г.В: «Психологическая диагностика – наиболее сложная часть профориентационной работы. Если проводить диагностику, то аккуратно, в игровой форме, и только в случае, если она встроена в занятия на знакомство с миром профессий, воспитывая при этом универсальные профессиональные качества и трудовые навыки» [3].

Е.А. Климов считает, что разнообразие трудовой деятельности человека, является основным и важным звеном социальной адаптации ребенка и утверждает, что формировать интерес к миру труда следует с первого года обучения в школе [3].

С.Н. Чистякова утверждает, что основная цель пропедевтики – это формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности. Достижение данной цели формирует следующие задачи: формирование осознанного представления о профессиях и деятельности; развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки [13].

По мнению А.Д. Копытова, формирование интереса и представления детей о профессиях и труде, учитывая склонности и индивидуальные особенности являются основной задачей учителя начальных классов Учитель должен формировать интерес к будущей профессии для того, чтобы интерес перерастал в склонность и увлеченность [4].

Кочетов А.И. утверждает, что школа и учителя не располагают методиками безошибочно выявить способности и склонности учащихся к определенной профессии. Поэтому о способностях и склонностях младших школьников к определенным профессиям судят по успехам в учении и участию в общественной работе [5].

По мнению А.И. Кочетова знакомство ребенка с разнообразными видами профессий не только развивает кругозор, но и может способствовать раннему проявлению и конкретизацию его интересов и склонностей по отношению к профессии [5].

Основными задачами формирования интереса к профессиям в начальной школе являются: формирование любви и положительного отношения к труду; понимания роли в жизни общества; развитие интереса к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения. Е.Н. Землянской предлагается включать в структуру уроков начальной школы профориентационную игровую деятельность, которая позволяет разнообразить уроки и сделать их эмоционально-окрашеными [2].

Таким образом, рассмотрев проблемы формирования интереса младших школьников к миру профессий, можно отметить, что согласно возрастным особенностям основная цель работы – это формирование представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда и положительного отношения к труду. Формирование интереса младших школьников к миру профессий развивает кругозор и способствует раннему проявлению его интересов и склонностей к определенному профессиональному виду деятельности.

Литература.

  1. Зеер Э. Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориенталогия: Теория и практика: учеб.пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.
  2. Землянская Е.Н. Мир труда и профессий: Сборник дидактических материалов для начальной школы./ Землянская Е.Н. – М.:ИОСО РАО, 2000. – 123 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  4. Копытов, А.Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст] / А.Д. Копытов. Томск, 1993. – 80 с.
  5. Кочетов А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. – М., 2006. – 160 с.
  6. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
  9. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  10. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003 – 400 с.
  11. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005. – 208 с.
  12. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.: изд. АСТ. – 2004.
  13. Чистякова С.Н. Рассказы о профессиях: книга для чтения по предмету «Технология». - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  14. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
  15. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 4. — С. 122—124.