Урок по окружающему миру на тему "Что мы знаем о народах России". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Окружающий мир, 1 класс.

Цель: дать представление о национальном характере России, этническом виде лица и о национальном костюме разных народов; познакомить с национальными праздниками.

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

Планируемые результаты (предметные)

 Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Образовательные ресурсы

Учебник: «Окружающий мир» (авт.А.А.Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (авт. Н.А.Соколова); картинки-пазлы (для групповой работы); презентация

 

Этапы урока

Ход урока

 Формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.

 

 

Актуализация знаний

Повторение

- На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. 
- Вспомните, как называется наша страна?
- Какие главные символы страны запомнили?
- Что означают три цвета флага?
- Что символизирует герб?

 

 

 Дети повторяют пройденный материал

Фронтальный

Формулирование темы, планирование деятельности 

- Сегодня  мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране.
- Посмотрите на слайд, действительно, наша страна занимает огромную территорию и населяют ее разные народы.
(Показывает карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах)
- Подумайте, что связывает друг с другом все народы России?
- Какова тема нашего урока?
- Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» 
- Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать? Прочитать (с.12) в учебнике.
- Почему нам нужно знать о народах России?
- Подумайте над этим вопросом во время нашего путешествия.

 

 

 

Высказывают свое мнение

Коллективный

Формулирование темы и цели урока

Открытие нового знания Игра «Пазлы»
- Мудрая Черепаха просит собрать картинки, чтобы узнать куда же мы отправимся.
(Картинки- пазлы: Москва, Крайний Север, Ангарск, Кавказские горы, Восточно- Европейская равнина)
Работа в группе (по 4 человека)
Дети собирают пазлы и определяют место на картинке
Групповой
  1 группа
- Что у вас  получилось?
- Наш самолётик приземляется на Восточно-Европейской равнине. (Слайд )
- Русские составляют большую часть Российского населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху – косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче - сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан. Одним из праздников является Масленица. Рассказ подготовленных учащихся о празднике
- Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ.
- Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги. Рассказ о празднике Сабантуй

Отвечает один представитель от группы - Восточно-Европейская равнина

 

 

Рассказ учителя

 

 

Индивидуальный

 

Фронтальный

  2 группа - Кавказ (Слайд)
- Наш маршрут – (отвечает представитель 2 группы) на Кавказ.  Какие особенности костюмов народов Кавказа?
Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями. Очень интересна кавказская свадьба (Рассказ сопровождается показом презентации)

 

- Кавказ

Дети отмечают наличие кинжала, папахи и т.д

Индивидуальный

Доклады учаащихся

  3 группа - Уральские горы (Слайд)
- Наш самолёт летит к Уральским горамНароды Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртый по численности народ России.
- Уральские горы

Индивидуальный

Сообщения учащихся

  4 группа - Крайний Север (Слайд)
- Крайний север – это самый холодный и дальний край нашего Отечества, где дольше всех гостит зима.
Люди одеваются в одежду из оленьего меха.
Праздники народов Севера связаны  с природой, одним из значимых является Вороний праздник- праздник встречи весны
- Чем отличаются люди разных национальностей?
- Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. Также свои традиции, праздники, обычаи
- Много различий между  народами, но еще больше между ними общего.
- Подумайте, что может объединять, связывать друг с другом народы России?
- А сейчас отправимся в главный город нашей страны.

- Крайний Север

- внешний вид, костюмы

Ответы детей

 

 

 

- страна

 
  5 группа - Москва (Слайд)
- А кто назовет самый главный город нашей страны?
- Да, Москва – самый большой и красивый город России.
- Вот еще одно общее у всех народов России. Это столица Москва.
- Кто бывал в Москве? Что можете рассказать?
- Москва  
  6 группа - Ангарск
- А сейчас нам пора возвращаться домой.
- А как называется место, где мы родились и живём? Что вы знаете о своей малой родине, расскажите.
   

 

Проверка домашнего задания

- Нетерпеливый Муравьишка еле дождался, чтобы спросить у вас, что же рассказали вам родители о нашем родном городе. Год образования? Герб? Достопримечательности? Знаменитые люди?
- В какой области находится наш город? Какие народы населяют наш край?
- Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью.
Все они являются равноправными гражданами России.
В нашем городе проживают  люди более 100 национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями.
- Вернёмся к нашему проблемному вопросу: Почему нам нужно знать о народах России?

Дети рассказывают сообщения, которые подготовили дома

Самооценка

Итог.
Рефлексия

- Какая была тема урока?
- Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- Узнали, почему Россию называют союзом братских народов?
- Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.

Учащиеся показывают один из смайликов и объясняют свой выбор

 

Д\З

Рабочая тетрадь (с. 4) задание №1, 2