Урок обобщения и закрепления знаний учащихся по теме "Действия с обыкновенными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: обыкновенные дроби


Возрастная группа: 5 класс.

Цель создания:

  • образовательная: проверить уровень сформированности у учащихся навыков выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями в различных учебных ситуациях;
  • развивающая: научить применять методы  научного познания при решении примеров на различные действия с дробями: анализировать взаимосвязи между компонентами арифметических действий, сравнивать числа по различным признакам;
  • воспитательная: показать культуру общения при работе в группах: умение слушать и слышать товарища, отстаивать своё мнение, взаимопомощь.

Оборудование: раздаточный материал в конвертах с названиями этапов игры, карта, черновики, ручки, коробки-копилки по одной на группу.

Содержание игры: Игра представляет собой квест - настольную игру, состоящую из шести этапов (заданий). Прохождение каждого этапа приводит к получению ключа-шифра, который пригодится детям при решении следующих заданий. Найденные ключи дети складывают в коробки-копилки на своём столе, чтобы потом воспользоваться ключами по мере необходимости на разных этапах игры. Детям предлагается карта, которая указывает путь к саду с молодильными яблоками. Воспользовавшись этой картой, группы «проходят» путь к саду, выполняя задания из конвертов поэтапно от 1 к 6-му.

Методические рекомендации по реализации игры:

В игре участвуют группы по 3 человека. В зависимости от количества групп распечатывается раздаточный материал и раскладывается в почтовые конверты с названиями этапов (можно использовать папки с файлами - одна папка с шестью файлами на группу). Все представленные материалы рассчитаны на одну группу. Задание для всех групп одинаковое. Также каждой группе выдаётся коробка-копилка.

Перед проведением игры следует провести инструктаж, выбрать капитана каждой команды. Во время проведения игры учитель выступает в роли консультанта, учащиеся могут обратиться к нему, если что-то непонятно в заданиях.

Сценарий игры «Спасём царевну!»

Время реализации занятия:45 минут.

Форма проведения урока: урок-игра.

Оборудование:  раздаточный материал, черновики для записей и вычислений.

План проведения урока:

1. Организационный этап.

3 минуты

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 минуты

3. Обобщение и систематизация знаний.

30 минут

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, рефлексия.

6 минут

7. Подведение итогов урока.

4 минуты

Ход урока

1. Организационный этап

Учащиеся делятся на команды по 3 человека. Рассаживаются за заранее расставленные столы, укомплектованные раздаточным материалом, выбирают капитана команды.

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: - Ребята, сегодня мы должны повторить все действия с обыкновенными дробями. Но урок у нас будет необычный. Дело в том, что в царском дворце случилась беда! Заболела царевна. А помочь ей могут только молодильные яблоки из волшебного сада.   Мы с вами отправимся на поиски лекарства для царевны. На ваших столах лежат карты тридесятого царства, на  которых путь из дворца к волшебному саду.

Но просто так взять яблоки  не получится. Путь к саду полон ловушек и тайн.  Чтобы добраться до сада, нужно обойти эти ловушки и открыть тайны. В этом вам помогут герои сказок.

Посмотрите, на ваших столах лежат конверты, в которых вы найдете инструкции для прохождения маршрута. Все конверты пронумерованы. Будьте последовательны в своих поисках. В каждом конверте содержится пошаговая инструкция для выполнения задания. Внимательно прочитайте ее перед началом работы над заданиями. Затем распределите индивидуальные задания по членам группы. После выполнения индивидуального задания приступайте к выполнению общего задания. Участники одной группы могут помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам. После решения каждого задания все материалы, кроме ключей, складываются в конверт с заданием. Ключи складываются в коробку-копилку. Не забудьте подписывать индивидуальные задания.

3. Обобщение и систематизация знаний

Этот этап урока проходит в форме командной игры, в ходе которой учащиеся обобщают усвоенные знания и умения, выполняя задания игры.  Учитель выступает в качестве консультанта. Все инструкции по выполнению заданий учащиеся находят в конвертах.

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, рефлексия

- Ребята, назовите число, которое у вас получилось в результате выполнения последнего задания. Если это число , значит, вы разгадали все загадки правильно и добыли молодильные яблоки. Если получилось другое число, то постарайтесь найти ошибку в вычислениях.

- Какое задание показалось самым простым? Самым сложным? Как вы его решали?

5. Подведение итогов урока

 Оценивается  работа учащихся во время урока участниками каждой группы. Обсуждается степень реализации целей и задач урока.

СОДЕРЖИМОЕ КОНВЕРТОВ

Испытание 1. В избушке бабы Яги. (Конверт №1)

Задание для группы:

- Здравствуйте, касатики! Знаю, знаю я про вашу беду! Помогу я вам добраться до волшебного сада. Разгадайте мои загадки, а я дам вам  то, что поможет в пути.

1) Решите примеры на карточках. (Каждый ученик решает свою карточку).

2) Расшифруйте  ключ_1, используя результаты решения индивидуальных заданий. <Рисунок3>

Зашифрованные слова - названия предметов, необходимых для путешествия.

Испытание 2. На Гиблых болотах. (Конверт №2)

Задание для группы:

- Зачем пожаловали в мои болота? Здесь никто просто так не ходит! Платите пошлину! Ну-ка, что у вас есть? Ага! Никак баба Яга вам помогала? Ну, так и быть, за ленточку красивую дам вам возможность попытать счастья !
Разгадаете мои загадки, пропущу без потерь.

1) Есть у меня  загадочное письмо. Знаю, что под картинками зашифрованы числа. Чтобы прочитать письмо, вам нужно узнать, что же это за числа. Каждому из вас нужно разгадать свою часть послания.

Подсказка: на всех частях послания одинаковые картинки означают одни и те же числа.

2) Заполните числовые значения рисунков в ключе 2.  Положите ключ 2 в копилку на своем столе. Он вам еще пригодится.

Испытание 3. В царстве Кощея. (Конверт№3)

- Кто это не испугался ко мне явиться? Что ищете в царстве моём? Просто так не уйдёте! Чувствую я, клинок  волшебный при вас! Его баба Яга у меня выманила в прошлом году! Давайте его сюда!
А теперь попробуйте пройти моё испытание!

1) В моих сокровищницах горы золота. Заполните пустые ячейки на этих горках цифрами, руководствуясь следующими правилом: число в ячейке должно равняться произведению двух чисел в ячейках ниже.

При заполнении ячеек используйте шифр ключа_2.

2) Сравните числа, на вершинах всех трёх гор золота, определите наименьшее из них. Напишите это число на листе с ключом_3 и положите в копилку. Оно вам пригодится на вашем пути.

Испытание 4. В волшебном лесу. (Конверт№4)

- Здравствуйте, путники! Рады приветствовать вас волшебном лесу!
Знаем, что вы помогаете нашей царевне!
Мы проведем вас через волшебный лес и подскажем, как преодолеть Русалочье озеро, если решите наши задания!

1) Решите примеры по действиям.

2) Выберите наименьший из полученных ответов, и  запишите его как  ключ 4.

Испытание 5. На Русалочьем озере. (Конверт№5)

- Приветствую вас, путники! Знаю, зачем пришли на моё озеро. Помогу вам, если отдадите мне ожерелье, которое вам дала баба Яга.
От озера моего ведут три дороги через горные перевалы. Каждый путь закрыт волшебной дверью. Причем только один из путей ведёт к саду с молодильными яблоками.
Решите мою задачу, сможете выбрать верный путь.

1) Решите задачу.


2) Выберите площадь наименьшего сада. Его площадь будет написана на нужной вам двери.

Это число будет ключом 5.

Испытание 6. В саду с молодильными яблоками . (Конверт№6)

Вот вы и добрались до сада с молодильными яблоками. Осталось получить яблоко для царевны.
Для этого вам понадобятся те ключи, которые вы собирали в дороге.
Вставьте ключи в схему и выполните действия.

ИСТОЧНИКИ

  1. Баба Яга http://liubavyshka.ru/_ph/8/1/521013870.jpg
  2. Пиявка http://www.tks.ru/_pics/ois/01633-01192-005-AP-270410.jpg
  3. Кощей https://bigslide.ru/images/6/5214/831/img12.jpg
  4. Русалка https://a.wattpad.com/cover/122451686-288-k112274.jpg
  5. Избушка на курьих ножках https://cs10.pikabu.ru/images/previews_comm/2018-07_6/1532938589293170856.png
  6. Кикимора https://basik.ru/images/fraud_pictures/08_fraud_pictures.jpg
  7. Царство Кощея http://kraszem.spb.ru/data/ne_formiruetsya_dopolnitelnyy_list_knigi_produk_za_3kv_2013__23997_103.jpg
  8. Русалочье озеро https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRX7MLn86otaJJMZBjdeMpErNWA0xz9RBEc1D6gNBXw515C76qW
  9. Гиблые болота http://minestory.ru/images/img/2014-05/07/gy546u85qlit7acrv3h23kd5d.jpg
  10. Клинок https://pp.userapi.com/c851220/v851220259/3405/vEoXBmdj-eE.jpg
  11. Двери https://www.picclickimg.com/d/l400/pict/202489959730_/Blue-Magical-Fairy-Door-Garden-Ornament-Elf-Toadstool.jpg
  12. https://cs5.livemaster.ru/storage/0a/7c/eb4c8beb8992156e079e27670as2--dlya-doma-i-interera-klyuchnitsa-volshebnaya-dver.jpg
  13. https://i.pinimg.com/originals/db/c2/6b/dbc26bb0d54f89d123bc37c6fe22138b.jpg
  14. Яблоня http://usenkomaxim.ru/wp-content/uploads/2012/06/Hudozhnik-Jose-Escofet.-YAblonya-s-krokusami.-114h86-holst-maslo.jpg