Планирование работы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно.
Достижение целей Стандарта предусматривается через решение основных задач образовательной программы основного общего образования, среди которых особое место занимает включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельности.

Основная цель программы - способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Для достижения этой цели необходимо решить следующие организационно-методические задачи:

  • Разработать систему исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства подростковой школы (этапы введения учебно-исследовательской деятельности в образовательную среду).
  • Обеспечить системно-деятельностный подход к организации учебно-исследовательской деятельности как в урочное, так и во внеурочное время. 
  • Сформировать у обучающихся основы культуры исследовательской деятельности, навыки презентации результатов образовательной и социально-значимой деятельности. 
  • Обеспечить включение обучающихся в процессы познания и преобразования школьной и внешкольной социальной среды через исследовательскую деятельность как основы приобретения опыта реального управления и действия. 
  • Апробировать критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся в рамках учебно-исследовательской деятельности, предложенные в Примерной программе учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования. 
  • Создать условия для повышения компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, становления личности и развития природных задатков детей через учебно-исследовательскую деятельность. 
  • Разработать (апробировать) факультативный курсы «Мы - исследователи» (5-6 класс), «Я - исследователь» (7 класс.), «Основы исследовательской деятельности» (8-9 класс)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ

Исследование - процесс открытия новых знаний, один из видов познавательной деятельности. 

Учебно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. 

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования

У выпускников будут заложены: 

  • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; 
  • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; 
  • основы ценностных суждений и оценок; 
  • уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; 
  • основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Выпускник научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; 
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; 
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; 
  • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; 
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; 
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; 
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; 
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; 
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование; 
  • использовать догадку, озарение, интуицию; 
  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; 
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; 
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; 
  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; 
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; 
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Развивающий этап 8 и 9 классы:

  • развитие у обучающихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; 
  • активизируется становление сферы исследовательских интересов учащихся, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции

Этап непосредственной учебно-исследовательской деятельности в перспективе 10-11 класс: 

  • развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения (т.е. самостоятельное практическое владение технологией исследования)

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНИКОВ

В оценке результата исследования учитывается: 

  • участие в исследовании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности; 
  • выполнение исследования: объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели; 
  • также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления исследования. 

Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках:

Некоторые нетрадиционные формы занятий:

  • урок-исследование, 
  • урок-лаборатория, 
  • урок - творческий отчёт, 
  • урок изобретательства, 
  • урок «Удивительное рядом», 
  • урок - рассказ об учёных, 
  • урок - защита исследовательских проектов, 
  • урок-экспертиза, 
  • урок «Патент на открытие», 
  • урок открытых мыслей и др.

Учебный эксперимент (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов) 

Домашнее задание исследовательского характера: 

  • проведение наблюдений, 
  • постановка опыта, 
  • проблемный анализ текста, 
  • подготовка вопросов к дискуссии, анкеты, 
  • творческие работы и др. 

Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на внеурочных занятиях.

Исследовательская практика обучающихся

  • Образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля (активная образовательная деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера).
  • Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
  • Ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.
  • Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и др. (выполнение учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий).
  • Кружковая деятельность («Юный исследователь», «Мы исследователи», «Я - исследователь» и др.)

Заключение

Внедрение в практику учебно-исследовательской деятельности является своевременным. Учебно-исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Учебно-исследовательская деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.