Математика, экология и мы

Разделы: Математика, Экология


Математика  - царица всех наук.
Карл Гаусс

Великая книга природы написана математическими символами.
Галилео Галилей

Особое место в экологическом образовании занимает школа. Это связано, прежде всего, с тем, что именно в школе дети начинают подробно изучать природные явления, животных, их среду обитания, а также начинают понимать какая угроза может возникнуть для всего живого на Земле, если человек будет бездумно и неэкономно использовать дары природы, наносить ущерб природе. В 5 классе я предложила учащимися практическую работу, в которой надо было узнать, с какой площади понадобится вырубить лес, чтобы изготовить все экземпляры выбранного ими школьного учебника. Произведенные расчеты показали, что, например, на весь тираж учебника «Математика-5» придется вырубить лес примерно с территории, превосходящей 60 футбольных полей. Подобная работа мотивирует ребят не только к изучению математики, но и затрагивает острые экологические проблемы как всей планеты, так и отдельных её регионов.

Математические задачи, раскрывающие основные экологические вопросы (вырубка лесов, исчезновение отдельных видов животных, загрязнение источников пресной воды, «мусорные» острова, загрязнение воздуха и почвы,  способы  утилизации бытовых отходов, основные меры по снижению загрязнения окружающего пространства) целесообразно включать в курс преподавания математики не только на уроках, но и во внеурочную деятельность. Результатом такой работы будет осознанное изучение математического материала, демонстрация математических знаний в практической деятельности современного человека, который все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует ресурсы планеты для ускорения научно-технического прогресса. Математические  методы способны давать и количественную и качественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека.

Экологические задачи хорошо применять в 5-6 классах, где активно формируются нравственные ценности обучающихся. Целью воспитания детей данного возраста (10-12 л) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика подобных задач может быть самой разнообразной, но особенно интересно дети решают задачи  по проблемам природопользования в своём регионе. Подобные задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, бережном отношении к ней, рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов родного региона. Хочется отметить, что эти задачи развивают проектную и исследовательскую деятельность учащихся в учебно – воспитательном процессе, который основной целью ставит успешную социализацию ребенка, его комфортную будущую жизнь.
Считаю наиболее благоприятными темами в курсе математики следующие темы: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», «Диаграммы», «Нахождение дроби от числа», «Отношения и пропорции», «Решение уравнений», «Функции и её графики», «Статистика и теория вероятности», «Рациональные числа», “Прогрессии».

Из опыта работы: учащимся 6-х классов очень нравится заниматься составлением и решением экозадач не только на уроках, но и в проектной деятельности, так одна ученица по окончании предметного проекта: «Вологодская область в задачах» ( в Год Экологии(2017) - это было очень актуально) решила выполнить исследовательскую работу  и на основании этих задач и своих наблюдений. Думаю, актуальность данного исследования ни у кого не вызывает сомнения, поэтому работа заняла на городской конференции «Первые шаги в науку» 1 место.  В этой работе рассмотрен ряд экологических задач с решениями, тесно связанных с реальной ситуацией в городе Череповец Вологодской области на 2017 г. Предлагаю рассмотреть их.

Задача (из исследовательской работы ученицы).

На одном га земли произрастает 400 пригодных для использования деревьев, а из одного дерева можно изготовить примерно 59 кг бумаги.

Сколько гектаров леса можно сохранить, если отказаться от ненужной нам еженедельной рекламы в течение года, при следующих условиях:

1) население города составляет примерно 380.000 человек;

2) среднестатистическая семья, по данным руководства Вологодской области (в 2017 г.) –  3 человека.

3) в году  53 неполные недели.

4) вес всех газет и рекламных листовок, собранных из моего почтового ящика за неделю, 200 грамм?

В задаче получается, что  57 га  леса вырубается для изготовления рекламной прессы за 1 год по Череповцу. Если представить масштабы Вологодской области, а затем и страны данные шокируют и призывают задуматься о необходимости пересмотра рекламодателями вопроса распространения своей рекламной продукции! Человек может нанести природе невосполнимый ущерб: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов все чаще появляется губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов, с каждым годом все больше животных и растений заносится в «Красную книгу». Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает проблема бережного отношения к природе, нравственная сторона отношения человека к природе.

Банк экологических задач.

  1. Запишите все числа, которые услышите в тексте: "Лесные пожары в России только за первые шесть месяцев две тысячи шестнадцатого года уничтожили почти миллион гектаров деловой древесины, в связи с чем бюджет недосчитался трех миллиардов ста восьмидесяти миллионов рублей, заявил Генеральный прокурор страны Юрий Чайка на оперативном совещании в августе в Улан-Удэ. Помимо этого, при тушении пожаров погибли люди, нанесен колоссальный вред экологии и на восстановление природы уйдут долгие годы. По данным Генпрокуратуры, в восстановлении нуждается около тридцати миллионов га лесного фонда.
  2. Всего лишь один обычный офис, в котором работает 10 человек, за год может вырабатывать не менее тонны бумажных отходов, если это вторсырье сдать на переработку и вторичное производство, то можно: сохранить 10 деревьев; сэкономить 20 000 литров запасов воды; получить 1000 кВт электроэнергии; а, главное, уменьшить опасные для природной среды выбросы СО2 на 1700 кг. Известно, что в 2016 году в городе Череповце собрали около 2,5 т макулатуры.
    а) Сколько деревьев сохранили участники акции?
    б) Сэкономили воды?
    в) Получили электроэнергии?
  3. Единая фильтровальная станция комбината «Северсталь» пущена в эксплуатацию в 1995 году и предназначена для очистки сточных вод перед их сбросом в реку Кошту. Работы по реконструкции станции завершены в 2015 году. Новая технология очистки воды разработана бельгийской компанией: в час через станцию может проходить до 12 тысяч кубометров воды. Сколько воды проходит через станцию за сутки? Во сколько раз объем этой воды превосходит объем бассейна аквапарка «Радужный», равного 500 м3.
  4. Общий объём выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух г. Череповца от стационарных и передвижных источников в 2015 году составил 364 тысячи тонн. 95% из них — промышленные выбросы. Сколько тонн промышленных выбросов оказывается в атмосфере?
  5. Наша Вологодская область славится производством льна. Из него изготавливают полотно шириной 1,5 м. Известно, что на 1 м2 ткани расходуется 300 грамм льняной пряжи, и в среднем с 1 га выходит 6 центнеров льноволокна. Какой длины выйдет такое полотно, если лен был собран с территории в 9га?
  6. Вологодская область занимает территорию 144,5 тыс. км2 в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. Её территория относится к бассейнам трех морей – Белого, Каспийского и Балтийского. Водосборная площадь бассейна Белого моря занимает 70 % территории области, бассейна Каспийского моря – 22 %, а остальная территория принадлежит бассейну Балтийского моря. Какая площадь принадлежит бассейну Балтийского моря?
    Пусть начальная численность популяции зайца (в отдельном районе Вологодской области) в конце 2016 года составляла 3000 особей. Зайцами питаются два хищника – лисица и волк(без учета куницы). Выжившая к концу года часть популяции зайцев увеличивает свою численность на 130%. Начальная численность популяции лис составляет 350 особей, волков – 15 особей, один волк и одна лисица потребляют по 9 зайцев ежегодно. Годовой прирост популяции лис составляет 100%, волков – 60%. Смертность зайцев по иным причинам равна 10% (от ворон, охотников и др.). Смертность волков - 40% и лис – 51% (от рук охотников и др.). 
    а) Необходимо рассчитать, какова будет численность зайцев, лис и волков через 1, 2, 3 года при полном отсутствии их смертности.
    б) Требуется рассчитать, какова будет численность зайцев, лис и волков через 1, 2, и 3 года при соблюдении всех условий задачи.

Зачем вся эта работа? – спросите вы. На мой взгляд, работа по определению численности популяций очень важна: разрешать охоту, ограничивать её или совсем запрещать, вот о чём эта задача. Кроме того, только подсчитанный от хищников ежегодный ущерб сельхозпроизводителям составляет 75-100 тысяч руб. А самое негативное, что исходит от хищников - это распространение бешенства, что создает угрозу жизни людей. Поэтому необходимо регулировать популяцию волка (охота не ограничена), лисы, куницы и рыси. Так в 2016 – 2017 гг. охота производилась по положению, где добыча велась: зайца не более одной особи на одного охотника за день охоты, лисицы, енотовидной собаки, волка, шакала – неограниченно.

Итак, составив познавательные задачи, заставляющие задуматься над экологической ситуацией, в частности в нашей области, в том числе и в г. Череповце можно выявить экологические проблемы и рассмотреть пути их решения, развивая нравственность человека на уроках математики в школе. Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять экологические знания учащихся. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о значении растений и животных в природе и в жизни человека.

Интернет-источники.

1. http://eisk-ohotprostor.ru/sroki-okhoty-2016-2017gg (посещение 20.11.16)

2. http://www.newsru.com/russia/05aug2016/forfire.html (посещение 20.11.16)

3. http://www.35media.ru/articles/2016/10/03/musornaya-reforma-otmenyaetsya (посещение 20.11.16)

4. http://cherinfo.ru/news/82901-na-severstali-pokazali-rabotu-obnovlennoj-stancii-po-ocistke-promyslennyh-stokov#8 (посещение 20.11.16)

5. http://www.35media.ru/articles/2016/10/03/musornaya-reforma-otmenyaetsya (посещение 23.03.17).