Многофункциональное методическое пособие «Цветик-семицветик»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (23,5 МБ)


1. Пояснительная записка.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

ФГОС ДО предусматривает требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе к развивающей предметно-пространственной среде, согласно которым она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех взаимодополняющих образовательных областях. Реализовать эти требования позволяет принцип интеграции. Сущность интегрированного подхода заключается в соединении знаний из разных областей развития, взаимопроникновение различных разделов воспитания и образования детей.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра. На ней базируются и обучение дошкольников, и коррекция недостатков их развития. Поэтому особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОО отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим игрушкам.

Таким пособием и является многофункциональное методическое пособие «Цветик-семицветик», рассчитанное на индивидуальную и группо-вую работу с детьми дошкольного возраста.

Пособие основано на следующих принципах:

- принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- на комплексно-тематическом принципе построения образовательной деятельности;

- на принципе комплексности образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы.

Пособие обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования в дошкольном образовательном учреждении. Пособие можно использовать на магнитной доске и как настольную игру. При выполнении ребенком заданий, разнообразных по содержанию и способам решения, можно достигнуть нескольких педагогических задач сразу. Реализация задач решается с учетом принципа от простого к сложному.

Преимущества пособия:

- это универсальный материал на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности;

- пособие воспитывает у ребенка память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, закрепляет знание основных цветов, умение соотносить предмет и цвет, учит различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место их обитания и т.д.;

- используя это пособие, можно давать детям задания разной сложности;

- пособие формирует у детей логическое и математическое мышление;

- пособие развивает мелкую моторику рук, стимулирует развитие важнейших психических процессов;

- пособие помогает развивать умение самостоятельно составлять и анализировать ответы;

- пособие позволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог - ребенок, ребенок - ребенок;

- пособие можно использовать в группе воспитателем, в кабинете логопеда и самостоятельно - детьми старшего дошкольного возраста, а также заинтересованными родителями.

Ценность пособия в том, что его можно использовать как алгоритм. Здесь представлен педагогический алгоритм, который был выведен при работе с детьми дошкольного возраста во время ООД и во время свободной игровой деятельности детей. Для реализации данной задачи использовался комплексный подход - взаимосвязь различных областей, средств и методов воспитания.

Результативность многофункционального методического пособия подтверждается возросшим интересом детей к ООД. 

2. Содержание методической разработки.

Конструкция дидактического пособия «Цветик-семицветик» состоит из:

- игрового поля, оформленного в виде цветочка с семью лепестками;

- каждый лепесток обозначает образовательную область из ООП ДО:

  • «Социально-коммуникативное развитие» (2 лепестка: социально-коммуникативное развитие + безопасность, правила дорожного движения),
  • «Познавательное развитие» (2 лепестка: познавательное развитие + экологическое воспитание, опыты, эксперименты),
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие» (2 лепестка: художественно-эстетическое развитие + музыкально-театрализованная деятельность),
  • «Физическое развитие»;

- каждый лепесток имеет свой индивидуальный цвет (семь цветов радуги);

- каждый лепесток имеет свой индивидуальный конверт с заданиями по изучаемым темам образовательных областей (картотеку);

- с обратной стороны игрового поля изображены детские ладошки, обозначающие сенсорное развитие ребенка. Здесь расположены баночки для развития мелкой моторики рук;

- игрушка «Юла» для выбора определенного цвета для решения дальнейших задач именно по одному определенному блоку.

Пособие «Цветик-семицветик» направленно для систематизации знаний у детей по блокам:

1. КРАСНЫЙ - Познавательное развитие.

2. ОРАНЖЕВЫЙ - Безопасность, правила дорожного движения.

3. ЖЕЛТЫЙ - Художественно-эстетическое развитие.

4. ЗЕЛЕНЫЙ - Экологическое развитие, опыты, эксперименты.

5. ГОЛУБОЙ - Физическое развитие.

6. СИНИЙ - Развитие речи.

7. ФИОЛЕТОВЫЙ - Музыкально-театрализованная деятельность + Сенсорное развитие.

Каждый из 7 блоков имеет свой конверт с заданиями, играми и иллюстрациями. Игры и задания педагог использует во время ООД или в свободной деятельности детей, крутит сам (или крутят дети) юлу, доставая из конверта нужный материал по мере необходимости. На усмотрение педагогов, родителей лепестки, темы, задачи, игры, иллюстрации и др. можно менять, дополнять.

1 БЛОК «Познавательное развитие»

Цель: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия, становление сознания; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира; формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Темы: Российская геральдика; материки, страны; народы, населяющие Россию; мои права; правила поведения; добрые дела; профессии, инструменты; космос; школа; мой дом; одежда, обувь, головные уборы; ФЭМП (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, время).

Дидактические игры: «Поступи правильно», «Хорошо - плохо», «Если один дома…» и др.

2 БЛОК «Безопасность, правила дорожного движения»

Цель: формировать основы безопасности жизнедеятельности.

Темы: Я знаю; я умею; знаки ДД; безопасность дома, во дворе, на улице; транспорт; спички детям не игрушка; профессии.

Дидактические игры: «Если один дома…» и др.

3 БЛОК «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: закреплять представления детей о цвете и использование в речи детей качественных прилагательных.

Темы: семь цветов радуги; декоративно-прикладное искусство России; художники-иллюстраторы детских книг; виды искусства; нетрадиционные методы рисования; художники русские, российские; художники зарубежные.

Дидактические игры: «Учим цвета», «7 цветов радуги», «Разноцветные карандаши», «Подбери по цвету» и др.

4 БЛОК «Экологическое развитие, опыты, эксперименты»

Цель: систематизировать знания детей о животных, уметь их классифицировать, закреплять знания детей о среде обитания живых существ, о приспособленности животных к среде обитания, прививать интерес к миру природы. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Закрепить знание детей дней недели, классифицировать их на рабочие и выходные дни, закреплять знание цифр от 1 до 10, развивать речь, память, внимание.

Темы: «Белочкин календарь» (погода, явления природы); времена года; дни недели; части суток; природно-климатические зоны Земли; животные Красной книги; животные Белгородской области; животные Севера; животные жарких стран; домашние животные; домашние птицы; птицы; растения; насекомые; земноводные; опыты, эксперименты.

Дидактические игры: «Признаки времён года», «Когда это бывает?», «Найди ошибку», «Дни недели», «Определить день недели» и др.

5 БЛОК «Физическое развитие»

Темы: части тела; эмоции; азбука действий (кто что делает?); зимние виды спорта; летние виды спорта; Олимпийские игры.

6 БЛОК «Развитие речи»

Цель: закреплять правильное произношение звуков, учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, упражнять детей в отчётливом произнесении слов, развивать фонематический слух. Формировать умение составлять сказку по серии картинок, закреплять знание детьми сказок. Учить детей последовательно и логично пересказывать сказку, стараясь правильно строить предложение. Развивать речь, интонацию, правильное звукопроизношение.

Темы: русские народные сказки; устное народное творчество; виды речевого творчества; учим звуки; обучение грамоте; детские поэты русские; детские писатели русские; детские поэты, писатели зарубежные; рассматривание сюжетных и предметных картин по темам.

Дидактические игры: «Назови слова на звук М», «Найди звук, с которого начинается слово», «Составь слово по схеме», «Артикуляционная гимнастика», «Расставь картинки в правильной последовательности», «Перескажи сказку», «Найди картинку из другой сказки» и др.

7 БЛОК «Музыкально-театрализованная деятельность»

Темы: музыкальные инструменты; ноты, нотный стан; музыкальные композиторы русские; музыкальные композиторы зарубежные; виды театров; русский народный национальный костюм.

«Сенсорное развитие»

Игры с природным материалом

(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки)

Мы применяем при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине» и др.

Также мы организуем их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Развиваем мелкую моторику рук

Массаж кистей рук.

Дидактические игры: «Золушка», «Косички», «Бусины», «Рисуем палочками» и т.д.

Список рекомендуемой литературы

  1. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 304 с.
  3. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Конспект занятия

Организационный момент.

Приветствуем сегодня всех,
Мы рады встрече с вами.
И не случайно в этот зал
Сегодня всех позвали.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. На занятии постараемся быть внимательными и отвечать на вопросы полными развернутыми ответами.

Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Меня зовут Мария Максимовна и я буду вашим гидом-проводником. Вы согласны? Впереди нас ожидает трудная дорога и интересные испытания. Вы готовы к трудностям и испытаниям? (ответы детей)

Посмотрите - перед нами какой-то камень. Что же это может быть? (подходим, я пытаюсь сдвинуть его – тяжелый, Дети, помогите мне! (под ним бумага - читаем:

- налево пойдете - попадете прямо к лягушкам в болото (лист синей бумаги, на нем сидит лягушка)

К лягушкам в болото кому попасть охота?

- направо пойдете - угодите сразу к Бабе-Яге (картинка с Бабой-Ягой и избушкой на курьих ножках)

Здесь в конце дорожки ждет нас в ступе Бабка-Ёжка.

- прямо пойдете - в Город Знаний попадете (показ на экран – на нем Город Знаний)

Какую из дорог вы выберете? (ответы детей) Если вы не можете выбрать одну, тогда надо договариваться между собой и решить, какую дорогу выбрать. Подумайте. Почему так решили? (дети рассуждают, дают ответы – потому что….)

Если говорят – в Город Знаний, то говорю:

Хорошо. Тогда скажите мне, какое событие скоро наступит в вашей жизни? (выпускной, 1 сентября) Школа - это новая страна знаний. Вы согласны со мной? (ответы детей)

Какие дети идут в школу? (ответы детей)

Совсем скоро вы тоже станете первоклассниками. А каким ребятам учиться легко? (ответы детей: умным, …)

А вы такие?

Вы хотите в этом убедиться? (ответы детей)

Как мы можем это проверить? (ответы детей)

На экране – картинка Города Знаний. Поворачиваюсь к экрану, поднимаю руку к глазам: Дааааааааааа, далеко этот Город Знаний – аж за тридевять земель, пешком нам не дойти. А на чем можно отправиться в Город Знаний? (ответы детей: автобус, машина, самолет…) Но ничего этого у нас нет. А можем мы сами построить транспорт? (ответы детей) А какой? (ответы детей)

Предлагаю вам лететь на самолете, потому что до Города Знаний добираться очень далеко.

Посмотрите – перед вами на столе лежат квадраты разного размера и цвета. Вы можете сами сделать себе самолет. (Дети выбирают нужную им заготовку, делают самолет, а рядом в коробке лежат уже готовые самолеты – на всякий случай).

Ну что, все к полету готовы? (ответы детей) Заводим моторы! Самолеты, на взлет! Полетели!

Мы построим самолёт,
Шлем наденем, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полетим в другие страны,
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
Облетим весь шар земной,
А потом опять домой.

(делаем круг по залу, подвожу детей к столу, где лежит цветик-семицветик)

А вот и аэропорт Города Знаний. Приземляемся. (ставим самолеты вокруг цветка)

(на экране – цветик-семицветик)

Ребята, вы узнали, что это за цветок? (ответы детей)

Да, это цветик-семицветик, а почему он так называется? (ответы детей - потому, что у него семь лепестков и все они разные).

А в жизни бывают такие цветы? (ответы детей - нет, только в сказках).

Значит, этот цветок какой? (Волшебный). Этот цветок поможет нам прогуляться по Городу Знаний, покажет дорогу, чтобы мы не заблудились.
В разных волшебных сказках главным героям кто помогает или что? (ответы детей - ежик, клубок ниток, ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка) (показ волчка, показать, как им крутить на столе) Вот кто сегодня нам будет помогать - волчок.

Вот мы с вами и прибыли в Город Знаний. (показываю рукой вокруг)

Ребята, а что есть в любом городе? (ответы детей: дома, улицы, жители …)

Каждый лепесток нашего цветика-семицветика - это улица, какая-то загадка, что-то интересное, занимательное, увлекательное.

Сережа, предлагаю тебе первому крутить волчок.

ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК

(безопасность, правила дорожного движения)

На экране – улица с домами, на улице стоит много транспорта разного вида и дорожных знаков.

Вот и первая наша улица. Как вы думаете, кто здесь живет? (ответы детей) Как бы вы могли назвать улицу? (ответы детей) А хотите узнать, как она называется на самом деле?

Это - улица Транспортная. На ней живут машины и дорожные знаки. Но произошла путаница, как в настоящей сказке «Путаница» - и корабли, и самолеты, и машины забыли, для чего они предназначены. Поможем все расставить по своим местам? (ответы детей)

Какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей) Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением транспорта. Как мы можем помочь? (ответы детей - нужно разобрать их по видам: водный, воздушный, пассажирский, грузовой) Приступайте.

Работа детей.

Давайте посмотрим, весь ли транспорт вы правильно разложили по назначению? Молодцы!

Прикладываем на пустой оранжевый лепесток лепесток с картинкой транспорта.

Крутим волчок? Света, крути!

ГОЛУБОЙ ЛЕПЕСТОК

(физическое развитие)

На экране – улица с домами, на столе рядом – обруч, скакалка, лыжи, мяч, гантели, и др.

Что вы видите здесь на столе? (ответы детей – спортивный инвентарь)

Назовите виды спорта, где можно использовать этот инвентарь (ответы детей)

Какое время года для этого инвентаря? ((ответы детей - зимние виды спорта, летние)

А у вас есть такой инвентарь дома? (ответы детей)

Какие виды спорта вы еще знаете? (ответы детей)

Кто из вас посещает спортивные секции? Зачем нужно заниматься спортом? Для чего? (ответы детей)

Предлагаю вам поиграть в игру.

Так как же называется эта улица? (ответы детей) - Спортивная.

Прикладываем на пустой голубой лепесток лепесток с картинкой спортсмена.

Оля, крути волчок!

ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕПЕСТОК

(музыкально-театрализованная деятельность)

На экране – дома в виде музыкальных инструментов и нот.

Какие интересные дома! На что это похоже? (ответы детей – на инструменты и ноты)

Для чего нужны ноты?

Кому они могут пригодиться? (ответы детей -  музыкантам, композиторам)

Какие вы знаете ноты? (ответы детей)

А я знаю игру про нотки. Хотите поиграть? (ответы детей)

Игра (Сенсорное развитие)

До, ре, ми, фа, соль, ля, си -
Едет кошка на такси.
А котята прицепились -
И бесплатно прокатились.

А какие вы знаете музыкальные инструменты?

Что это звучит? (включить звуки барабана, звоночка, скрипки, пианино) (ответы детей)

Каких вы знаете композиторов?

А вы можете все вместе спеть мне песню? Хоть 1 куплет. (дети поют)

Спасибо, мне и гостям понравилась ваша песня.

Как же можно назвать эту улицу? (ответы детей) – Музыкальная.

Прикладываем на пустой фиолетовый лепесток лепесток с нотками и музыкальным инструментом.

Ваня, крути волчок!

ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕПЕСТОК

(экологическое развитие, опыты, эксперименты)

На экране – дома с изображением птицы, рыб, животных.

Хочу вам предложить игру с мячом «Птицы-Рыбы-Животные» (Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель в центре. В быстром темпе воспитатель, кидая ребёнку мяч, говорит, например: «птица», ребёнок ловит мяч и, бросая его обратно воспитателю, называет любую птицу, например: «сова»; воспитатель бросает мяч следующему ребёнку со словом, например: «животное», ребёнок возвращает мяч, называя любое животное и т.д.)

Как называется эта улица? (ответы детей) – Экологическая.

Прикладываем на пустой зеленый лепесток лепесток с изображением птицы, рыбы, животного.

Крути волчок, Таня!

КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК

(познавательное развитие)

На экране – дома с изображением

Прикладываем на пустой красный лепесток лепесток

Крути волчок, Миша!

ЖЕЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК

(художественно-эстетическое развитие)

На экране – дома с изображением

Прикладываем на пустой желтый лепесток лепесток

Крути волчок, Наташа!

СИНИЙ ЛЕПЕСТОК

(развитие речи)

На экране - фото К.И. Чуковского.

Ребята. Посмотрите, это - фото-загадка. Кто это? (ответы детей – К.И. Чуковский)

Если не ответят: В марте месяце этому человеку исполнилось бы 135 лет со дня рождения. Его знают все дети нашей страны и в других странах. Кто же это? Давайте попросим помощь зала – Дорогие гости, помогите нам, пожалуйста. (ответы гостей)

Что он писал? (ответы детей)

Для кого? (ответы детей)

Назовите произведения К.И. Чуковского. (ответы детей)

У меня на столе лежит очень много книг. Помогите мне отобрать книги К.И. Чуковского для детей младшей группы, чтобы воспитатели смогли малышей тоже познакомить с его произведениями. (работа детей – налево книги К.И. Чуковского, направо – другие)

А каких еще вы знаете детских поэтов, писателей? (ответы детей)

Представьте, что мы с вами начинающие детские поэты, пишем стихи для детей. Чтобы попробовать себя в стихотворчестве, нужно уметь подбирать рифму к словам. Я вам предлагаю игру «Подбери рифму». Вот слова:

огурец – (ответы детей) скворец,
молодец – удалец, конец, делец,
зуб - дуб,
друг - жук,
мак - рак.

Прикладываем на пустой синий лепесток лепесток с изображением Мухи-Цокотухи.

Вот и закончилось наше путешествие в город Знаний. В садик нам отправляться пора.

Чтобы наши самолеты взлетели, нам нужен обратный отсчет. Перед вами на столе лежат цифры от 0 до 10. Как нам поступить, что сделать, чтобы получился обратный отсчет? (ответы детей – разложить цифры от 10 до 0 в убывающем порядке; работа детей)
Начинаем обратный отсчет (все вместе): 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 пуск.

Чтоб попасть куда хотели
И не тратить зря недели,
Сели мы на самолет
И отправились в полет!

Куда мы ездили сегодня и чем занимались? Что вам понравилось? Что было сложным?

Смогли мы доказать, что  мы с вами любознательные?... А как нам это удалось? Какие знания нам пригодились? Нам все удалось потому, что мы все делали дружно, не ссорились.

Вы сегодня были молодцы - показали свои знания и умения, которые получили в детском саду и которые пригодятся вам в школе.
А на память я хочу вам подарить цветочки. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете работу на «отлично» - возьмите в подарок за свою работу красный цветок, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать что-то лучше - возьмите синий цветок (Дети оценивают свою работу). Спасибо вам за помощь и работу. До свидания!

Приложение