Лэпбук для взрослых – нетрадиционная форма психолого-педагогического просвещения

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Мастер-класс


Лэпбук уже прочно вошел в систему дошкольного образования. Он отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде, он информативен, полифункционален и вариативен. Что же представляет собой лэпбук? Это набор маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать необходимую информацию в виде рисунков, небольших текстов и диаграмм в любой форме и на любую тему. «Тематическая папка» позволяет объединить отдельные части в единое целое и креативно оформить, использую всевозможные цвета и формы. Таким образом, лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у детей творческого потенциала, он учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки самостоятельного получения информации.

В нашем образовательном учреждении накоплен значительный опыт использования «тематических папок» в непосредственной образовательной деятельности воспитанников. Лэпбуки создаются не только педагогами для использования в партнерской деятельности с обучающимися, но и родители принимают активное участие в разработке макетов и их творческом оформлении. Так в 2016–2017 учебном году были созданы 24 лэпбука для дошкольников. Результаты использования данной формы взаимодействия, в нашем образовательном учреждении, неизменно демонстрируют высокую эффективность, поэтому мы решили не останавливаться на достигнутом, и разработать лэпбук для взрослых, с целью психолого-педагогического просвещения. Но какая тема будет интересна не только педагогам дошкольного образования, но и родителям? Проанализировав накопленный опыт работы, социальный запрос семей и требования федерального государственного образовательного стандарта, мы определили тему лэпбука, как «Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и образовательной организации». Работа по созданию любого лэпбука начинается с разработки макета, поэтому мы задались вопросом, а что было бы интересно узнать о нетрадиционных формах сотрудничества с семьями воспитанников, используемых в МАООУ «СЛШ «Полянка».

Исходя из этого, были условно выделены три информационные области лэпбука:

  • левая часть посвящена сравнению форм работы;
  • в центральной, представлены методические аспекты работы с семьей;
  • в правой части лэпбука расположена информация о планировании.

Рассмотрим подробнее особенности наполнения «тематической папки». В левой части, как было отмечено выше, находятся кармашки «Традиционные формы работы» и «Нетрадиционные формы работы». Такое расположение позволяет сравнить разные виды взаимодействия с семьями воспитанников:

  • верхний кармашек - «Традиционные формы работы», в который вкладывается мини-книжка необычной круглой формы с перечислением традиционных форм взаимодействия семьи и ОУ. На страницах круглой книжки перечислены такие формы, как родительские собрания, беседы, консультации, анкеты, досуги, праздники, стенды, буклеты, «дни открытых дверей»;
  • ниже, расположен кармашек «Нетрадиционные формы работы». В него так же вкладывается книжка нестандартной формы, где на каждой страничке не просто представлена технологии, но и описана её цель. В таком мини-формате представлены такие инновационные формы взаимодействия, как «Книга месяца», «Творческая мастерская «Посиделки», «Библиотека настольных игр», «Семейный клуб», «Библиотека открытого доступа», «Семейный университете», «Частная коллекция», «ХоббиТы», «Планета профессий», «Доброта начинается с малого» и «Новостная e-mail рассылка для родителей».

Так же в левой части представлен перспективный план работы по инновационной технологии «Книга месяца». Чтобы заинтересовать взрослых, планирование представлено не «скучным» текстом, а в виде фотографий книг, которые будут использоваться в работе с семьями обучающихся в течение учебного года.

В центральной части лэпбука, посвященной методических аспектам, находятся, привлекающие внимание своей необычной формой, кармашки с наиболее значимой информацией.

В верхней половине, в виде ромашки, на лепестках, которой расположились этапы работы по технологической карте «Нетрадиционные формы работы с семьей в МАООУ «СЛШ «Полянка»:

1) определение социального запроса семей;

2) изучение готовности педагогов к инновационной деятельности;

3) реализация модели развития инновационной компетентности педагога;

4) разработка модели инновационного взаимодействия;

5) формирование мотивационной готовности родителей к сотрудничеству;

6) поэтапное внедрение нетрадиционных форм взаимодействия.

В нижней половине центральной части, в виде вращающегося круга с вырезанным сектором, в котором появляется один из принципов сотрудничества ОУ и семьи, реализуемый в нашем образовательном учреждении:

1) сотрудничество, а не наставничество;

2) доброжелательность – позитивный настрой на общение;

3) динамичность – образовательное учреждение постоянно находится в режиме развития;

4) открытость – родители пользуются правом участия.

В правой части «тематической папки» представлено, планирование работы по таким формам инновационного сотрудничества семьи и детского сада, как «Библиотека настольных игр» и «Творческая мастерская для родителей «Посиделки»:

  • в закрывающемся конверте на отдельных карточках расположен каталог современных настольных игр, которые учреждение предлагает семьям воспитанников в рамках проекта «Игротека в детском саду. Возрождение семейных традиций игры»;
  • в виде веера представлен перспективный план работы на 2017–2018 уч.г. «Творческой мастерской для родителей «Посиделки». Чтобы дополнительно привлечь внимание педагогов и заинтересовать их представленной информацией, используется не просто цветной текст, а с градиентом, как радуга («Весенний букет», рисование шерстью; «Светлая ПАСХА», аппликация из фетра; «Заколка для Феи», аппликация из фоамирана; «Пейзаж» в технике энкаустика и другие).

Первый опыт использования «тематической папки» среди педагогов дошкольного образования в МАООУ «СЛШ «Полянка» и родителей получился эмоциональным и запоминающимся. Лэпбук получил много положительных отзывов, поэтому мы решили расширить опыт и представили наш лэпбук на городском методическом объединении воспитателей Городского округа Балашиха в октябре 2017 г. Таким образом, опыт использования лэпбука с целью психолого-педагогическом просвещении, мы вынесли за границы нашего образовательного учреждения и познакомили специалистов дошкольного образования городского округа Балашиха с нетрадиционной формой распространения информации среди взрослых. «Тематическая папка», посвященная нетрадиционным формам работы с семьями обучающихся в МАООУ «СЛШ «Полянка» получила массу положительных отзывов от воспитателей г.о. Балашиха. Такое представление информации об инновационных формах сотрудничества привлек повышенное внимание, специалисты дошкольного образования Городского округа Балашиха еще не встречались с таким вариантом предоставления данных о работе учреждения. Лэпбук получил массу положительных отзывов, а авторы макеты - пожелание не останавливаться на достигнутом и продолжать творчески реализовывать свои идеи.