Дидактический материал "В мире кодов"

Разделы: Информатика

Класс: 5

Ключевые слова: код Цезаря, кодирование информации


Введение

Информатика и ИКТ оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, информационные ресурсы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.

Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей.

Таблица 1


п/п

Предметная область

Содержания обучения

1

Информатика

Формирование понятий «информационный процесс», «кодирование», «декодирование», «код», «алфавит» и т.д.

2

История

Знакомство с этапами становления письменности, зарождение счета. Рассмотрение некоторых вопросов истории искусств.

3

Естествознание

Знакомство с дорожными знаками, разметкой, сигналами светофора, условными обозначениями на контурных картах.

4

Языкознание

Древние и современные алфавиты. Ребусы, шарады и принципы их разгадывания.

5

Математика

Понятия системы счисления. Виды систем счисления. Способы записи, чтения, сравнения чисел в различных системах счисления. Перевод чисел.

6

ИЗО

Орнамент. Символика цвета

7

Музыка

Нотная запись. Символизм в музыке.

Сущность информатики как научной дисциплины заключается в изучении закономерностей протекания информационных процессов в различных средах (системах).

Особый интерес у обучающихся вызывает такой информационный процесс, как кодирование.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова кодировать определяется как «зашифровать при помощи кода; перевести информацию из одной кодовой системы в другую», где под кодом понимается система условных обозначений, сигналов, передающих информацию.

Несколько иной подход к кодированию представлен в одном из задачников по информатике: «Кодирование – процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи обработки».

Таким образом, при кодировании информация может как изменять свою форму, так и оставаться по форме неизменной, но ее содержательное представление или наполнение будет иным.

Ниже представлен материал, который может быть использован в качестве дидактического материала при обучении школьников основам кодирования информации.

Кодирование текстовой информации

Задание 1. Шифр Цезаря.

Для шифрования текста каждая его буква заменяется другой, отстоящей после неё в алфавите на определённое число позиций. Это число является ключом шифра. Символы алфавита записываются циклически (по кругу). Для дешифрирования сообщения каждая его буква заменяется стоящей перед ней в алфавите на число позиций, которое использовалось в качестве ключа при шифровании.

Рисунок 1

А) Декодируйте сообщения.

Вариант 1
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 1.
Нь обфшймйтэ лпейспгбуэ!

Вариант 2
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 1.
Нь фнёён еёлпейспгбуэ.

Вариант 3
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 5.
Са тешьнрнцб пуинхужечб!

Вариант 4
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 3.
Пю цпззп жзнсжлусегхя.

Вариант 5
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 2.
Оэ пвхщкнкую мрёктрдвфю!

Вариант 6
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 2.
Оэ хожжо ёжмрёктрдвфю.

Вариант 7
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 3.
Пю ргцълолфя нсжлусегхя!

Вариант 8
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 5.
Са шсййс ийпуинхужечб.

Вариант 9
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 4.
Ря сдчымпмха отзмфтёдца!

Вариант 10
Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 4.
Ря чриир зиотзмфтёдца.

Ответы:

Вариант 1, 3, 5, 7, 9: Мы научились кодировать!

Вариант 2, 3, 5, 7, 9: Мы умеем декодировать.

Б) Закодируйте с помощью кода Цезаря ваши фамилию и имя.

Задание 2. Дана кодовая таблица флажковой азбуки:

Рисунок 2

А) Помогите декодировать предложенные слова:

Ответ: классный, информация, информатика, кодирование, телеграмма

Б) С помощью флажковой азбуки запишите название вашей любимой книги.

Задание 3. Игра «Прочти слово»:

Учащимся поочередно показываются карточки с картинками, а они должны назвать слова, которое получается.

Ответы: урок, принтер, ручка, книга, ранец

Задание 4. Ребусы

Ответы: компьютер, накопитель, курсор, модем, дисплей, интернет, монитор, принтер, пиксель, хранение, передача, обработка.

Задание 5. Расшифруй слова по адресам его букв:

А) (1,1), (3,3), (4,2), (5,1)

3

Г

П

Е

И

Н

2

С

У

Ф

К

Ы

1

Р

Л

М

Т

А

 

1

2

3

4

5

Ответ: река

Б) расшифруй пословицу: (2,2), (4,3), (5,2), (1,3), (3,1)

 

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

и

печать

2

не

компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

Ответ: Компьютер решает, а человек думает.

Задание 6. Дана семафорная азбука

Рисунок 3

Расшифруйте следующие слова:

Ответ: монитор, принтер, сканер, клавиатура, информатика, молодцы.

Примечание: данную семафорную азбуку можно давать учащимся при выполнении физкультминутки на уроке.

Задание 7.Определите код и узнаете зашифрованную фразу по рисунку:

Рисунок 4

Задание 8. Шифр «Поворотная решетка»

Накладывая трафарет на таблицу и поворачивая его по часовой стрелки, выписывая при этом буквы из «окошек», получится сообщение.

Ответы:

А) Представление информации с помощью кода.

Б) Выбор способа кодирования зависит от цели

В) Код – это система условных знаков для представления различной информации.

Кодирование числовой информации

Задание 1. Восстанови рисунок по координатам, заданным в двоичной системе счисления.

1 (101,101)

8 (1011,10)

15 (101,10)

22 (10,1001)

2 (1000,1000)

9 (1001,10)

16 (101,11)

23 (11,1001)

3 (1001,1000)

10 (1001,11)

17 (110,11)

24 (11,110)

4 (1011,110)

11 (1010,11)

18 (111,1001)

25 (100,101)

5 (1100,110)

12 (1010,100)

19 (111,1000)

26 (101,101)

6 (1100,111)

13 (111,100)

20 (111,1000)

 

7 (1011,111)

14 (111,10)

21 (10,1000)

 

Ответ:

Рисунок 5

Задание 2. Раскрась рисунок соответствующими цветам, если цвет дан в двоичном коде: 100 – зеленый, 101 – голубой, 110 – красный, 111 – желтый, 1000 – коричневый, 1001 – черный.

Ответ: 4 – зеленый, 5 – голубой, 6 – красный, 7 – желтый, 8 – коричневый, 9 – черный

Задание 3. Названия месяцев, которыми мы пользуемся, - январь, февраль, март и т. д. – не русские. Они пришли к нашим предкам из Византии вместе с юлианским календарем. А как называли месяцы в Древней Руси? Расшифруйте их названия.

К

14*5-3

Л

40-3*7

А

58/2-9

Р

33-4*4

Ц

96/(10-4)

Й

(8+7)*5

Ю

(54+27)/9

Г

5*3+9*5

С

68/17*6

О

210/35+8

Н

60*4/80

Ь

(84-78)*8

Ч

(250-90)/2

В

45*8+40

У

200-3*9

З

1400/(42/6)

П

490/70*5

И

80*7-260

Х

(940-310)/7

Т

150-640/80

Б

209*6-1100

Е

4*30+9*8

Д

36/1+0/32

 

 

 

35

17

14

24

300

3

192

16

 

 

 

 

 

 

 

 

.

24

192

80

192

3

48

 

 

 

 

 

 

24

173

90

300

75

 

 

 

 

 

154

192

17

192

200

14

200

14

19

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

142

17

20

400

192

3

48

 

 

 

 

 

 

 

300

200

14

67

 

 

 

 

80

192

17

400

192

3

48

 

 

 

 

 

 

 

200

20

17

192

400

 

 

 

 

 

17

9

300

3

 

 

 

 

19

300

24

142

14

35

20

36

 

 

 

 

 

 

 

 

60

17

173

36

192

3

48

 

 

 

 

 

 

 

24

142

173

36

192

3

 

 

 

 

 

 

Ответ: просинец, сечень, сухий, березозоль, травень, изок, червень, зарев, рюин, листопад, грудень, студень.

Кодирование графической информации

Задание 1. Рассмотри рисунок. Что изображено на камне? Что делают люди возле костра? Какую сцену они разыгрывают? Что помогает древнему человеку изображать в танце животных?

Рисунок 6

Задание 2. Верно ли закодирован рисунок? Исправьте ошибки, если они есть.

Ответ:

Задание 3. Запишите код рисунка.

Задание 4. Восстановите рисунок по коду.

Задание 5.  Раскрась рисунок, используя предложенный код.

Рисунок  7

Ответ:

Рисунок 8

Ответ:

Рисунок  9

Ответ:

Задание 6.  Кодирование информации направлениями.

Движение  начинать с середины листа.

Ответ:

Кодирование звуковой информации

Задание 1. Используя любые предметы, передайте стук дождя по дереву, по стеклу, по железной крыше. Составь описание, продолжив фразу: «Когда дождь стучал по …»

Задание 2. Игра «Нарисуй песню».

Играющиеся делятся на две команды. Они слушают музыку из детской песни. Затем ребятам дается время, чтобы они вспомнили текст песни и нарисовали к ней рисунок. Побеждает та команда, которая при помощи рисунка как можно точнее передаст смысл песни.

Список литературы

  1. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы./ авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. – М.: Планета  2011.
  2. Информатика в школе. № 3 – 2010. – М.: Образование и информатика, 2010.
  3. Информатика в школе. № 4 – 2010. – М.: Образование и информатика, 2010.
  4. Информатика. 2-11 классы: внеклассные мероприятия, Неделя информатики/авт-сост. А.Г. Куличкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  6. www.rebus1.com – интернет-ресурс по составлению ребусов.
  7. http://www.dvaporosenka.ru/raskrasky/raskraski-po-cifram/305-raskraski-po-nomeram - раскраска по символам (рисунок 7)
  8. http://ped-kopilka.ru/photos/1041-2 - раскраска с заданиями (по буквам) (рисунок 8)
  9. http://www.ixtira.tv/photo/raskraski_razvivajushhie_i_obuchajushhie/raskraski_po_nomeram/parusnik_po_nomeram/56-0-2271 - раскраска по номерам (рисунок 9)