Роль личности педагога в формировании духовно-нравственных ориентиров обучающихся

Разделы: Классное руководство


Умение педагога воздействовать на духовный облик обучающихся

Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что учитель должен уметь воздействовать на духовный мир школьника, беречь и хранить маленького человекa. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства и особого педагогического такта. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «… учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям». 
Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации. Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания. 

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Основными элементами педагогического такта являются: 

  • требовательность и уважительность к воспитаннику; 
  • умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. 

Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему.  Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности: 

  • естественность и простота обращения без фамильярности; 
  • доверие без попустительства;
  • серьезность тона без натянутости; 
  • ирония и юмор без насмешливости; 
  • требовательность без мелочной придирчивости и грубости;
  • доброжелательность без заласкивания; 
  • деловой тон без раздражительности; 
  • своевременность воспитательного воздействия без поспешности; 
  • принципиальность и настойчивость без упрямства; 
  • внимательность и чуткость к обучающимся без подчеркивания этого; 
  • отдача распоряжений без упрашивания; 
  • обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях; 
  • выслушивание без выражения безразличия. 

Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с обучающимися. Стиль общения педагога с обучающимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: — от психического склада человека, его ценностных ориентаций и уровня образования.

Демократический стиль общения педагога с детьми наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса. Это высокая культура педагогического общения уметь в обучающихся ценить нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность); 

  • интерес к познанию обучающегося (изучение его склонностей, способностей); 
  • умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников; 
  • отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к друга. 

Таким образом, этика педагогического общения, педагогический такт, оказывают огромное воздействие на духовный облик обучающихся,  который базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.

Консолидация и координация деятельности образовательной организации, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании обучающихся

Наши дети – это наша старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы, это наша вина
перед другими людьми, перед страной.

А.С. Макаренко 

Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые учителя. Первые книжки, первые картинки, первые песенки...первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы – родители и учителя? На каком этапе жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовно-нравственной личности ребёнка.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы мы - взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовём ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. 

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещённый. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием. Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. 

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.

 В современном мире человек живёт и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. 

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребёнка улицы и средств массовой информации,  всё же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. Хотя, здесь необходимо, учитывать два существенных обстоятельства:

1) возможности семьи объективно ограничены;

2) современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребёнка. 

Однако важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.

Закон чётко определяет участников образовательного процесса: это ребёнок, образовательное учреждение и семья (родители). Семья и школа должны объединиться в противостоянии всем негативным факторам. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют человека о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Под духовно-нравственным воспитанием мы

Понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка, являющейся основой базовой культуры лично­сти. Духовная составляющая  воспитания в таком случае заключается в содействии ребёнку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определённой личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребёнка: во взаимоотношениях с другими людьми. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, - оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира, т.к. духовно-нравственное воспитание – это развитие основных человеческих способностей: нравственной, состоящей в различении добра и зла; эстетической, состоящей в различении прекрасного и безобразного и религиозной, состоящей в различении истинного и ложного - является первостепенной задачей (часто нереализуемой или стихийно реализуемой современной семьёй). Но оно и средство преодоления разобщённости: между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьёй и образовательным учреждением, между чело­веком и традиционной культурой. О том, что эта разобщённость существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил НИИ семьи и воспитания. В рамках проведённого исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Нужно сказать, что пока подобная разобщённость не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.  

В 1928 году Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это воз­можно в семье… Реальную и полную основу духовно-нравственного возрожде­ния России может создать именно семья...».

    К сожалению, сегодня ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны, хотя и нуждаются в более глубоком дополнительном анализе:

- это утрата традиционного для нашей культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь), жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми;

- это и отсутствие у родителей (или наличие искажённых) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;

- поразительная неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;

- современное социокультурное окружение;

- скудость общественного опыта освоения традиций религиозного воспитания;

- ориентация в формировании содержания и выборе форм духовно-нравственного воспитания на архаические, не всегда созвучные с особенностями восприятия в современном социокультурном контексте;

- отсутствие чётких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие условия являются необходимыми для успешного решения этих задач;

- отсутствие представлений о прямой зависимости процесса становления духовной сферы детей, формирования содействующей духовно-нравственному становлению среды ОУ и семьи от внутренней духовной жизни педагогов и родителей.

Сегодня всем очевидно, с одной стороны, объединение усилий семьи и учреждений образования в создании единого образовательно-воспитательного пространства для развития личности ребенка, а, с другой стороны, - неготовность, как семьи, так и системы образования к удовлетворению этой социально-педагогической потребности.

В связи с этим перед школой стоят следующие задачи:

  • просветительская (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми);
  • консультативная (совместные психолого-педагогические поиски методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков);
  • коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры). 

Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.

Ребёнок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нём мало своего. В нём, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, к сожалению, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.

А вот подсказать путь к возрождению семьи и её ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских традициях мы можем. Выстраивая взаи­моотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе мы теряем тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищённость, рост количества асоциальных семей? Невозможно вырастить духовно-богатую личность, не воспитывая духа настоящих патриотов, не воспитывая уважения к своим корням, традициям. Сегодня на классных часах в школах с детьми  обсуждаются  самые разные темы, в том числе жизненные и семейные ценности, взаимоотношения детей и родителей. Такие как: «В кругу друзей», «Мы родились на русской земле»; «Когда начинаются ссоры»; «И жизнь, и слёзы, и любовь»; «Дорогой мой человек»; «Не обижай меня». Такое общение ориентировано на собственный жизненный опыт ребёнка, родителя и педагога. Получается доверительный разговор, к примеру, о семейных традициях, о важности заботы, согласия, уважения к старшим, ответственности за доброе имя семьи. 

В общем, мы, учителя, ориентируем ребят и родителей на доброе отношение друг к другу, к родным и близким, к своей малой родине, к труду, обязанностям.  И, конечно же, очень важны совместные семейные увлечения - поездки, походы, занятия техникой, музыкой и многое другое.