Урок русского языка с использованием технологии ИСУД "Части речи. Безударные падежные окончания имен существительных"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», технология ИСУД


Форма (презентация, тест и т.п.)

Мультимедийное сопровождение - презентация

Технические данные
(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, интерактивная приставка Mimio

Учебный предмет

Русский язык

Класс

4

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
УМК «Школа России»

Название темы или раздела учебного курса

 «Части речи. Безударные окончания имен существительных»

Вид ресурса
(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

презентация

Образовательный тип
(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Мультимедийное сопровождение урока
Электронное приложение

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Средства Microsoft Office Power Point

Цели, задачи дидактического материала

Цель: обобщить знания об имени существительном как о части речи
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение определять падеж имен существительных, правильно писать безударные падежные окончания.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности;
- развивать умение  пошагового самоконтроля и адекватной самооценки;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать интерес к способам учебной деятельности;
Воспитывающие:
- воспитание уважения друг к другу;
- воспитание любви к языку, к  родной природе;
- познакомить с профессией журналиста.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Материал содержит презентацию, состоящую из 19 слайдов.
Переход с одного слайда на другой по щелчку.

Ресурсы дидактического материала (видеофото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Графические изображения, звуковые файлы, анимационные эффекты

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Презентация содержит  иллюстрации. Все используемые интернет-ресурсы указаны в последнем слайде    презентации.

Межпредметные связи

«Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Русский язык», «Математика»

Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке (указать этапы урока);
- учащимися

Дидактический материал к уроку для учащихся дан в приложении. Материал используется учителем на уроке для групповой работы в течение всего урока. (Подробное описание содержится в конспекте урока)

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Подробное объяснение места мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Данный компонент занимает важное место в структуре урока и является его неотъемлемой частью. Подробное описание по методике использования презентации содержит конспект урока.

Информационная карта урока

Целеполагание для ученика

  • Обобщить знания об имени существительном как о части речи.
  • Развивать умение определять падеж имен существительных, правильно писать безударные падежные окончания.
  • Познакомиться с профессией журналиста.
  • Учиться проводить рефлексию.

Целеполагание для учителя

Коррекционные, социализирующие цели:

  • Показать необходимость знаний русского языка для профессии журналиста;
  • Показать результат коллективного труда;

Развивающие ОУУН:

  • Развивать навык работы со справочной литературой;
  • Развивать навык работы в группе;
  • Развивать навык спланированного и организованного рабочего места;

Предметные цели:

  • Помочь обобщить знания об имени существительном как о части речи;
  • Работать над развитием орфографической зоркости;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Опорные понятия

Новые понятия, термины

Предмет, наука «филология», часть речи, падежи

Редактор, корректор, марафон, передовица

Домашнее задание. Подобрать информацию для размещения на любой тематической странице, созданного на уроке журнала.

Этапы урока, форма, краткое содержание

Дидактическое оснащение

Деятельность учащихся, рефлексия

1. Оргмомент

Групповая форма работы.
Настрой на урок.
Обсуждение значения слова «редколлегия»

Различные печатные издания
Презентация «Мой край родной»

Рассматривают газеты, журналы.
Объясняют значение слова «редколлегия»

2. Чистописание

Каллиграфическая запись на доске

Учащиеся выполняют запись в тетради.

3. Словарная работа

Работа над лексическим значением слов.
Орфографическая работа.
Знакомство с профессиями людей, входящих в редколлегию (беседа).

Тетради учащихся, толковый словарь, орфографические словарики
Презентация «Части речи»

Объясняют значение слов.
Называют орфограммы.
Читают статью в толковом словаре.
Отгадывают анаграммы.
Записывают слова, обозначают орфограммы.
Придумывают и записывают предложения.
Организуют проверку в группах.

4. Повторение изученного об имени существительном (рассказ по плану).
Правило определения падежа имени существительного (ответы на вопросы)

Памятка  «Имя существительное».
Карточки с текстом
(4 варианта).
Листочки-подсказки

Рассказывают по плану об имени существительном как о части речи.
Отвечают на вопросы.
Читают тексты и определяют тему каждого.
Записывают текст, подчеркивают существительные в заданном падеже.
Проверяют по листочку-подсказке.

5. Физминутка

Фотоглаз

Делают коллективный снимок группы.

6. Отработка предметных навыков
Тренировочные упражнения  в написании безударных падежных окончаний имен существительных.

Схема «Как не ошибиться в написании безударного падежного окончания имени существительного».
Карточки с текстом с ошибками (один вариант).
Листочек-подсказка

Рассказывают правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.
Исправляют ошибки в тексте.
Организуют проверку в группах.

7. Домашнее задание

 

Обсуждают и планируют выполнение задания.

8. Подведение итогов урока

Карточки самодиагностики

Самооценка. Схематично рисуют лицо с разными эмоциями.
Оценка работы в группе и группы в целом.

План-конспект урока

Этапы урока

Ход урока

Дифференциация, индивидуальная работа учащихся

1. Оргмомент

Введение в тему.
Слайд-шоу «Мой край родной»
Каждая группа – редколлегия.
Результатом работы должен стать журнал «Марковчане»
Презентация № 2 Слайд 2

 

2. Чистописание

Оформление титульного листа журнала.
Прием 1.
Запись на доске выполнена учителем, дети записывают в тетрадь:
Журнал «Марковчане».
Проверка в паре.

 

3. Словарная работа

Оформление передовицы. Главные новости.
Прием 2.
Определение слова по его значению на слух и соотнесение его со словами, записанными на доске.
Слова записываются в тетрадь.
На доске:
Редактор, журналист;
Фотокорреспондент;
Корректор.
Слайд 3
Прием 3.
Чтение значения слова «передовица» в толковом словаре и повторение его значения.
Прием 4.
Составление слов, которые относятся к теме
«Марковчане» и запись их в порядке возрастания в них количества слогов:

  • рдноиа (родина)
  • яиротси (история)
  • диратяци (традиция)

Слайд 3
Прием 5.
Составление и запись предложений со словарными словами. Взаимопроверка.

Индивидуальная работа со слабыми детьми (см. особенности детей)
Приемы № 13, 14

4. Повторение изученного

Прием 6.
Рассказ об имени существительном по плану:
1. Часть речи.
2. Что обозначает.
3. На какие вопросы отвечает.
4. Как изменяется.
5. Каким членом предложения является.
Слайд 4
Сбор информации (работа журналистов).

Определение тематики страниц журнала:

историческая страница

природоведческая страница

страница филолога

математическая страница

Слайд 5
Прием 7.
Каждый участник группы получает текст разного содержания, читает его, определяет тему.
Один представитель группы (его выбирают дети) озвучивает тему.
(см. «Тексты и задания»)
Прием 8
Определение падежей имен существительных.
Мозговой штурм.
- Как определить падеж имени существительного?
- Как отличить  В. П. от И. П.?
- Чем отличается имя существительное в П. п. от имени существительных в других падежах?
- С каким падежом можно перепутать имя существительное в Р. П.?
- Как не ошибиться в этом случае?
Слайд 6
Прием 9
Запись текста. Подчеркивание сущ. в заданном падеже.
Проверка.
Каждая группа называет слова, которые они подчеркнули. Проверяют по листочку – подсказке.
Слайды 7-14

Индивидуализация и дифференциация в работе с сильными и слабыми детьми (см. особенности)
Приемы № 15, 16, 17, 18, 19

5. Физминутка

Работа фотокорреспондентов

 

6. Отработка предметных навыков
Развитие умения писать безударные падежные окончания

Работа корректора над страницей интересных  фактов.
Прием 10
Читают текст, находят ошибки, называют орфограмму (см. «Страничка любознательных»)
Слайыд 15, 16
Прием 11
Рассказывают, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний имен существительных.
Исправление, проверка по листочку – подсказке.
Прием 12
Запись сущ. с исправленными окончаниями по схеме:
Гл. + сущ.
Самопроверка и взаимопроверка

Индивидуальные задания для сильных и слабых детей (см. особенности)
Приемы № 20, 21, 22

7. Рефлексия

Учащиеся оценивают свою работу в группе, работу группы в целом.
Слайд 17

Оформление журнала «Марковчане»

8. Домашнее задание

Подобрать информацию для размещения на любой тематической странице, созданного на уроке журнала.
Придумать свою тематическую страницу.  Слайд 18

Оценивание индивидуальных работ.

Особенности детей, которым необходим индивидуальный подход на этом уроке

Фамилия, имя

Обученность

Обучаемость

Модальность

Полушарие

Мотивация

Визуальная

Аудиальная

Кинестическая

Равнополушарное

Правополушарное

Левополушарное

Анита З

4,6

2

+

+

+

 

+

 

Соц-поз

Юлия М.

5

3

+

 

 

+

+

 

Соц-поз

Миша Л.

5

3

+

 

+

 

+

 

Соц-поз

Влад К.

3

1

 

+

 

 

+

 

Баз.

Коля Н.

2-3

1

+

+

 

 

+

 

Баз.

Игорь З.

2-3

1

+

 

+

 

+

 

Баз.

Индивидуализация на уроке

Имя, фамилия

Этапы урока

Индивидуализация заданий

Анита З.

Повторение изученного

 

Отработка предметных навыков

Прием 15
Определить падеж всех имен существительных.
Рассказать в группе (текст 1 группы).
Прием 20
Разобрать по составу на выбор 2 имени существительных.

Юлия М.

Повторение изученного

 

Отработка предметных навыков

Прием 16
Определить падеж всех имен существительных (текст 4 группы).
Составить схему предложения.
Прием 20
Найти и записать однокоренные слова, разобрать их по составу.

Миша Л.

Повторение изученного

Отработка предметных навыков

Прием 17
Определить падеж имен существительных, которые ты сможешь найти. Озаглавь текст.
Прием 20
К слову листья подбери однокоренные слова и разбери 2 слова по составу.

Влад К.

Словарная работа

Повторение изученного

Отработка предметных навыков

Прием 13
Пользуется индивидуальным словариком, проговаривает слова.
Прием 18
Просклонять имя Иван (смотри памятку).
Прием 21
Рассказать соседу в группе о происхождении имени Иван.

Коля Н.

Словарная работа

Повторение изученного

Отработка предметных навыков

Прием 13
Пользуется индивидуальным словариком, проговаривает слова.
Прием 18
Просклонять слово тайга (смотри памятку).
Прием 21
Списать восклицательное предложение (текст 2 группы)

Игорь З.

Словарная работа

 

Повторение изученного

Отработка предметных навыков

Прием 15
Составь  предложение из слов, записанных на карточках.
Моя, родина, малая, Верхнемарково.
Каждой, деревни, У традиции, есть свои.
Прием 19
Записать слово деревня в Д. п., В. П., П. п. (смотри памятку).
Прием 22
Списать 4 предложение (текст 3 группы), определить падеж имени существительного.

Используемая литература.

1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебное пособие для 4 класса. В 2 ч. М. Просвещение, 2014.

2. Плешаков А. П. Окружающий мир. Учебное пособие для 4 класса. В 2 ч. М. Просвещение, 2010.

3. Усть – Кут – город на Ленских просторах. – Под ред. Н. В. Жданова, Изд. 2-е перераб и доп. Иркутск ООО Артиздат, 2004.

4. Земля моя усть – кутская. – Под ред. Н. В. Жданова. Иркутск ООО Артиздат, 2011.

5. Авторские фотографии Кондратьевой Е.В.

6. Картинки, анимация, шаблон, смайлы-интернет.

Страничка для любознательных.

Исправь ошибки. Запиши текст без ошибок.

Как это было?

Современный поселок Верхнемарково, объединился с деревняй Матвеевой ниже по течению и протянулся на добрых четыре километра по берегу Лены до крутого красноцветного яра на повороти реки.

Верхняя часть Верхнемарково отделяется от основной часте поселка впадающим в Лену Соляным ручьем. До революции в ручье варили соль, а грязь в нем считали целебной.

Рядом с Соляным ручьем стояла часовня, приписанная к Марковской церкве. Через Лену напротив Соляного ручья до революции же работал кирпичный заводик.

Листочек-подсказка.

Как это было?

Современный поселок Верхнемарково, объединился с деревней Матвеевой ниже по течению и протянулся на добрых четыре километра по берегу Лены до крутого красноцветного яра на повороте реки.

Верхняя часть Верхнемарково отделяется от основной части поселка впадающим в Лену Соляным ручьем. До революции в ручье варили соль, а грязь в нем считали целебной.

Рядом с Соляным ручьем стояла часовня, приписанная к Марковской церкви. Через Лену напротив Соляного ручья до революции же работал кирпичный заводик.

Текст и задание для 1 группы.

Историческая страница.

Запиши текст. Подчеркни существительные в В. П. ед. ч.

История,  тогда еще деревни Марково началась в середине 17 века. Кипрюшка Марков, русский крестьянин, уроженец Тамбова, пришел на Лену вместе с Ерофеем Хабаровым в середине 40-х годов 18 столетия.

Очень уж ему понравились эти места, и соорудил он здесь с товарищами своими первые избы, заложив тем самым деревню. Привезли с собой хлебные злаки, смастерили соху с железными сошниками, деревянную борону, серпы, косы-горбушки, топоры. А в ближайшую весну засеяли первые десятины земли….

И пошло название деревеньки – Марково от имени отца Кирюшки «Марк».

Листок – подсказка.

История,  тогда еще деревни Марково началась в середине 17 века. Кипрюшка Марков, русский крестьянин, уроженец Тамбова, пришел на Лену вместе с Ерофеем Хабаровым в середине 40-х годов 18 столетия.

Очень уж ему понравились эти места, и соорудил он здесь с товарищами своими первые избы, заложив тем самым деревню. Привезли с собой хлебные злаки, смастерили соху с железными сошниками, деревянную борону, серпы, косы-горбушки, топоры. А в ближайшую весну засеяли первые десятины земли….

И пошло название деревеньки – Марково от имени отца Кирюшки «Марк».

Текст и задание для 2 группы.

Природоведческая страница.

Запиши текст. Подчеркни существительные в Р. П. ед. ч.

От горизонта до горизонта лежит наша тайга. Осенью она особенно красива! Точно лисьи хвосты, тянутся к небу березы, а с модницы осины слетают красные листья.

Листочек-подсказка.

От горизонта до горизонта лежит наша тайга. Осенью она особенно красива! Точно лисьи хвосты, тянутся к небу березы, а с модницы осины слетают красные листья.

Текст и задание для 3 группы.

Страничка филолога.

Запиши текст. Подчеркни существительные в Д. П. ед. ч.

Какими же именами назвали юных марковчан за все время существования деревни?

Самое популярное имя Иван. У русского имени Иван древнееврейские корни, что означает «благодать Божия». Имя Иван давали человеку в надежде на то, что он будет добрым, нежным, верным в дружбе.

Производные: Ванечка, Ванюта, Ванёк, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Ваня, Ванька, Ванятка, Ивашка, Иванушка.

Листочек-подсказка.

Какими же именами назвали юных марковчан за все время существования деревни?

Самое популярное имя Иван. У русского имени   Иван древнееврейские корни, что означает «благодать Божия». Имя Иван давали человеку в надежде на то, что он будет  добрым, нежным, верным в дружбе.

Производные: Ванечка,  Ванюта, Ванёк, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Ваня, Ванька, Ванятка, Ивашка,  Иванушка.

Текст и задание для 4 группы.

Математическая страница.

Запиши текст. Подчеркни существительные в П.П. ед. ч.

 Коля решил прогуляться по  левому берегу Соленого ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или правом берегу он оказался?

Листочек-подсказка.

Коля решил прогуляться по левому берегу Соленого ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или правом берегу он оказался?