Урок литературного чтения Н.Сладков "Бежал ёжик по дорожке"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


УМК «Гармония». 2 класс

Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом Н.Сладкова «Бежал ёжик по дорожке».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить сведения о жизни и творчестве Н.Сладкова и познакомить с его произведением «Бежал ежик по дорожке»;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;  
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг Н. Сладкова, карточка с названием рассказа «Бежал ежик по дорожке».

Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 2 класса.» (О.В. Кубасова) Смоленск, «Ассоциация XXI век», Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. «Моя шкатулка: справочник». - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014. - 144с.: илл., рабочие листы к уроку, игра «Лото» по биографии Н.Сладкова.

Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.

1.Формулирование темы и цели урока.

У: - Урок литературного чтения. Проверим, насколько вы были внимательны на уроках литературного чтения.

- Выполним 1-е задание. Прочитайте его.

У: Назовите первую часть темы урока.

Д. Первая часть темы урока: Николай Сладков.

У: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.

У: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

Прочитайте его.

Д: Название произведения «Бежал ёжик по дорожке».

У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Назовите тему урока полностью.

Д: Тема урока: "Николай Сладков и его произведение «Бежал ежик по дорожке»".

У: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

  • повторить и расширить   сведениями о  Ж и Т …  …;
  • познакомиться с произведением …  …  « … »;

У: А теперь дополните цель урока, используя «Мою шкатулку» на странице 4-7.

Д: учиться читать и ???  …   «  …  ».

Д:  мы будем учиться читать и анализировать произведение Н.Сладкова «Бежал ёжик по дорожке».

2. Подготовительная работа.

Учитель открывает на доске портрет писателя.

У: Начнем работу над первой частью цели урока, для этого выполним задание №3 «В гостях у автора». (Викторина по биографии Н.Сладкова.  Карточки необходимо разрезать и раздать детям по одной на парту. Ученик зачитывает первый вопрос (карточка №1). Все учащиеся следят за текстом и ищут ответ на вопрос на своей карточке. Если ответ найден - читают его всему классу).

У: Ребята, что нового о Н.Сладкове вы узнали из игры ЛОТО?

У: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

Словарная работа.

У: В произведении встретится слово, значение которого нужно уточнить.

Выполним задание №4.

- Как вы понимаете значение слова наперегонки?

- Где об этом можно узнать? (показываю словари: орфографический и толковый) – в каком из этих словарей можно узнать значение слова?  (ученик выбирает словарь, объясняет, почему выбрал именно эту книгу).

Прочитайте значение слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Наперегонки - стараясь перегнать друг друга.

Антиципация.

У: Прочитаем задание № 5 в рабочем листе. По иллюстрации, по названию произведения, слову, с которым мы познакомились, предположите, о чем пойдет речь.

2-3 ученика высказывают свои предположения.

3. Первичное чтение учителем.

У: Проверим наши предположения. Послушайте произведение Н.Сладкова «Бежал ежик по дорожке». (Учебники открыты страница 108)

4. Проверка первичного восприятия.

У: - О чем это произведение?

У: - Подтвердились ли ваши предположения?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником «Моя шкатулка» на странице 12.

5. Анализ произведения.

У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

- Можете пользоваться справочником «Моя шкатулка» на странице 112.

Д: Мы познакомились с произведением, которое относится к жанру сказки.

У: Зачитаем признаки сказки, используя справочник «Моя шкатулка» на странице 112.

Д: Признаки сказки.

  • Наличие вымысла (животные разговаривают)
  • Своеобразное начало (зачин), концовка, наличие присказок, продолжений.
  • Повтор
  • Сказочные слова и выражения
  • Добро побеждает зло

У: - Определите тему сказки.

Д: Этот сказка о животных.

У: Обозначьте жанр и тему произведения моделью в рамочке.

- Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

Вторичное чтение. Анализ произведения.

У: Прочитаем третью часть цели урока. (Будем учиться анализировать произведение «Бежал ежик по дорожке»)

У: Проанализируем текст, выполнив задание № 6 на листочках. Прочитаем его.

- Прочитаем первый вопрос. Кто его восстановил?

1) Что однажды случилось с ёжиком?

- Кому ты адресуешь этот вопрос?

У: Чтобы мы смогли ответить на этот вопрос, перечитаем рассказ еще раз.

После чтения рассказа ученик отвечает на вопрос 3-4 предложениями.

У: - А теперь мы проверим, как вы запомнили содержание сказки. Откройте печатную тетрадь на стр.79.

Прочитаем задание № 1.

- Каждый выполнит задание самостоятельно. А потом вы оцените работу своего соседа. Если цифры расставлены по порядку, как происходят события в тексте, то вы поставите звездочку.

Учитель выводит слайд презентации для проверки на экран.

У: - Прочитаем второй вопрос. Какое слово пропущено?

2) Почему ёжик решил состязаться с улиткой, лягушкой, филином?

У: - Кому ты адресуешь вопрос?

Д: (Читают в учебнике) «Улиткина скорость известно какая: семь шагов в неделю. А Ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал Улитку и съел».

«Ничего, думает еж, - у меня ноги быстрые, колючки острые. Я улитку съел, Лягушку съел - сейчас и до Филина доберусь!»

У: - Прочитаем и восстановим третий вопрос.

3) Какие чувства испытывал Ёжик, когда состязался с улиткой, лягушкой, филином?

У: - Кому ты адресуешь вопрос?

- А теперь, используя шкатулку на стр. 16 попробуйте подобрать слова, которые обозначают чувства ёжика в этот момент.

- Какие группы слов здесь есть?

Д: Самоуверенность - застенчивость, гордость - стыд и т.д.

- Из какой группы слов можно выбрать слова, которые передают чувства ежика в момент встречи с улиткой и лягушкой?

Д: Ежик испытывал чувство высокомерия, и собственного превосходства. Легко ежу быть храбрым со слабыми!

У: Прочитаем четвертый вопрос. Восстановите его.

4)  Как Ёжик общался с улиткой, лягушкой, филином?

Д: Ёжик общался с животными грубо, невежливо.

 «Ну, улитка, давай-ка наперегонки»,
«Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки»,
«почесал еж сытенькое брюшко лапкой и говорит эдак небрежно:
- Давай, филин, наперегонки. А коли догоню - съем!»

У: - Прочитаем пятый вопрос. Кто заметил ошибку?

5) Что можно сказать о Еноте?

- Что можно сказать о Ёжике? Кому ты его адресуешь?

Д: ежик вел себя некрасиво

  • Глупый
  • Гордый
  • Грубый
  • Хитрый
  • Насмешливый
  • Хвастливый
  • Высокомерный

Давайте заглянем в нашу шкатулочку на стр. 116 и попробуем дополнить характеристику ежа.

Д: ёжик был зазнайка, хвастун, нескромный, самолюбивый, самоуверенный.

Учитель добавляет  на доску слова о Ёжике в 1 столбик.

У: Ребята, какого сказочного героя вам напомнил ежик?

У: послушайте  отрывок: «Ничего, - думает еж, у меня ноги быстрые, колючки острые. Я улитку съел, лягушку съел - сейчас и до филина доберусь!»

Д: Ёжик напоминает колобка. Он тоже говорил: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя лиса и подавно уйду!»

У: Сравните, чем закончилась история с колобком и нашим Ёжиком.

Д: Колобка съела лиса. А наш ежик остался жив - здоров. Но он получил хороший урок!

У: Каким мы видим Ёжика в конце сказки?

  • Пугливый
  • Догадливый
  • Осторожный
  • Беспомощный
  • Напуганный
  • Рассудительный

У: - Прочитаем шестой вопрос. Кому ты адресуешь вопрос?

6)  Какой совет автор дает Ёжику?

«Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!»

У: - Прочитаем седьмой вопрос.

7)  Как ты думаешь, исправится ли Ёжик?

Д: Ежик обязательно исправится. Он очень испугался филина, но не растерялся. Съежился да под корни закатился. До утра там просидел. Теперь будет знать, кого ему в лесу бояться.

У: -Каким надо стать Ёжику, чтобы исправиться? Ответим, используя «Мою шкатулку» на стр. 114-117.

  • Осторожный
  • Умный
  • Выдержанный
  • Воспитанный

У: -Прочитаем восьмой вопрос. Восстановите его. Кому ты адресуешь вопрос?

8)  Подбери свое название к произведению.

Вывод: Ёжик был еще очень маленький. Сначала думал, что «шутя в лесу проживет». Наверняка, это была его первая охота. Скорее всего, он и врагов своих в глаза не видал.

Эта история не просто случилась с Ёжиком. Он получил урок.

Творческая работа.

У: Ребята, сейчас мы будем работать в группах. Для этого прочитаем задание № 7. Разбейтесь в группы по 4 человека. Начинайте свою работу. Помните, что каждая группа должна выбрать самого лучшего чтеца.

У: Сейчас лучшие чтецы с помощью жребия определят, чью роль они исполнят.

У: Роли определены. Чтецы готовы? Прочитайте диалог так, чтобы все услышали в вашем диалоге целую палитру чувств.

Остальные ребята будут экспертами. Они отметят хорошее в прочитанном диалоге и недочеты.

«Внимание, идет запись!» «Тишина в студии!»

Читает первая группа.

У: Оцените чтение группы сигналами.

- Удалось ли ребятам передать настроение героев?

- Послушаем аудиозапись.

- Слово экспертов.

Учитель вручает ученикам медальки «Лучший диктор»

6. Домашнее задание.

Прочитаем задание № 8* на печатном листе.

У: Дома вы прочитаете сказку еще раз и выполните задание № 8.

  • Придумай продолжение истории про ежика.
  • Поищи и принеси в класс книги о ёжиках.

7. Рефлексия.

У: - Вернемся к цели урока. Все ли нам удалось реализовать?

Молодцы, отлично поработали.

- А теперь я предлагаю вернуться к пословицам, с помощью которых, в начале урока мы определили фамилию автора. Прочитаем их еще раз.

- А теперь подумайте, для чего Николай Сладков написал эту сказку. Используя эти пословицы, дайте совет ежику.

Д: Ежик, будь умным!

Д: Ежик, никогда не жадничай!

Д: Ежик не гордись и не зазнавайся, уважай всех лесных жителей!

У: Перед вами портрет автора рассказа, ежик и филин. Подумайте, кого бы вы хотели поблагодарить за сегодняшний урок? Прикрепите рядом с этим портретом карточку со словом «спасибо».

У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Используемая литература.

  1. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Читая-думаю. 1 кл.: тетрадь по литературному чтению. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010. – 76 с.: илл.
  2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая - думаю. 2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2009.
  3. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая - думаю. 2 кл., ч.2: тетрадь по литературному чтению. // Киров: КОГУЗ «МИАЦ», 2009. – 80 с.: илл.
  4. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. «Моя шкатулка» Справочник по литературному чтению. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.