Конспект НОД "Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела". Дифференциация звуков С–Ш"

Разделы: Логопедия


Группа детей 5-6 лет.

Цель: формирование умения детей связно, последовательно пересказывать небольшую сказку; совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков С-Ш.

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст по частям.
  • Расширять кругозор детей посредством ознакомления со словами, имеющими одинаковое звучание, но различное значение - омонимами.
  • Активизировать словарь признаков и глагольный словарь.
  • Развивать фонематический слух: учить различать звуки С-Ш.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания;
  • Приобщать к словесному искусству.
  • Воспитывать добрые чувства к товарищам, вежливому обращению с ними.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.
  • Развивать речевое дыхание, певческую интонацию, чувство ритма.
  • Развивать тонкую моторику и координацию движений.

Методы и приёмы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра.

Оборудование: иллюстрации к сказке, предметные картинки, ИКТ (проектор, экран, документ-камера).

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; знакомство с образованием сложных слов (пучеглазый, большеротый, косматая), их значением; рисование педагогом картинок к тексту.

Ход занятия

Решаемые задачи

(Детей  приглашаю в полукруг).

С добрым утром, с новым днём!
Как мы дружно здесь живём.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушайте, думайте, наблюдайте,
Сказку в душу пропускайте.

Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки?

(дружить, помогать, узнавать что-то новое) А Вы дружите друг с другом? (да)

А кто такие друзья? (Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем)

Ребята, а какими должны быть друзья?

(Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми)

Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку.

Организовать  детей, настроить и подвести к теме занятия.  
Создать положительный эмоциональный настрой.

Активизировать словарь признаков и глагольный словарь.

Садитесь пожалуйста на стулья.

Сказка называется «Как лисичка бычка обидела». Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел?
(Лисичка бычка). А кто такой бычок?

(Теленок). Вы думаете, что бычок – это теленок? (Да). А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы, например, лук – овощ и лук со стрелами. И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто.

         Плаваю под  мостиком,
         И виляю хвостиком.
         По земле не хожу,
         Рот есть, но не говорю. (Рыба)

Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба.

Давайте скорее я вам прочитаю сказку, ведь вам же интересно узнать, что произошло?(Да). Тогда слушайте внимательно.

Подготовить детей к восприятию текста.
Расширять кругозор детей посредством ознакомления со словами, имеющими одинаковое звучание, но различное значение – омонимами.
(лук-овощ и лук со стрелами: бычок-теленок и бычок-рыба).

Учить отгадывать загадки.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
- Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
- Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
- А ты ему ничего не говорила?
- Сказала.
- Что ты ему сказала? – спросила лиса.
- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

 

Познакомить с содержанием сказки.

Ребята, а теперь давайте попробуем припомнить  сказку, а помогут нам картинки. Ой, что такое? Ребята, пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете? (Да, поможем) Вспомните пожалуйста, как сказка начиналась?

(Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась. Спасибо. Что было потом?
(Из воды высунулся бычок  - рыба морская) Вот и вторая картинка нашлась, спасибо. А потом? (Увидала его лисичка и запела: «Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий») Лисичка ведь пела? (да). Давайте мы вместе споем лисичкину «дразнилку»? (давайте) Ребята, а почему она бычка назвала пучеглазым? (потому что у него выпуклые глаза).
Как здорово у нас получилось, вот и третья картинка нашла своё место. Кто дальше продолжит?
(А бычок сказал: «У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь»). Спасибо, теперь мы и четвёртую картинку нашли. А дальше?
(Заплакала лисичка и домой побежала)
Вот и пятая картинка, спасибо. У нас осталась последняя шестая картинка. Кто вспомнил, чем сказка закончилась.(Мама – лиса спрашивает: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь? А лисичка говорит:
«Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь») Что еще спросила лиса-мать? (А ты ему ничего не говорила?) Что ответила лисичка?
(сказала, что он пучеглазый да большеротый). Какой вывод сделала мама-лиса? (Вот видишь, ты первая его и обидела).

Учить припоминать содержание сказки с помощью опорных картинок.

Учить детей определять правильную последовательность картинок и воспроизводить текст с опорой на них.

Развивать речевое дыхание, певческую интонацию, чувство ритма посредством пения «дразнилки».

Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
У лисицы острый нос (показывают «острый нос»)
И рыжий пушистый хвост (показывают хвост)
Утром лисонька проснулась,(дети присели, затем поднимают руки, вытягивают ноги поочередно)
Лапкой вправо потянулась,(тянутся рукой вправо)
Лапкой влево потянулась, (тянутся рукой влево)
Солнцу нежно улыбнулась (руки разводят перед собой и улыбаются).
Давайте еще раз повторим, кто запомнил слова, помогайте мне.
Молодцы, теперь приглашаю вас всех на свои места и мы продолжим.

 

Развивать общую моторику, координацию движений.

Я прочитаю Вам сказку еще раз, а потом мы будем её пересказывать. Слушайте внимательно.

Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать?

(выходит ребенок).

Сказка большая, поэтому ты можешь попросить своего друга помочь ее пересказать (Помоги мне пожалуйста рассказать эту сказку. Спасибо).

Вам помогут картинки и мы с ребятами.

Привлечь внимание детей к тексту, дать установку на последующий пересказ.

Учить связно пересказывать текст с опорой на картинки.

Учить детей работать в паре.

Учить детей вежливо обращаться с просьбой к товарищу.

Молодцы, у вас очень хорошо получилось. Ребята, а лисичка то наша шла по берегу моря, да? (да) А Вы знаете, как шумит море? (ш-ш-ш) Правильно, а ещё на море дует сильный ветер, он свистит: с-с-с. Давайте мы с вами поиграем в веселую игру и научимся различать звуки Ш и С (давайте)

Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Ребята, когда я буду произносить звук С (песенку ветра), вы должны поднять руки и сильно покачиваться из стороны  в сторону, а если произнесу звук Ш (песенку моря), то надо шуршать ладонями и шаркать ногами, можно и одной ногой. Главное, чтобы было шумно, как на море. Давайте попробуем. (Давайте). Тогда начинаем. С,ш,ш,с,с,ш,с,ш.

Ребята, какие вы молодцы, выполнили без ошибок. А теперь я усложню задание, и посмотрим, как вы справитесь. Я Вам буду говорить слова из сказки, с которой мы сегодня познакомились, а вы, если услышите в слове звук С начинайте опять покачиваться, а если в слове есть звук Ш, то, что надо сделать? (шуршать ладонями и шаркать ногами)

Правильно. Готовы? (Да) Тогда начинаем, будьте внимательными. Шла, сказала, лиса, большеротый, рыбёшка, косматая.

Здорово получилось, очень внимательными вы были. А теперь садитесь на ковер поудобнее, пожалуйста.

 

Развивать фонематический слух: учить различать звуки С-Ш.

Развивать общую моторику и координацию движений.

Ребята, сегодня я прочитала Вам эскимосскую сказку. Вам понравилась сказка? (Да).

Про что была сказка? (лисичка бычка обидела).

Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком? (Попросить прощения, извиниться)

А какими словами можно попросить прощения? (прости меня пожалуйста, я так больше не буду)
Правильно, молодцы. А помните, мы еще и песенки с Вами пели.(да).

Скажите, что это за песенка: с-с-с (песенка ветра). Правильно, а вот такая: ш-ш-ш (песенка моря). Здорово, что Вы запомнили.

Я так рада, что Вы такие дружные, вежливые и спасибо Вам за то, что так много мне помогали на этом занятии. А если Вам так понравились сказка и ее герои, то в свободное время Вы можете в нее поиграть. У нас есть маски и костюмы, хорошо ребята? (Да)

А наше занятие подошло к концу, мне пора с Вами прощаться, но скоро мы обязательно увидимся. До свидания ребята. (До свидания).

Подведение итогов занятия.