Формирующее оценивание в педагогической практике учителя английского языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Наверное самой сложной задачей для современного учителя является обучение детей совершенно разного уровня, с разными способностями одинаково хорошо. Каким образом обеспечить высокий процент качества обучения решает сам учитель, однако зарубежная методика предлагает дающие неплохие результаты образовательные стратегии. В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на методике формирующего оценивания. В чем же заключается такая притягательность этой методики для многих преподавателей по всему свету?

Возможно, в самой философии формирующего оценивания, которая полностью отвечает направлениям современного образования, ставящего своей целью постоянное совершенствование и развитие личности в диалоге с окружающими.

Первыми учеными, которые всерьез привлекли внимание к эффективности формирующего оценивания, были Поул Блэк и Дилан Уильям [1]. В своей статье в специальном выпуске сборника «Оценивание в образовании» авторы провели анализ эмпирических исследований, который показал, что прирост в знаниях учащихся, на которых применяли практики формирующего оценивания, оказался самым большим по сравнению с результатами всех других педагогических технологий.  Особенно важным открытием метаанализа стало то, что формирующее оценивание больше всего помогает слабым учащимся, сокращая при этом разрыв в достижениях и повышая также в целом уровень успеваемости в классе.

Остановимся на самом понятии «формирующее оценивание» и попытаемся поразмышлять, почему оно действительно работает. В своей книге «25 Быстрых Практик Формирующего Оценивания» Джудит Додж поясняет, что формирующее оценивание это непрерывное оценивание, наблюдения, выводы и анализ, которые направляют преподавание и обеспечивают обратную связь с учеником ежедневно» [6].

В 2006 году в Техасе на встрече участников организации FAST SCASS (Государственное объединение по проблемам оценивания и стандартов обучения) было разработано следующее определение: «Формирующее оценивание – процесс, используемый учителями и ученикам в течение обучения, который обеспечивает обратную связь, для выстраивания преподавания и познания для улучшения достижения запланированных учебных результатов» [8]. Самым интересным в этом определении, на мой взгляд, является желание подчеркнуть,  что формирующее оценивание представляет собой процесс, а никак не тест, оценку или задание и то, что учащиеся в этом процессе также работают над совершенствованием своего обучения с помощью обратной связи от учителя. Эффективное формирующее оценивание включает сбор данных о продвижении в формировании навыков и умений ребенка, осуществляемый для того, чтобы педагогические методы работали на преодоление несоответствия между текущими знаниями и умениями ребенка и ожидаемыми результатами. Формирующее оценивание интегрируется в процесс преподавания учителей и познания учащихся, получающих непрерывную обратную связь друг от друга. Стратегий формирующего оценивания очень много и варьируются они от неформальных наблюдений до специально разработанных и органично внедренных в процесс обучения технологий, однако все они должны отвечать одному или нескольким приведенным ниже положениям [7].

Последовательность обучения должна точно быть определена промежуточными целями основной учебной цели. Одной из итоговых целей обучения английскому языку в школе является умение писать аргументированное эссе. Первой ступенью для данного вида задания является сбор информации из различных источников, т.е. ребенка учат, находить  и понимать различного рода тексты по определенной тематике. Постепенно приходит понимание того, что разные люди одну и ту же проблему могут видеть по-разному и приводить аргументы в пользу своей точки зрения. Изучая различные мнения, учащийся развивает способность видеть причинно-следственные связи и широко понимать проблему. Затем учащийся готов занять свою позицию и высказать доводы в ее поддержку. Последним шагом станет поиск слабых стороны оппонентов и опровержение их мнения с помощью доказательств. Данная последовательность действий дает нам увидеть, что прежде чем написать эссе ребенок должен пройти путь от непосредственного восприятия информации до более сложных умений анализа, синтеза и оценивания. Задача учителя заключается в том, чтобы понять, что уже умеет делать ребенок и как дальше направить его обучение, чтобы обеспечить переход на следующий уровень.

Цели обучения и критерии успеха должны быть четко определены и донесены до учащегося. Учитель формулирует цели, которые должны быть достигнуты учениками и предлагает им критерии, в соответствии с которыми обучение будет оцениваться, для того, чтобы у них сложилось понимание, в чем заключается успешно выполненная работа. Важно, чтобы эта информация была представлена в понятной для учеников форме, а для того, чтобы это облегчить, можно привести в пример работы, которые соответствуют или не соответствуют критериям. Для написания эссе также нужно понимать критерии, по которым учитель будет оценивать работу. Своим учащимся я предлагаю уже разработанные критерии и несколько работ учеников другого года и ставлю задачу обсудить в парах или группах соответствие работ критериям и пояснить причины их решения. Уделяя немного времени каждой паре, у меня есть возможность разобраться  в том, понимают ли учащиеся сущность каждого критерия или же необходимо совместно обсудить и прояснить значение отдельных вызывающих сложности критериев. Таким образом, у учеников складывается представление об ожиданиях и требованиях учителя к выполнению работы.

Учащийся должен получать основательные комментарии от учителя связанные с желаемыми результатами и критериями успеха. Это значит, что учитель всегда дает обратную связь, отмечая уровень знаний учащегося на сегодняшний день, а также то, что ему необходимо сделать для  продвижения на новый уровень. В этом случае не стоит сравнивать ученика и с его одноклассниками. Получив комментарий от учителя, ребенок должен ответить для себя на следующие вопросы: «Куда мне идти дальше?», «Где я сейчас?», «Каким образом мне сделать этот шаг?» [4]. Приведу пример из своей деятельности. Один из моих учеников писал эссе на тему «Спорт – лучший вид отдыха для молодых людей».  В работе ему удалось хорошо представить мнение оппонентов и написать заключение, однако вступление не вводило в курс проблематики, и было приведено не достаточное количество аргументов в поддержку своей позиции. В комментариях я указала, что мне особенно понравилось в работе (в тексте всегда выделяю маркером, что ребенку очень хорошо удалось), дальше уже шли советы по корректировке, а именно: «Во вступлении мы вводим читателя в курс дела, чтобы он понимал, о чем будет наше эссе, поэтому будет очень удачно, если ты подумаешь, как можно представить сразу две точки зрения на проблему. Во втором абзаце, очень здорово, что ты приводишь примеры из собственной жизни, возможно, было бы интересно поразмышлять над следующими вопросами: «Каким образом спорт влияет на здоровье, умственную активность? Какие данные приводят ученые?» и т.д.

Самооценка и оценка со стороны одноклассника должны стать частью учебного процесса, для того чтобы учащиеся могли более комплексно понимать свое обучение и признавали ответственность за прогресс своих знаний. Побуждая учащихся принимать активную роль в планировании, отслеживании и оценивании своих результатов, учитель делегирует часть своих полномочий и дает учащемуся свободу самосовершенствования, лишь направляя его к заданной цели с помощью вышеперечисленных стратегий. Однако следует помнить, что для того, чтобы сделать оценку одноклассника действенной практикой необходимо предварительно обсудить как критерии успеха, так и объяснить, что оскорбительная критика в адрес товарища не приемлема. Дети должны четко представлять, что значит хорошая обратная связь, которая дает не только мнение о слабых сторонах работы, но обязательно рекомендации к тому, как можно их исправить. Для того, чтобы атмосфера в классе всегда была дружелюбной, а ученики были мотивированы на успех, очень удачно использовать технологию «Две звезды и одно пожелание (иногда 2 пожелания)». Дети работают в парах, сначала читают работы (или часть работы) и потом обсуждают, какие два аспекта удались очень хорошо, и что-нибудь одно, что можно было сделать лучше, и как это можно было сделать. Чтобы оценка не получилась субъективной, стоит опираться на критерии успешности, известные детям. Также не стоит использовать оценку одноклассника для проставления отметок.

Атмосфера сотрудничества. Не стоит забывать, что только партнерские отношения между учителем и учениками будут обеспечивать ожидаемые результаты. Эти отношения могут сложиться только в особо организованном пространстве, где учащиеся доверяют учителю и их отношения построены на основе уважения, открытости, понимания и принятия различий в невраждебной атмосфере. Учитель всегда должен служить примером учащимся, моделируя своим поведением шаблоны эффективного взаимодействия, объяснять правила поведения в классе и формировать у детей умение конструктивной самооценки и оценивания другого.

По мнению Томаса Гурски, оценивание становится частью учебного процесса только в том случае, если учитель меняет свой подход к нему в следующую сторону;

  1. Он использует оценивание как источник информации для себя и для учащегося;
  2. Сопровождает оценку очень точными и подробными комментариями для коррекции;
  3. Дает ребенку шанс попробовать достичь успеха в следующий раз [9].

Формирующее оценивание в моей педагогической практике

Джудит Додж в книге «25 Быстрых Практик Формирующего Оценивания» предлагает следующую классификацию методов формирующего оценивания.

  1. Краткие выводы, обобщения, рефлексия: Подобного вида задания предполагают, что учащиеся начинают размышлять над пройденным материалом, вникают в то, что было прочитано или услышано, выводят личностно значимый смысл из процесса обучения, совершенствуют когнитивные умения
  2. Списки, схемы, графическая группировка информации: Учащиеся систематизируют информацию, графически передают взаимосвязи и взаимозависимости.
  3. Графическое представление информации. Учащиеся используют как слова, так и картинки для того, чтобы установить между ними соотношения и улучшить последующее запоминание информации. Подобное «двойное кодирование» помогают учителю успешно обучать детей с разными типами восприятия: аудиалов и визуалов.
  4. Групповые виды деятельности. Выполняя эти задания, учащиеся имеют возможность пересаживаться и общаться с одноклассниками, показывая и развивая свое понимание определенных понятий [6].

Каждый из методов достоин того, чтобы применять его в своей практике, однако я выбрала 4 для более детального описания процедур и результатов их внедрения.

  1. Да/нет (Группа 1). Этот метод формирующего оценивания подходит для работы с грамматикой и текстами. Вначале идет презентация материала или чтение текста вслух (про себя), затем учитель зачитывает утверждения, а учащиеся выражают свое мнение об их правильности или неправильности с помощью большого пальца руки, если он на наверху, то значит утверждение верно, если внизу, то – неверно [10]. Дальше можно попросить тех, кто считает, что утверждение верно, объяснить свою точку зрения, затем выслушать противоположную сторону или же объединить детей с разными мнениями в пары и предложить обсудить их предположения, по результатам работы учитель делает для себя выводы, стоит ли повторить презентацию материала в другом виде или же с использованием другого метода или идти дальше. Что мне особенно нравится в этой, казалось бы, простой процедуре – то, что все дети включаются в процесс, сосредотачивают внимание на объяснении, а мне как учителю становится понятно, что вызывает трудности и насколько полно и понятно мне удалось объяснить тему.
  2. Структурированная парная работа (Группа 4). Каждому ребенку предлагается договориться о парной работе с тремя своими одноклассниками и вписать это в таблицу. Затем учитель объясняет новый материал и предлагает несколько вопросов, требующих комплексного понимания, анализа новой темы. Учитель просит детей поразмышлять над вопросами, затем они отправляются обсуждать эти вопросы с одноклассниками в течение 15 минут. В то время как учащиеся делятся мнениями по поводу заданных вопросов, учитель следует от пары к паре и записывает, какие общие неточности допускают дети, какие у них пробелы в знаниях. В заключении первого обсуждения учитель использует собранную информацию для того, чтобы направить размышления в нужное русло или сделать несколько подсказок для продвижения обучения. Чуть позже ученики снова обсуждают вопросы, но уже со вторым в списке товарищем. Алгоритм работы повторяется еще раз. Это хороший пример использования формирующего оценивания с помощью заданных вопросов и опроса одноклассников, позволяющий оценить уровень понимания учеников. Здесь оно органично вплетено в обучающий процесс в результате того, что учитель осторожно направляет процесс. Учащиеся получают возможность как самостоятельно подумать над вопросом, так и узнать мнение своих товарищей.
  3. «Доска помощи». Несколько раз в неделю учащиеся получают карточки с заданиями на пройденную лексику, грамматику, домашнее чтение. На следующий день они могут воспользоваться «доской помощи» и написать там все вызвавшие у них сложности вопросы. Другие учащиеся, которые с ними справились, могут написать решение на доске. На доске разрешается писать все возможные варианты решения, если учитель видит ошибку, то он обращается к классу с просьбой ее идентифицировать и исправить. Когда какая-то проблема и задача не была решена никем, с помощью подсказок учитель направляет учащихся к решению, делая для себя выводы, на чем следует сосредоточить внимание при повторении материала. При данном подходе учащиеся учатся друг у друга, конструктивно взаимодействуют, не боятся признавать свои ошибки и слабые стороны. Нередко  я с моими учениками использую метод «Моя любимая ошибка», пишу на доске задание и даю минут 5-10 на решение, затем собираю листочки, делю на две стопки, правильно решенные и неправильно решенные. Из неправильно решенных работ я выбираю одну, показываю детям на экране и мы начинаем обсуждать, почему я выбрала эту ошибку, как свою любимую, а потом ее исправляем. Из опыта могу сказать, что дети почти перестают делать выбранные мною ошибки.
  4. «Новостной заголовок» (Группа 1). Этот тип задания побуждает детей к тому, чтобы подытожить основную идею урока и придумать для него заголовок, передающий в нескольких словах все то, что им удалось сегодня изучить. Это довольно непростое задание, поскольку разрешено использование весьма ограниченного количества слов, но в то же время они должны быть хорошо подобраны и должны отражать как можно полно смысл пройденного. Такой вид задания позволяет осмыслить материал и бросает ребенку интеллектуальный вызов. С этим заданием может справиться любой ребенок, всегда будут дети, которым это дается легко, а кому-то придется посидеть и подумать, но самое важное – это то, что учащиеся начинают совершенно иначе воспринимать информацию, стараясь ничего не упустить на уроке. Для выполнения задания учащиеся объединяются в группы, чтобы совместно обдумать и осудить то, что они услышали, увидели или прочитали непосредственно сразу после этой деятельности. Чтобы сделать такой тип заданий любимым занятием для своих учеников, необходимо предварительно их подготовить, научить составлять заголовки и краткие выводы. Это можно сделать с помощью следующего  приема: разделить учащихся на группы и предложить им взятые из газет статьи без названий. Задача детей состоит в том, чтобы восстановить утерянный заголовок. В этом могут помочь вопросы на понимание основной идеи, потому что в самом начале детям очень сложно уловить суть текстов: «Какова важность события, открытия, проблемы, конфликта?» «На кого оно может оказать влияние?», «Что нам известно о ____ в настоящий момент?», «Что вероятнее всего произойдет в будущем?». Содержание направляющих вопросов зависит от текста и от уровня подготовки учащихся. Альтернативой представленному способу могут стать неполные предложения, которые ученики должны дополнить, так, например: «В настоящий момент нам известно, что……», «Действие, предпринятое ______ привело к _______».

Когда учащиеся знают, как составлять заголовки, изобретение новостного заголовка для урока – ставится чем-то вроде забавного состязания, в классе находится специальная доска, куда прикрепляются все заголовки, а если остается время, то мы обсуждаем некоторые из них, отмечая, что особенно хорошо удалось группе и на что нужно обратить внимание. Какие возможности открывает перед детьми и учителем такого типа работа? Учащиеся приобретают навыки аннотирования урока, понимания самых основных идей, без фокусировки на деталях. Для учителя важно то, что он сможет легко идентифицировать детей, испытывающих затруднения при выполнении подобного вида задач, и понять какой процент детей в классе усвоили предложенный материал.  Для продвинутых учащихся можно усложнить задачу, попросив их использовать различные средства выразительности, метафоры, сравнения, эпитеты, также нужно предложить пофантазировать и предположить, каким будет следующее событие, и составить новостной заголовок так, как будто это событие уже случилось. Также на старшей ступени обучения я предлагаю детям составить 2 пары заголовков, отражающих разные точки зрения на один вопрос.

Использование новостных сводок для предмета английский не ограниченно материалом, можно использовать и на уроках грамматики, при чтении текстов, домашнем чтении и т.д. Для облегчения работы я подготавливаю раздаточный материал 

Новостные сводки! Аннотация

Имя ________________ Дата_________________

Тематика новостей_________________________

Заголовок

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Какова главная идея?
  2. Какова важность события, открытия, проблемы, конфликта?»
  3. На кого оно может оказать влияние?»,
  4. Что нам известно о ____ в настоящий момент?»
  5. Что вероятнее всего произойдет в будущем?»

Краткое содержание
________________________________________________________

Заключение хотелось бы посвятить тому, какие положительные тенденции я заметила у своих учеников после использования формирующего оценивания в классе.

  1. Виды работ, предполагающие формирующее оценивание, являются совершенно новыми для детей и непохожими на то, что они делали, поэтому, несомненно, вызывают у них огромный интерес
  2. Не смотря, что поначалу такой вид оценивания вызывает удивление, вскоре дети втягиваются в этот процесс, где они наделены как правами, так и ответственностью за то, что они делают.
  3. Наличие критериев оценивания способствует более объективной оценке работы, поэтому у учащихся перестают возникать вопросы по поводу отметок.
  4. Постоянно тренируясь в самооценивании и оценивании своего товарища, учащиеся приобретают самостоятельность в обучении, автономию от учителя.
  5. Ученики понимают, сделать ошибку – это не плохо, скорее естественно, но важнее понять, почему ты ее допустил, и что сделать, чтобы в следующий раз ее избежать
  6. Дети приобретают навыки коллективной работы, понимание необходимости делиться своими знаниями, получать новое не только от учителя, но и от своих одноклассников
  7. Учащиеся легко справляются с обработкой, систематизацией информации, умеют выделять главную идею, видеть связи и отношения между понятиями.
  8. Так как формирующее оценивание не предполагает выставление отметок, то исчезает разделение учащихся по уровню учебных достижений. Главным для ребенка становится не получение высшего балла, а переход на следующий уровень, поиск пробелов и их ликвидация при помощи одноклассников и учителя.

Формирующее оценивание для учителя – это, прежде всего, источник информации не только о знаниях учащихся, но и о своей методике преподавания. Оно позволяет каждый день делать свою работу лучше, получая обратную связь от детей, приспосабливая свою деятельность под их нужды здесь и сейчас.
Традиционно мы используем оценивание для того, чтобы определить насколько хорошо учащийся усвоил предложенный ему материал за определенный промежуток времени.  Таким образом мы проверяем, соответствуют ли знания наших учеников требованиям государственных, региональных стандартов или ожиданиям учителя.

Список использованной литературы.

  1. Black, P. and Wiliam, D. (1998b). Inside the black box: Raising standards through classroom assessment. P.139-148.
  2. Black, P., and Wiliam, D. (1998a). Assessment and classroom learning. Assessment in Education. P.7-74.
  3. Boston C. (2002). The concept of formative assessment. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://pareonline.net/getvn.asp?n=9&v=8>.
  4. Chappuis S., Chappuis J. (2007). The Best Value in Formative Assessment. [Электронный ресурс] // Режим доступа:< http://www.ascd.org/publications/educational-leadership/dec07/vol65/num04/The-Best-Value-in-Formative-Assessment.aspx>.
  5. Davis V. 5 Fantastic, Fast, Formative Assessment Tools. [Электронный ресурс] // Режим доступа:<http://www.ascd.org/publications/educational-leadership/dec07/vol65/num04/The-Best-Value-in-Formative-Assessment.aspx>.
  6. Dodge J. (2009). 25 Quick Formative Assessments for a Differentiated Classroom: Easy, Low-Prep Assessments That Help You Pinpoint Students' Needs and Reach All Learners. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://store.scholastic.com/content/stores/media/products/samples/21/9780545087421.pdf>.
  7. FAST SCASS, Cooridnated by Sarah McManus. (2008). Attributes of Effective Formative Assessment. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://www.ccsso.org/Resources/Publications/Attributes_of_Effective_Formative_Assessment.html l>.
  8. FAST SCASS, Led by Caroline Wylie. (2008). Formative Assessment: Examples of Practices. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://www.ccsso.org/Resources/Publications/Formative_Assessment_Examples_of_Practices.html>.
  9. Gurskey T. (2007). Using assessment to improve teaching and learning. Bloomington, Indiana: Solution Tree
  10. Lambert K. (2012). Tools for Formative Assessment. Techniques to Check for Understanding. Processing Activities. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://www.levy.k12.fl.us/instruction/Instructional_Tools/60FormativeAssessment.pdf>.
  11. Stiggins, R., Arter, J., Chappuis, J., & Chappuis, S. (2006). Classroom assessment for student learning: Doing it right—using it well. Portland, OR: Educational Testing Service.
  12. The Teaching Excellence in Adult Literacy (TEAL) Center. Fact Sheet: Formative Assessment. [Электронный ресурс] // Режим доступа:< https://teal.ed.gov/tealguide/formativeassessment>.
  13. М.А. Пинская. (2010).  Формирующее оценивание: оценивание в классе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: < http://www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/trainings/seminars/seminar5/Pinskaya.pdf>.
  14. М.А. Пинская. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. [Электронный ресурс] // Режим доступа: <http://www.ciced.ru/docs/publications/Ocenivanie%20dlya%20obucheniya%20M.A.%20Pinskaya.pdf>.