Конспект урока с презентацией "Круговорот воды в природе". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (987 кБ)


Цели урока: создать условия для формирования  понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.

Задачи урока: 

  • Помочь учащимся систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой;
  • Организовать деятельность учащихся по формированию мировоззренческих идей материальности мира
  • Содействовать развитию речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
  • Способствовать становлению бережного отношения к  воде
  • Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;
  • Совершенствовать умение работать в паре, группе

Оборудование урока: презентация, приложение, портреты Капитошки и Волчонка, плакат “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка, тарелочки с кубиками льда, тест.

Организационный момент

Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, проверили готовность к уроку, тихо сели. Проверили посадку. Молодцы! Я желаю всем удачи. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадайте загадку:

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?(Вода)

Наш урок мы посвятим разговору о воде. Будьте внимательны на уроке, старайтесь, в конце урока нас ждёт небольшая самостоятельная работа.

Работать будем по плану: (на доске или на экране)

Слайд 2

 

 

 

 

Слайд 3

Проверка Д/З

Проверка Д/З

Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств.

- Давайте проверим, как вы запомнили их, выполнив Тест.

Инструктаж. Самопроверка по ключу.

Самооценка знаний по критериям. Взаимопроверка. (Работа в парах).

Обратная связь: Встаньте те, кто поставил себе «5»,  … «4»,  … «3».

Анализ типичных ошибок. (Проходя по рядам, проверяю работу детей и ошибки. Большинство допустили ошибки в уровне «С». Давайте его разберём. Вода нужна для мытья посуды, стирки, т.к. вода – растворитель. Вода нужна для приготовления пищи. Вымыть, добавить блюду нужное количество жидкости по рецепту.)

 

Слайд 5

Создание ситуации успеха.
Целеполагание

Изучение нового материла

Послушайте  загадку.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.  (вода)

Слайд 7

Изучение нового материала.

Открытие новых знаний

 

- В каких  трёх состояниях вода может быть в природе?

В жидком, в  твёрдом и в газообразном. Молодцы!

- Назовите слова, отражающие жидкое состояние воды?

- Прочитайте: (И ручей, и океан).

- Назовите слова, отражающие твёрдое состояние воды?

- Прочитайте: (И стеклянной быть могу). Докажите! Это лёд.

- Назовите слова, отражающие газообразное состояние воды?

- Прочитайте (Я и туча, и туман).

Итак, вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

-  Как можно  по-другому назвать изменение свойств воды? Вспомните, как э то происходит в сказках со сказочными героями, например, Царевна-лягушка и  Иванушка.

-  Может, кто-нибудь попробует сформулировать тему нашего урока.

«Превращения и круговорот воды» (на доске)
(Открываю тему)

Слайд 9, 10

Работа в группах

Работа в группах.

-  Давайте, представим себя маленькими исследователями.

Перед вами задача. Вы будете работать в группах (6 групп: объединяю детей по 3-4 человека). У каждой группы на листочке вопрос, подумайте, обсудите и постарайтесь на него ответить. Решите, кто из вашей группы будет отвечать. На эту работу даю вам 1 минуту. Возьмите листочки. Начинаем работать.

1 группа. Как  вода переходит из жидкого состояния в газообразное?

2 группа. Как вода переходит  из жидкого состояния в твёрдое?

3 группа. Как  вода переходит из твёрдого состояния в жидкое?

Выступление 6 человек, по 1-му представителю из каждой группы. Параллельные выступления ребят из групп с одинаковыми вопросами. Спасибо. Ну что ж, давайте проверим ваши версии.

 

 

Слайд 12

Открытие новых
знаний.

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт 1.

У вас на столах лежат кубики льда. Потрогайте их на ощупь. Давайте их погреем. Подержите их в руках. Верните их обратно. Возьмите салфетки и протрите руки.

Ответьте на вопросы:

- Что с ними происходит? (тают)

- И превращаются во что? (в воду)

- Значит, вода какое состояние приобрела? (жидкое)

- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, озёра, океаны, ручьи)

- А ещё в каком состоянии может быть вода? (в газообразном)

- А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние? (нагреть)

 

Опыт 2.

Проделаем опыт. Нагрею воду спиртовкой.

Спиртовка - это горелка. Посмотрите, всем видно?

- Что происходит с водой?

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в(Газообразное, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.

Поставим над поднимающимся паром перевёрнутую стеклянную кружку. Она сухая, прозрачная.
- Что происходит? ( Стекло запотело. Через некоторое время, остывая, пар превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)

Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил  название конденсация. (на экране)

Встаньте. Читаем хором определение.

Конденсация – это переход воды из газообразного состояния в жидкое (то есть из пара – в воду.) Ещё раз прочитайте самостоятельно. Расскажите друг другу.

Работаем в парах. Кто выучил? Расскажи (Артём, Ваня). Молодцы!

- Итак. Мелкие капельки собираются в более крупные, и что же с ними происходит?  (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)

Сделайте вывод: Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду.

Получился круговорот. (Если дети будут затрудняться, показываю слайд на экране и читаем хором.)

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

Физминутка

А теперь надо немного отдохнуть. Встаньте. Сейчас мы поиграем  в игру «Вода, не вода»

-  Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете.

-  Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх.

Облако,  лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, компот, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, сок, снег, альбом.

-  Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. Проверили посадку.

 

Рефлексия

Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода) 

Молодцы!

***
А ещё говорят, что вода-путешественница.

- А почему её так называют?

 

Слайд 20

 

Видеофрагмент м/ф Капитошка»

Первичная     
рефлексия

Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка. А вы, ребята, поняли? (это капелька воды)

Давайте поможем Волчонку разобраться, кто же такой Капитошка.

 

Сообщение

Продолжаем работать. Вот что о путешествии капельки, нам расскажет Семён в своём сообщении.

«Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила не одна, вместе с ней жили сестры и братья, их было очень много.

Однажды в жаркий день они так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх.

Летела она, летела и на своем пути стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны.

И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать,  она  все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

(Оценка Семёну)

 

Первичное закрепление

Итог.

- Так кто же такой, Капитошка? (капля воды)

- Скажите, что произошло  с каплей в жаркий день? (испарилась)

Какое это состояние воды? (газообразное)

Вешаю на доску (по кругу)

ИСПАРЕНИЕ

 

газообразное

- Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, превратились в большую каплю.

-  Какое это состояние воды? (жидкое)

- Как  называется превращение газообразного состояния воды  в жидкое?
Уже висит (можно напомнить)

КОНДЕНСАЦИЯ

 

жидкое

- Как капли вернулись на землю? (в виде осадков)

- Какие бывают осадки? (дождь, снег, град)

ОСАДКИ

 

Твёрдые

 

Жидкие

-  Жидкие осадки. Это что? Назовите. (дождь)

- А твёрдые осадки. Это что?  Назовите. (снег, град)

-  В конце капелька мечтала, чтобы снова наступил жаркий день, и опять можно было попутешествовать. Путешествуя в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится)

-  И превратится снова во что? (в газообразное состояние)

ИСПАРЕНИЕ

 

газообразное

- Значит, что произошло  с водой в природе? (круговорот воды в природе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 22

Работа
с учебником

Откройте учебник  на стр.58. Прочитайте  вывод тихо вслух. Повернитесь, расскажите друг другу. Работаем в парах. (самопроверка-рефлексия).

Встаньте. А теперь хором. Молодцы!

 

Физминутка
для глаз

Давайте отдохнём. Закрыли глазки. Сосчитали до 10-ти. Окрыли глазки, поморгали. Внимание на экран. (Комментирую по ходу)

Круговорот воды в природе. Презентация с музыкальным сопровождением.

Презентация

Систематизация и обобщение полученных знаний

 

 

 

 

 

 Переходим к самому главному этапу нашего урока, самостоятельной работе. Возьмите листочки.К каждому процессу из левого столбика вам нужно найти определение из правого столбика, и соединить их стрелками.  На эту работу я вам даю 1 минуту.

испарение воды 

превращение воды в лёд

замерзание воды 

превращение пара в воду

таяние льда 

превращение воды в пар

конденсация пара 

превращение льда в воду 

Проверка: (на экране)

У кого всё правильно? Молодцы! У кого одна ошибка? У кого больше ошибок?

Несколько человек допустили ошибки. Давайте вспомним определения. (Спрашиваю 2-3 человек, кто допустил ошибки, за ними повторяют определения.)

 

 

Слайд 24

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Домашнее задание.

  1. с.53-56 прочитать, в. 3, 4 на стр.58.
  2. В тетрадях нарисуйте  схему круговорота воды в природе.

Покажите товарищу, как записали Д/З

Слайд 26

Рефлексия деятельности на уроке

- О каких трех состояниях воды вы узнали?
(Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)

-  При каком условии образуется лёд? (при t=0о С и ниже, замерзает)

-  Отчего он тает? (Повышение температуры выше 0о С)

-  Как образуется пар? (вода нагревается до кипения и начинает испаряться) 

Итак. Почему вода-путешественница?

 

Программа
МАХимум

 

Сообщения детей

Время у нас осталось, и мы переходим к программе максимум.

Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии,  нам расскажет Софья.   Айсберги.
В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда болшая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей.

(Оценка Софье)

- Айсберг - это какое состояние воды?(твёрдое)

 

Слайд 28

 

Где можно встретить воду в газообразном состоянии  и в жидком расскажут Максим и Алёша.
Туман, роса, иней.
Когда солнце нагревает поверхность рек, озер и морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми.
Если облака опускаются очень низко над землей, они становятся туманом.
Чаще всего туманы бывают там, где много влаги – над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку – утренний туман рассевается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается в вверх.  

(Оценка Максиму)

*****
А что происходит с вечерним туманом?
Капельки воды из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы видели ее не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.
А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда – инеем.
Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими? (Оценка Алёше)

Об осадках нам расскажет Денис.

Дождь, град, снег.
Другие капельки поднимаются в верхнюю (холодную) часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становятся трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землей тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождем.
Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики – град.
А зимой с капельками – путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землей, замерзшие капельки примерзают друг к другу и появляется красавица-снежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом!
Такое путешествие воды называются круговоротом.

(Оценка Денису)

 

Слайд 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 32

Рефлексия учебной деятельности

 

Итог урока

- Наш урок подошёл к концу.

Оцените свою работу на уроке.
-  Кто может оценить свою работу на «5»? Встаньте. Молодцы!
-  Кто может оценить свою работу на «4»? Встаньте. Хорошо!
-  Кому ещё надо постараться и подучить материал урока?

Садитесь.

- Вы все хорошо поработали на уроке. Капитошка и Волчок прощаются с вами и благодарят за работу. Спасибо за урок.

 

 

Слайд 34