Психолого-педагогические подходы к проблеме нравственного воспитания старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:  Раскрыть психолого-педагогические подходы к проблеме нравственного воспитания старших дошкольников.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «моральная норма».
  2. Выявить компоненты механизма формирования моральной нормы.
  3. Выявить критерии нравственного развития старших дошкольников.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. Педагоги и психологи отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В этой связи проблема нравственного воспитания становится весьма актуальной. В тоже время эффективность такой работы во многом обусловлена правильно организованным методическим сопровождением процесса нравственного воспитания дошкольников. К сожалению, как показывает анализ практики работы ряда дошкольных образовательных организаций, в настоящее время этому вопросу не уделяется должного внимания.

Такое положение обосновывает необходимость активизации работы по нравственному воспитанию дошкольников, одним из направлений которого является формирование у детей осознанного отношения к нормам морали.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества». Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [20].

Общество всегда волновали вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения, осознанного отношения ребенка к нормам морали.

Все исследователи занимавшиеся проблемами воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец и др.) отмечали, что дошкольный возраст – самоценный период развития детской личности и формирования нормативного поведения [4,7,9]. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознания и чувства, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Встречающиеся на пути становления нравственной личности препятствия приводят к отклонениям в психическом развитии. Тогда дети имеют слабые нравственно-этические знания, несформированность нравственных привычек, невоспитанность нравственных чувств.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы  и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [5,11,23].

По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [19].

И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» [13].

Авторы по проблемам нравственного воспитания Р.С. Буре, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, в своих исследованиях доказали, что главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства [5,11,12].

Анализ исследований А.В. Запорожца, С.А. Козловой, С.Г. Якобсона  позволил установить, что развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона - это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки, ориентируется в своем поведении на моральные нормы [9, 11, 22].

В соответствии с темой нашей работы нам представилось необходимым рассмотреть сущность понятия «моральная норма».
В этике моральные  нормы определяются как «нравы», господствующие в обществе людей, отраженные и зафиксированные в общественном, коллективном сознании [10].

В моральной  норме объединяется  теоретическая  и практическая сторона морали, имеет место «взаимодействие должного и сущего, сознания и поведения. Поэтому они являются воплощением морального опыта поколений (Л.А. Архангельский)  и показателем индивидуальной воспитанности отдельных людей [2].

Воспитание нравственного поведения дошкольников, по мнению О.С. Богдановой Л.И. Катаевой, С.А. Дудниковой  — это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [3,8].

Анализы работ  А.Г. Спиркина, В.С. Мухиной, С.Т. Якобсон и др. позволил установить, что механизм формирования моральной нормы состоит из трех компонентов:

  • информационный компонент  – знание нормы и осознание ее значения;
  • мотивационный компонент – желание выполнять норму;
  • поведенческий компонент – само действие по выполнению нормы, т.е. поступок или несколько поступков [14,18,23].

Только осознанное отношение позволяет человеку адекватно использовать эти нормы в практике поведения в конкретной ситуации [5].

Авторы исследований Р.С. Буре, С.А. Козлова, С.Г. Рочев, С.Г. Якобсон отмечают, что нравственные нормы разнообразны и наиболее значительны среди них те, которые не диктуют конкретных способов поведения, выступают как общие категории, отличаются личностным содержанием. Именно к ним принадлежат нормы, в которых сосредоточена ценность гуманизма. Самым важным критерием нравственного развития ребенка является уровень принятия этих норм, основанный на понимании социальных отношений. Дети старшего дошкольного возраста способны понять, что выполнение нравственных норм необходимо для регулирования отношений между людьми и что нарушение нормы приводит к нарушению прав других людей [5, 11, 18, 22].

Исследователи в области дошкольной педагогики и психологии Р.С. Буре, А.М. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, А.Д. Кошелева считают, что в основе формирования осознанного отношения к нормам морали лежит нравственное сознание [5,6,11,12,15,21].

Развитие нравственного сознания происходит в направлении: уточнения нравственных представлений о хорошем и плохом поведении; осознания последствий нарушения нравственных норм и правил; освоения базисных этических понятий в аспекте их понимания, переживания и использования для определения характера нравственных действий и поступков [1].

С.Г. Якобсон утверждает, что одной из важных задач формирования морального сознания дошкольников является, по мимо знакомства с нормами морали, формирования у них личного, эмоционального отношения соблюдению и нарушению этих норм, а также взаимозависимости между одобрениями и осуждениями противоположных поступков: честности и, наоборот нечестности; правдивости и лживости, и т.д. При этом психологическим условием появления личного отношения к конкретным случаям соблюдения и нарушения моральных норм является подробное описание последствий нарушения норм морали. Как правило, формирование сопереживания тем, по отношению к кому была нарушена моральная норма достигается за счет чтения детям художественной литературы и обсуждения с ними поступков персонажей. [22]

У ребенка старшего дошкольного возраста формируется более гибкое отношение к выполнению правил, он стремиться понять усвоенные правила. В процессе понимания ребенок начинает видеть неоднозначность применения одного и того же правила в различных ситуациях (всегда ли нужно прийти на помощь, всегда ли неправ тот, кто дерется, если жалуешься воспитателю, то это ябедничество). В этот момент, задача педагога создать такие условия, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Очень важно, чтобы правило, норма не были  догмой. Для детей они должны выступать как необходимое, осознанно принимаемое условие.

По этому вопросу чрезвычайно интересна точка зрения Н. Н. Поддьякова о социальном экспериментировании детей: «При усвоении правил и норм поведения и взаимоотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, мо­ральных явлениях». Именно, экспериментирование придает процес­су усвоения правил и норм осознанный, творческий  характер [17].

Для успешного усвоения социально-нравственных норм в старшем дошкольном возрасте необходима организация практики поведения. Педагог подбирает упражнения, осуществляет совместную деятельность, в которой приобретаемые правила при соответствующих условиях превращаются в норму поведения каждого ребенка и всей группы.

С.А.Козлова, Т.А.Маркова, Р.С.Буре указывали на то, что необходимым условием осознанного отношения и успешного усвоения моральных норм в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения.

Большое значение правилам придавал Ж.Пиаже: «Мораль - это система правил, усвоение  которых и есть нравственность» [16].

На основе целесообразного отбора средств, методов и приёмов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольника, будет формироваться осознанное отношение детей к нормам морали.

Таким образом, анализ научно-методической литературы позволил выявить, что проблема нравственного воспитания старших дошкольников с позиции педагогов и психологов состоит в формировании у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств.

Литература.

  1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности / Л.М. Аболин, Х.Х. Валихметов. – Казань: Изд-во «Карпол», 2002. – 230 с.
  2. Архангельский, Л.М. Природа нравственных норм и диалектика их развития. – Вопросы философии/ Л.М. Архангельский. – М., 1978.- С.72-80
  3. Богданова, О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
  4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Воронеж, 1997. – 349 с.
  5. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников  / Р.С. Буре.  – М.: Мозаика-синтез, 2011
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под. ред. А.М Виноградовой – М.: Просвещение, 2008  - 215с.
  7.  Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т.4. Педология подростка: Проблема возраста / Л.С. Выготский  – М.: Педагогика, 1984. – 368 с.
  8.  Дудникова, С. А. Формирование самоконтроля в поведении у детей старшего дошкольного возраста / С.А. Дудникова // Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2006.
  9. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника  под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 8.
  10. История этических учений / под  ред. А.А. Гуссейнова. – М.: Гердарики, 2003. – 911 с.
  11. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова  // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27        
  12. Маркова, В. Т. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В.Т. Маркова  // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110
  13. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет / И.Ф. Мулько — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с
  14.  Мухина, В. С. Предисловие / В.С. Мухина // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности  МГПИ. - М., 1985. - С.4-7
  15. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / под ред. В. Г. Нечаевой.- М.: Просвещение, 2006 – 272 с.
  16. Пиаже Жан  Моральное суждение у ребенка  /  Пиаже Жан - М.: Академический проект, 2009.
  17. Поддьяков, Н.Н. “Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет” / Н.Н. Поддьяков  -  СПБ.  РЕЧЬ, 2010. – 86 с.
  18.  Рочев, С. Г. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм: автореф. дис. … канд. пед. наук. / С.Г. Рочев – М.: МГПИ, 2005. – 12 с.
  19. Сухова,Е.И., Зубенко Н.Ю. Педагогическая этика (словарь справочник): учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.И.Сухова, Н.Ю. Зубенко – М.: Экон-информ, 2012. – 309 с.
  20. ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012.
  21.  Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада  / под ред. А.Д.  Кошелевой. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
  22.  Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2003. - 112 с.
  23.  Якобсон, С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми / С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. - М.: Наука, 2007. 108 с.