Развитие творческой активности учащихся на уроках физики

Разделы: Общепедагогические технологии


Статья включает авторское понимание творческой активности, с указаниями на недостатки ряда концепций по данному вопросу. Творческая активность на уроке воспринимается автором как способ сделать значимыми и привлекательными для школьников уроки физики. Также творческая активность школьников оценивается как результат творческой деятельности педагога и механизм развития детей. В качестве значимых моментов формирования творческой активности выделяется эксперимент, создание школьниками авторских литературных произведений с физическим контекстом и т.п.

Ключевые слова: творческая активность, эксперимент, современные методы обучения, техника безопасности.

Цель – оценить современные возможности развития творческой активности учащихся на уроках физики.

Задачи:

  • используя сравнительный, контекстный анализ, раскрыть в рамках темы понятие «творческая активность»;
  • оценить развитие творческой активности при доминантном использовании современных компьютерных методов, а также при использовании метода эксперимента;
  • рассмотреть роль отдельных методов обучения в формировании творческой активности.

Гипотеза: практические исследования на уроках физики в большей степени, чем теоретические, а также чем видеоряд, развивают творческую активность школьников.

Объект – процесс обучения физике в 7-9 классах средней школы, ориентированный на развитие творческой активности школьников.

Предмет исследования – развитие творческой активности школьников 7-9 классов на уроках физики при использовании разных методов обучения.

Современных школьников, которые видели поражающие воображение кадры фантастических фильмов 4D-формата, великолепно сделанные компьютерные игры, сложно поразить чем-либо на стандартном уроке в школе. При этом следует учитывать, что для многих школьников (особенно - гуманитариев) физика – совсем не простой предмет. Уроки физики часто бывают непонятны, а потому неинтересны. Однако у преподавателя физики, с моей точки зрения, больше возможностей, чем у большинства прочих учителей, сделать свой урок действительно «поразительным», удивить школьников.

Именно удивление очень часто стимулирует у детей и подростков интерес к конкретному уроку и учебной дисциплине в целом. А этот интерес, в свою очередь, при правильном подборе методов обучения, используемых на уроке, может перейти в творческую активность школьников.

Что же такое творческая активность в рамках процесса обучения? Обращаю внимание, что многие педагоги рассматривают «творческую активность» как активность учеников на уроке вообще. То есть, например, если школьник задал дополнительный вопрос по теме урока, учитель рассматривает это как пример творческой активности. Особенно часто это бывает именно на уроках физики: обычное недопонимание учениками учебного материала (и заданные в результате вопросы) оценивается как творческая активность.

Я не согласен с представленным выше вариантом, а потому приведу собственное понимание творческой активности, основанное на 10-летней практике преподавания физики в средней общеобразовательной школе.

С моей точки зрения, творческая активность – обязательно «оригинальность, созидательность, новизна» [2, C. 609]. Для ученика – это возможность самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, являющиеся основой определённых конструкций, явлений, действий, пользоваться знаниями и умениями, полученными в рамках одной учебной дисциплины, на другой, переносить их из одной области в другую.

На данный момент единственного определения творческой активности не существует, это связано, в том числе, со значительными различиями формулировок в психологии и педагогике. В современной педагогике широко распространена позиция, что «без активности нет творчества, но творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей творческий характер» [4]. Я не согласен с такой трактовкой, и полагаю, что она противоречит общепринятому пониманию творческой активности как высшей степени активности (относительно репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительной активности) [3].

В современных условиях для успешной сдачи ОГЭ также необходим творческий подход, обеспеченный творческой активностью. Поэтому стоит обратить особое внимание на то, чтобы школьники творчески отнеслись к возможностям физики как учебной дисциплины.
Педагоги всех уровней (и физики в том числе) сегодня очень часто используют видеоматериалы, интернет-материалы и прочее. Многие преподаватели говорят о «невероятных» показателях усваиваемости информации с помощью современных методов  [7]. Такие учителя помещают на доску текст лекции, схемы и т.п., предоставляя школьникам возможность конспектировать видеотекст согласно индивидуальной скорости работы. Также показываются фильмы об известных учёных, значимых открытиях и экспериментах.

Однако, опираясь на собственный опыт, а также на доступные материалы по статистике и методике преподавания физики, хотелось бы отметить, что уровень сдачи ОГЭ по физике выше у тех учителей, которые дозированно используют современные методы, полагаясь в большей мере на качественное объяснение материала, и понимание его каждым школьником. Очень часто учебный материал, поясняемый педагогом в процессе непосредственного контакта с детьми, и в привычной манере, является более понятным, чем качественный видеоряд.

Современного школьника, особенно подростка, сложно поразить видеоматериалами: сегодня большинство детей – реалисты, и верят в основном в то, что видят здесь и сейчас, собственными глазами, что могут потрогать. Поэтому, и исходя из собственного опыта, школьникам гораздо интереснее смотреть на «реальные» эксперименты. Во многих современных школах ещё сохранились «лаборантские» при кабинетах физики, а там – оборудование для экспериментов. И когда дети собственными руками проводят такой эксперимент (разумеется, безопасный для школьника), они испытывают особый интерес к рассмотренному явлению или физическому процессу. Стоит заметить, что такие эксперименты часто становились основой для создания проекта, а сами школьники неоднократно участвовали и были призёрами научных конференций.

Я полагаю, ориентируясь на поведение учеников в процессе занятия, что для каждого из моих учеников практика (эксперимент) намного интересней и привлекательней теоретического материала. И для некоторых ребят настоящим открытием становится связь теоретической физики с реальной жизнью, самостоятельное или с помощью педагога пояснение непонятных природных явлений с помощью формул.
Естественно, невозможно включить эксперимент в программу каждого урока (есть уроки проверки знаний, и т.п.). Однако эксперимент, реализуемый на уроке, может не включать применения сложных материалов и компонентов, может быть кратким по времени, и такие эксперименты можно предпринимать на большинстве уроков нового материала. Приведём примеры таких «простых» экспериментов для 7, 8, 9 классов [8].

  1. Налейте в стеклянный стакан до половины спрайт, лимонад или любой другой сильно газированный напиток. Бросьте в стакан небольшую (не более 1 см в диаметре) виноградину. Понаблюдайте затем, что будет происходить с виноградиной, и сделайте собственные выводы (7 класс).
  2. Стеклянный стакан переверните вверх дном и подержите одну-две минуты над газовой горелкой. Затем, не переворачивая, опустите стакан на блюдце с водой. Опишите и поясните наблюдаемое явление (8 класс).
  3. Поставьте стопку из 10 монет на лист бумаги. Попытайтесь осторожно достать бумагу из-под монет так, чтобы монеты не рассыпались. Удалось это сделать? Теперь попробуйте выдернуть бумагу из-под монет резким рывком. Остались ли монеты на месте? Выдвиньте собственные гипотезы, почему так получилось (9 класс).

На школьников такое «простое чудо», созданное из совершенно обычных предметов, производит совершенно особое впечатление. Особенно важно, чтобы ученик задумался: а почему так происходит, и совместил теорию с практикой. Тогда начинают оживать картинки, представленные в учебнике физики. И самое значимое – некоторые ребята самостоятельно заранее прочитывают новую тему, и предлагают собственные варианты экспериментов, которые мы иногда используем на уроках (естественно, при строгом контроле над их полной безопасностью). Особенно важно, чтобы школьник, подросток, понял, насколько опасными могут быть эксперименты, проводимые без соблюдения техники безопасности. Следует привести примеры таких экспериментов (в том числе, неудачных, с участием знаменитых учёных, с тяжёлыми, и даже смертельными исходами).

Эффективным методом развития творческой активности, исходя из собственной практики, становятся домашние задания по изготовлению некоторых приборов, принципы действия которых в общем виде рассмотрены на уроке. Создание прибора, а также анализ полученных измерений может стать основой для собственной исследовательской работы школьника. Создание прибора и последующая исследовательская работа – яркий пример творческой активности и научного подхода.

Творческая активность на уроках физики как создание чего-то нового – с моей точки зрения, это не обязательно исследование, изобретение и т.п. Например, создание нового – это сказка с «физическим» сюжетом, самостоятельно сочинённая учеником [1]. Литературное отражение способствует видению физических явлений, процессов, что углубляет восприятие и понимание физики.

Чтобы развивать творческую активность, я использую также уроки «мозгового штурма»: один раз в месяц или в четверть проводится особый урок. К нему все школьники должны приготовить, по крайней мере, по одному вопросу, связанному с изученным материалом по физике и с явлениями и процессами, их окружающими. Эти вопросы задаются в ходе урока, часто школьники дискутируют. Порой мы делим класс на команды, и устраиваем соревнование по количеству отвеченных вопросов. Иногда школьники задают вопросы по неизученному ещё материалу, тогда ответы даёт учитель.

Творческая активность детей на таких уроках максимальна: школьники формируют гипотезы, дают пояснения, опираясь на факты, на логику, анализируют и прогнозируют. При этом дать свой вариант ответа может любой ученик, иногда педагог сам назначает отвечающего.
Таким образом, я оцениваю возможности для развития творческой активности школьников на уроках физики как значительные. Основой творческой активности должен стать интерес к уроку, к отдельному физическому явлению и процессу, а затем и к предмету в целом. Я полагаю, что для школьников сегодня проведённый на уроке эксперимент кажется более интересным, чем тот же эксперимент в рамках видеоматериалов, поэтому он способен в большей мере стимулировать творческую активность, подтолкнуть к самостоятельному исследованию. Также основываясь на собственную педагогическую практику, я отмечаю большую значимость практики, чем теории, для развития творческой активности учеников. Таким образом, я в полной мере подтвердил гипотезу данного исследования.

Список использованных источников и литературы

    1. Абрамова Ю.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики / Ю.А. Абрамова // http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/ 01/07/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-uchashchikhsya-na-urokakh-fiziki
    2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога / Под ред. В.С. Безруковой. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с.
    3. Мальцев А.П. Теоретические основы развития творческой активности учащихся / А.П. Мальцев // https://docviewer.yandex.ru/?url =http%3A%2F%Farminf.74441s011.edusite.ru%2FDswMedia%2F592_01_.doc&name=592_01_.doc&lang=ru&c=56cee2ca6b73
    4. Рахимбердиева А.А. Феноменология понятия «творческая активность» в трудах отечественных исследователей / А.А. Рахимбердиева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – (18.05.2015.) // http://www.jurnal.org/articles/2015/psih10.html
    5. Филимонова В.Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск №10 [Электронный ресурс] // http://e-koncept.ru/2014/14626.htm
    6. Фуфаев И.В. Развитие творческой активности обучающихся средствами Триз-технологии (на примере изучения естественных наук). Автореферат диссертации….канд. пед. наук. /И.В. Фуфаев. – Ульяновск, 2012. – 21с.// http://www.docme.ru/doc/216379/-razvitie-tvorcheskoj-aktivnosti-obuchayushhihsya-sredstvami-tr...
    7. Хакимзянов Х.Г. Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий. (2013 г.) / Х.Г. Хакимзянов // http://videouroki.net/filecom.php?fileid= 98663127
    8. Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Шульпина. – М, 2003. - 142 с.