Дорожная азбука

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель занятия: повторение и закрепление теоретических знаний по теме «дорожная азбука», отработка практических навыков безопасного поведения на дороге.

Обучающие задачи:

  • углубить и закрепить знания детей  по Правилам Дорожного Движения;
  •  сформировать у детей представление о значении новых понятий: участники дорожного движения,  виды транспортных средств, виды светофоров и значение сигналов, служба ГИБДД, отряды ЮИД, группы и название дорожных знаков, правила перехода проезжей части и др.

Развивающие задачи:

  • формировать устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
  • развивать  творческую активность детей, внимание, память,  а также  координацию движений.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе;
  • взаимодействие с семьёй;
  • воспитывать законопослушное поведение у юных участников дорожного движения и чуство взаимоуважения на дороге.

Применяемые педагогические технологии:

  • технология игрового обучения;
  • ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии (методы подачи информации с помощью разнообразных мультимедийных программ);
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология сотрудничества.

Введение.

Данная сценарная наработка конкурсно-игровой программы  «Дорожная  азбука» представляет собой вариативный модуль, состоящий из  13 частей.  Педагоги общеобразовательных  организаций и организаций дополнительного образования имеют возможность выбрать  для тематического занятия (урок, классный час, праздник и т.п.) любой набор из данного  модуля. Содержание и объём блоков могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, возрастной категории, времени проведения, наличия оборудования и желаний учащихся. Практическая значимость заключается в том, что к сценарию «Дорожная азбука» прилагаются аудио- и видеоматериалы, презентация, таким образов педагоги могут провести организационно-массовую работу с минимальными затратами времени на подготовку. 

Место проведения: актовый зал Дома детского творчества (класс  или рекреация в  образовательной организации).

Длительность занятия: 40-60 минут (в зависимости от используемых модулей).

Форма работы: групповая.

Возраст учащихся: 6-8 лет.

Участники: дошкольники,  учащиеся  начальной школы, родители.

Действующие лица: педагог,  члены отряда ЮИД, ростовая  кукла  «Зебра».

На занятии используются методы:

Методы обучения:

  • словесные (устное изложение, рассказ, беседа и объяснение);
  • наглядные: просмотр фотографий, плакатов, дидактических материалов, электронных презентаций и видеофильмов;
  • практические: упражнения на развитие внимания,  памяти,  а также массовые музыкальные песни-игры, эстафеты, конкурсы.

Методы педагогического мониторинга и контроля: анализ деятельности детей на занятии.

Оформление:

  • На стенах актового зала ДДТ (класса): тематические  плакаты, рисунки, фотографии, шары красного, желтого и зеленого цветов.
  • В зале (классе): макеты дорожных знаков, модель перекрестка,  макеты пешеходного и транспортного светофоров,  мягкая игрушка «зебра»,  модели  транспортных средств;

Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук, экран,  фотоаппарат и кинокамера.

Для эстафет и конкурсов: самокаты, детские игрушечные автомобили и тележки, фишки для трассы, пазлы, игрушечные рули со звуковыми сигналами, шлемы, модели  машин  оперативных служб  и две машины на атласных ленточках для конкурса «Гонщики-мотальщики», парики и жилетки , форма юных инспекторов дорожного движения.

Дидактические материалы:  выпуски  авторской детской телепередачи «Светофорик»  и мультфильмов «Стоп. Бип. Топ. Азбука дорог», снятых в Доме детского творчества г.Можайска,  слайд-шоу «Движение ЮИД Можайского района», презентация «Дорожная азбука»,  мультфильмы «Два дорожных знака», «Где опасно играть» студии «Лукоморье» и «Некультурные автомобили», «Самая страшная машина» из серии «Смешарики и ПДД». А также  песни по Правилам Дорожного движения.

Для награждения: световозвращатели,  тематические сувениры, памятки пешехода и т.п.

План занятия:

1. Организационный момент

- вход детей в актовый зал (класс) и размещение;
- приветствие;
- знакомство учащихся с темой занятия и планом.

2. Основная часть

- теоретическая и  практическая части состоят из  модулей.

3. Заключительная часть

- подведение итогов, награждение;
- рефлексия и самоанализ.

Ход занятия

Звучит фонограмма тематических песен.

Вход детей в актовый зал (класс) и размещение..

Педагог: Здравствуйте, ребята ( уважаемые родители, а также бабушки, дедушки, сестры и братья).  Добро пожаловать на открытое занятие «Дорожная азбука»  под девизом «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!». Проведу урок я  - педагог ДДТ Ольга Семеновна Козлова. Чтобы нам вместе погрузиться в «дорожную азбуку» предлагаю отгадать рифмованные загадки с хоровыми ответами (на выбор несколько загадок).

Приложение  № 1 (Загадки)

Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?
На машине их две пары.
Догадались? Это …..ФАРЫ

Едем, едем мы, и вот
Надо сделать поворот.
Путь вперед сейчас закрыт.
Чтоб не задержал патруль,
Поворачиваем …РУЛЬ

Молодцы, ребята. В плане  нашего урока – знакомства с темами: участники дорожного движения,  виды транспортных средств, виды светофоров и значение сигналов, служба ГИБДД, отряды ЮИД, группы и название дорожных знаков, правила перехода проезжей части и др. А еще сегодня вы примете активное участие в эстафетах, конкурсах, музыкальных играх. Научитесь безопасно переходить проезжую часть, повстречаетесь с сотрудниками ГИБДД и юными инспекторами дорожного движения. Вас ждет сюрприз… В гости к нам спешит загадочный гость с подарками.

А сейчас первая остановка.

Модуль №1. Участники дорожного движения

На экране мы видим, что это три  группы: ПЕШЕХОДЫ, ПАССАЖИРЫ И ВОДИТЕЛИ. (Проводится ролевая игра для закрепления темы в убыстряющемся темпе).

Пешеходы – топаем. (тихо фонограмма звучит)

Пассажиры – ручкой машем.

Водители – рулим. (дети выполняют движения).

Модуль №2. Виды транспортных средств».

Внимательно посмотрите на экран. Вы видите, что транспорт делится на четыре группы: водный, воздушный, наземный  и железнодорожный транспорт. Давайте дадим определения игрушечным ТС. (ведущий показывает модели ТС (вертолет, мотоцикл, лодка, грузовик, паровоз  и др.), дети определяют к какому виду транспорта они относятся).

Чтобы на дорогах был порядок на улицах устанавливают специальные устройства. Отгадайте загадку.

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу-
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? …СВЕТОФОР. (ведущий показывает на макеты светофоров)

Модуль №3. Виды светофоров и их сигналов.

Это наша следующая остановка.

Светофоры бывают транспортные и пешеходные. Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись с помощью системы приводных ремней, поэтому рядом дежурил полицейский. В России первый светофор установили в Москве в 1924 году.

Светофор с тремя цветами  (красным, жёлтым и зелёным) регулирует движение автомобилей. Водителя обязательно должны подчиняться сигналам транспортного светофора, чтобы не было аварий. Светофор двухцветный с контурами человечков – для пешеходов.
У нас в гостях пешеходный светофор. (Дети в разноцветных париках и жилетках выходят к макетам светофоров, читают стихотворения, выученные наизусть или по карточкам ). Фонограмма песен про ПДД.

Светофор пешеходный:

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь зеленый цвет и  красный.
Красный свет, красный свет!
Это значит – хода нет!
Это – стоп! Остановись!
Это значит – берегись!
Свет зеленый появился,
Перекресток оживился,
Стал свободным переход,
Смело двигайся вперед!

Педагог раздает детям дидактические материалы (по пять бумажных кружков красного, желтого и зеленого цветов). Задание: составить транспортный и пешеходный светофоры. Показать запрещающий сигнал пешеходного светофора и т.д.

Просмотр обучающих  мультфильмов  на тему  («Светофор»  студии «Лукоморье», «Смешарики», «Стоп.Бип.Топ. Азбука дорог».)

Модуль №4. Служба ГАИ-ГИБДД.  Звучит фонограмма «Мы в Подмосковье честно служим…»

На экране фото ГИБДД.

К сожалению, не всегда и не все строго соблюдаю ПДД, поэтому на дорогах бывают ДТП, аварии, в которых получают ранения и гибнут взрослые и дети. Служба ГАИ-ГИБДД очень важная и нужная потому, что инспекторы ДПС следят за порядком, наказывают нарушителей дорожных правил.

Слово предоставляется сотруднику ГИБДД.

Модуль №5. Отряды ЮИД.

Звучит  фонограмма «Марш ЮИДовцев Подмосковья». На экране слайды о работе отрядов ЮИД.

Добро пожаловать на остановку №5.А у ГИБДД есть помощники, это юные инспектора движения, которые изучают правила, пропагандируют их соблюдение среди ребят, проводят интересные мероприятия и сами стараются быть грамотными участниками дорожного движения. (Слово ребятам из отряда ЮИД. Выступление с агитбригадой). 

ЮИДовцами проводится словесная  игра с хоровыми ответами.

Приложение №2

Вариант №1. «Это я, это я, это все мои друзья»:

- Кто из вас идет вперед там, где  знак «пешеходный переход»? (это я…)

- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора (дети молчат)

Вариант №2. Вы  правила дорожного движения знаете? (Ответ зала: да!)

Я вам верю. Но проверю.
Кто-нибудь, друзья, из вас
Перешел хотя бы раз
Улицу на красный свет,
Отвечайте дружно… нет!.

ЮИД под фонограмму уходят.

Модуль №6. Свод  правил юного пешехода.

Приложение № 3

(Дети читают стихотворения, выученные наизусть или по карточкам).

Дома для вас мы просто дети-
Маши, Насти, Ромы, Пети.
По дороге же идет
Не ребенок – пешеход!

Ты, милый друг, шагая в школу,
Ворон на небе не считай.
А будь примерным пешеходом
И Правила все соблюдай.

Модуль №7. Страна дорожных знаков.

Дорожные знаки  необходимы для регулирования дорожного движения. Дорожные знаки нужны водителям и пешеходам. Они устанавливают или запрещают определенные режимы, предупреждают водителей об опасностях на дороге. И сейчас ребята расскажут нам о некоторых дорожных знаках. (Дети выходят с дорожными знаками,  читают стихи, выученные наизусть или по карточкам).

Приложение №4  (стихи о дорожных знаках)

Этот знак предупреждает водителей, что скоро будет пешеходный переход.

В треугольнике шагаю.
Транспорт я предупреждаю:
Скоро место перехода -
Берегите пешехода!

Дорожный знак «Пешеходный переход».

Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Всем дорогу перейти.

Модуль №8. Педагог проводит экзамен на знание дорожных знаков.

Приглашает детей и  просит найти определенный дорожный знак или дать правильное название знаков.

Модуль №9. А мы с вами на девятой остановке. Правила перехода проезжей части.

Даже если на пешеходном светофоре горит зеленый разрешающий сигнал, и вы на специальной дорожной разметке «зебра» помните очень важные правила безопасного поведения. Надо сначала остановиться, оглядеться и прислушаться! Убедиться, что все водители вас видят и пропускают. Давайте вместе выучим алгоритм перехода дороги:
(Дети строятся на макете перекрестка парами, переходят проезжую часть по «зебре» и повторяют стихотворение).

Вспомним, как учили нас:
Подошли к дороге – РАЗ!
Смотрим налево, смотрим направо, и еще  раз налево – ДВА!
Нет машин – шагай вперед, начинаем переход!

Модуль №10. А у меня в руках модели машинок, которые имеют проблесковые маячки (мигалки) и звуковые сирены: «Скорая помощь», «ДПС», «Пожарная служба».  Это автомобили оперативных служб  и они имеют право преимущественного проезда, их должны пропускать  все водители и пешеходы. Запомните, ребята!

Модуль №11. Световозвращатели.

С 1 июля 2015 года вступили в силу очередные изменения правил дорожного движения, регламентирующие обязательное наличие светоотражающих элементов у пешеходов вне населенных пунктов.

Для того, чтобы пешеходы были видны водителям издалека в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, метель, дождь), а значит, стали заметнее на дороге есть специальные материалы со светоотражающими свойствами. Когда на такие предметы (нашивки, брелки и т.п.) попадает свет от фар автомобиля, они отражают этот свет и, как-будто, сами светятся. Вот такие полезные и красивые «огоньки» или «светлячки» мы сегодня подарим всем участникам мероприятия.

Дорогие ребята, помните, что световозвращатели  надо носить на верхней одежде: куртке, пальто, на ранце. Ваша безопасность – в ваших руках: «Пешеходный  светлячок - безопасности залог!».

(Дети хором повторяют слоган).

Модуль №12. Зебра – это переход!

Загадка для  выхода ростовой куклы «Зебра»:

Мы на улицу пошли, светофора не нашли.
Как дорогу перейти, если «зебра» на пути?
Мы гадали, мы решали, что же это за проход?
А потом мы все узнали:
«ЗЕБРА» - это ПЕРЕХОД!

Полосатая лошадка «Зебра» сегодня у нас в гостях, давайте  встретим громкими  аплодисментами!

Музыкальная массовая игра (дети строятся в хоровод и повторяют движения за педагогом), звучит песня «А у зебры есть полоски, есть полосочки везде…», 

(Зебра дарит светоотражающие подвески).

Модуль №13. Конкурсно-игровая программа.

  • конкурс  «Гонщики-мотальщики» (игрушечные машинки на веревочках); 
  • собери «Пазлы»;
  • командные  игры-эстафеты. Формируются две команды (5-12 участников).
    • «Трасса» - участники соревнуются на самокатах (велосипедах). Старт и финиш обозначаются макетами дорожных знаков.  По команде начинается заезд под веселую музыку «Кручу педали» и т.д.
    • «Грузовики» = участники преодолевают расстояние с машинами, к которым привязаны веревки. В кузов можно положить кубики и построить  дом.
    • «Рулим» (игрушечные рули с сигналами),

Способы определения результативности: для отслеживания (диагностики) успешности освоения учащимися содержания занятия используются: педагогическое наблюдение, устные опросы, работа с раздаточным дидактическим материалом, а также оценка уровня активности и заитересованности детей на занятии.

Рефлексия.

Используются два вида:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия содержания занятия.

Педагог. Ребята, выберите один из трёх сигналов светофора (раздаются картонные кружки трех цветов) и покажите нам своё настроение и то, как вы сегодня оцениваете занятие по ПДД (красный – плохо, желтый – хорошо, зеленый – отлично).

Схема самоанализа занятия:

  • Удалось ли реализовать замысел урока, достичь цели и задач.
  • В чём достоинства и недостатки занятия?
  • Как исправить недостатки?

Педагогический анализ занятия (критерии успешности, новые знания):

- правильность ответов по ходу изучения;

- разнообразие деятельности детей;

- положительный эмоциональный настрой детей;

- создавалась ли ситуация успеха для каждого;

- активность, внимательность на занятии.

Литература.

  1. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  2. Дети и дорога. Часть 2. Методический комплект для учителей начальных классов. М.: Информатик, 1994.
  3. Добрая Дорога Детства. Методичка. Всероссийская газета.
  4. «Дорога на зеленый свет». Набор плакатов.
  5. Дорожная азбука. Основы правил безопасности на дорогах для детей младших классов. М. Ежедневные новости. Подмосковье, 2010.
  6. «Дорожная азбука». Набор плакатов.
  7. Ефимова Т.В. Детский праздник. Игры, сценарии, идеи на каждый день. Питер, СПб, 2010.
  8. Рыбин А.Л., Маслов М.В. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров. Водителей. 5-9 кл. М.: Просвещение, 2008 г.
  9. Рыбин А.Л., Маслов М.В. Обучение ПДД. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008 г.
  10. Интернет-ресурсы.