Дифференцированный урок с применением Google-технологий "Что нужно для того, чтобы победить" (по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

«Что нужно для того, чтобы победить?» (по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»)

Тип урока

урок «открытия нового знания»

Цель   урока

достижение образовательных результатов

Деятельностная цель

формирование способности обучающихся к новому способу действия

Образовательная цель

расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых знаний

Учебная ситуация

1) составить маршрут героя с использованием google карты;
2) написать развернутое высказывание  (эссе) с использованием google таблицы.

Планируемые результаты

Личностный результат

формирование духовно-нравственных качеств обучающихся: любви к жизни, способности преодолевать трудности, гуманизма, уважительного отношения к культуре других народов; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

Метапредметный результат

умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательную задачу на основе анализа информации

Предметный результат

знание содержания рассказа, понимание авторской позиции, умение извлекать необходимую информацию из художественного текста

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные

самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные

целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Познавательные

постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и воспроизведение текста художественного произведения

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

           

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

 Психологический настрой обучающихся на урок.
Звучит песня из фильма «Земля Санникова»
(«Призрачно всё в этом мире бушующем…» А.Зацепин, Л.Дербенёв, исп. О. Анофриев).

Рассаживаются группами, слушают фрагмент песни, устанавливают связь услышанной песни с прочитанным произведением, настраиваются на урок.

Личностные: внимание, уважение к сверстникам, самооценка готовности к уроку; установление связи между целью учения и её мотивом;
Регулятивные: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;
Коммуникативные: согласованность действий со сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

- Что значит «жить»?
(дышать, видеть, слышать, существовать, радоваться, чувствовать, любить, бороться, страдать, быть счастливым, трудиться…) На экране – кластер.
А.С. Пушкин («Элегия»): «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…». Б.Л. Пастернак («Быть знаменитым некрасиво»): «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья…»
- А какой бывает жизнь человека?
(лёгкой и трудной, интересной и скучной, яркой и тусклой, счастливой и несчастливой, достойной и недостойной, короткой и длинной, содержательной и бессмысленной…)
- Почему многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»?
(В рассказе есть ответ на вопрос: что нужно для того, чтобы выжить, выстоять в сложной жизненной ситуации).

Мобилизуют свои знания и жизненный опыт, включаясь в диалог с учителем. Отвечают на
проблемные вопросы. Устанавливают связь произведения с обсуждаемыми философскими вопросами.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию, анализировать, умение доказывать, осознанно и произвольно выстаивать речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Целеполагание и постановка учебной задачи

Именно этот вопрос является темой  урока: «Что нужно для того, чтобы победить?»
- Что же будет целью нашей работы  на уроке? (Выяснить, что, по Лондону, нужно человеку для того, чтобы победить обстоятельства).
Сегодня мы будем исследователями, литературоведами. Объект нашего исследования – текст рассказа. Каждая группа (а их 6) будет работать над своим мини-проектом. Ваши разработки (планы, схемы, таблицы) лягут в основу книги «К изучению рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни». Пособие для учащихся». (Группы получают пакет с заданием)

Мини-проект№1 «Экстремальная ситуация»
1. Найдите в словаре определение слова «экстремальный».
2. Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой, экстремальная. Составьте кластер.
3. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

Мини-проект №2 «Борьба за жизнь»
1. Докажите, опираясь на текст, что герой борется за жизнь. Что он делает для того, чтобы выжить? Составьте кластер.
2. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

Мини-проект №3 «Борьба с самим собой»
1. Проследите по тексту, какие чувства борются в душе героя. Выпишите ключевые слова и словосочетания, раскрывающие душевное состояние героя на протяжении рассказа. Составьте план.
2. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

Мини-проект №4 «Человек и природа»
1. Найдите в тексте описания природы. Выпишите ключевые словосочетания и предложения.
2. Определите роль пейзажа в рассказе.
3. Приготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

Мини-проект № 5 «Что такое предательство и как его пережить».
1. Найдите в  толковом словаре определение слова «предательство».
2. Докажите, опираясь на текст, что Билл
предал героя.  Охарактеризуйте Билла.
Какие чувства испытывал  герой к поступку Билла? Оформите свои наблюдения в таблице.
3. Приготовьтесь к выступлению.

Мини-проект № 6 «Памятка-инструкция»
1. Составьте памятку-инструкцию тем, кто оказался в подобной экстремальной ситуации.  Какие советы Лондона нужно помнить, чтобы выжить?
2. Приготовьтесь к выступлению.

Самостоятельно формулируют
цель урока. Настраиваются на  групповую исследовательскую работу. Знакомятся с учебной задачей, ищут способы её решения.

Личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;
Регулятивные: умение составлять плана и  устанавливать последовательность действий;

4. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения). Исследование учебной задачи в группах.  Проверка умений, полученных в процессе работы.

Учитель консультирует обучающихся, оказывает необходимую помощь.
После выступления каждой группы задаёт вопросы и подключает к обсуждению  класс.

1 гр.
- Какие испытания, на ваш взгляд, наиболее серьёзные, мучительные для героя?
(предательство, голод…)

2 гр.
- Почему у героя нет имени?
(это неважно: главное – его качества; человек может жить в любой стране, в любое время. Это проблема общечеловеческая.)

3 гр.
- Итак, кроме внешних обстоятельств, с чем ещё приходилось бороться герою?
(с собственным страхом, отчаянием  - с самим собой!)

4 гр.
- Какова роль пейзажа в рассказе?
(помогает понять настроение героя, его душевное состояние, смену чувств).

5 гр.
- С какой целью в рассказе дан образ Билла?
(Чтобы противопоставить ему героя, высветить его достоинства и подчеркнуть трагизм положения. В рассказе звучит мотив товарищества, человеческого братства. В экстремальных условиях Севера люди способны выжить, только освободившись от эгоизма, жестокости и недоверия к друг другу).

6 гр.
- Что ещё можно добавить к сказанному?

Работа в группах: находят нужную информацию, анализируют текст, систематизируют материал, создают образовательный продукт, готовят выступление.
Выступление представителей групп.
1 группа представляет кластер, куда включает следующий материал:  экстремальная ситуация (голод, холод, боль,  предательство Билла,
одиночество, неизвестность, волки, поединок с волком, встреча с медведем и др.)
2 группа защищает кластер такого содержания: борьба за жизнь (ест ягоды, корни трав, ловит пескарей, отказывается от золота, пытается поймать куропатку, бережёт спички, разводит костёр, кипятит воду, готов сразиться с медведем,  побеждает волка)
3 группа составляет план и комментирует следующий материал: «выражение страха в глазах»,
«пересилил страх», «собрался с духом», «не обращал внимания на боль», «с отчаянной решительностью», «стало страшно», «с отчаянием опустился на землю, заплакал», «плакал без слёз», « сотрясаясь от рыданий», «ему хотелось жить», «было бы глупо умереть после того, что он перенёс»
4 группа находит описания природы («тускло светило солнце», «густой туман», «беспредельная, страшная пустыня», «серое море мхов», «серые валуны», «страшные дни дождей и снега», «щедрое солнце лило свои живительные лучи, напитывало теплом его жалкое тело» и др.) и доказывает, что пейзаж помогает понять душевное состояние героя.
 5 группа представляет таблицу с содержанием:  для героя характерны следующие движения души: просьба, мольба, страх, отчаяние, надежда, горечь, разочарование, «Билл его бросил, но он не возьмёт его золота». Билл труслив, эгоистичен, слаб, жаден.
6 группа составляет памятку-инструкцию: не поддаваться панике, не бросать друга в беде, ориентироваться по солнцу, запоминать направление движения, обходить хищных зверей, питаться ягодами. грибами, корнями трав, рыбой, беречь спички, любить жизнь и бороться за неё.

Личностные: умение удерживать учебную задачу
Познавательные: умение поставить и решить проблему;
Регулятивные:  умение ставить цель и планировать деятельность, обсуждать предметные способы решения проблемы;
Коммуникативные: умение сотрудничать  в группе,  находить и собирать информацию; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить

5. Рефлексия. Итог урока.

Продолжите предложение: «Чтобы выстоять в трудной жизненной  ситуации и победить, нужны…»
Мы с вами создали рабочие материалы для нашего пособия «К изучению рассказа Дж.Лондона «Любовь к жизни». Оно пригодится вам для написания сочинения.
Спасибо за работу!

Обучающие отвечают: мужество, стойкость, упорство, сила воли и духа, любовь к жизни.
Может помочь настоящий друг.
Необходимо суметь преодолеть страх, болезнь, боль от предательства, голод, холод, одиночество, отчаяние.

Личностные: осознание  обучающимися практической и личной значимости результатов
урока;

6. Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем:
1. Любовь к жизни способна победить смерть.
2. Никакое золото не стоит человеческой жизни.
3. Что такое дружба?
4. Главное – оставаться человеком.
5. Роль пейзажа в рассказе.
6. Что нужно для того, чтобы победить?

Выбирают одну из тем, записывают её в тетрадь.

 

Приложение

Задание

Составить маршрут героя с использованием googl карты.
Сделать соответствующие выводы с использованием googl таблицы

Выполнение (анализ деятельности, пути достижения планируемых результатов

Выполнение

Анализ деятельности

 

Учащиеся  работают с информацией, полученной от учителя на сайте и заносят в google таблицу

Анализируя таблицу и маршрут героя, учащиеся сравнивают свои схемы и делают выводы.  

Поиск информации в Интернете развивает навыки информационно- поисковой деятельности.
 Работа в Googl таблице позволяет учащимся знакомиться с деятельностью друг друга, позволяет сравнивать и оценивать найденную информацию. Это дает возможность учиться работать  группе, учитывая мнение других членов команды.
Формируются и  развиваются навыки и умение  отстаивать собственное мнение, способность аргументировать свою точку зрения по поводу произведения искусства
Работа с Googl таблицей позволяет учителю следить за работой учащихся онлайн и  добавлять свои комментарии к мнению детей.

Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности

Каждое сообщение заносится в Google таблицу  и оценивается по следующим критериям:

Наличие собственной точки зрения   4б

Умение грамотно выстроить аргументы   5б