Комплексное занятие по приобщению к народному искусству "Мы идем в музей"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному искусству.

Задачи: 

  • Знакомство с музеем музыкальной культуры имени Михаила Ивановича Глинки.
  • Закреплять виды и названия музыкальных инструментов.
  • Формировать у детей интерес к народной музыке, вызывать желание исполнять на музыкальных инструментах народные мелодии и петь частушки.
  • Совершенствовать навыки игры в оркестре, развивать исполнительское мастерство.
  • Формировать осознание своих эстетических эмоций в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Формировать у детей мотивацию к творческой активности через пение, музицирование  и изобразительную деятельность.
  • Воспитывать любовь и гордость за свой народ.
  • Приобщать дошкольников к русской культуре; способствовать развитию эстетического вкуса.
  • Расширять кругозор и пополнять словарный запас.
  • Развивать словарь эстетических эмоций – детей, упражнять в умении подбирать точные слова для характеристики музыкальных произведений.
  • Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных признаках.
  • Развивать умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формировать потребности в прекрасном.
  • Формировать знания, навыки и умения составлять хохломской узор, выделять характерные элементы росписи. Учить составлять узор на шаблоне, заполнять его завитками и украшать ягодками, листьями; используя в работе определённые цвета (чёрный, красный, зелёный).
  • Закреплять умение рисовать концом кисти и всей кистью (ягоды, листья), использовать ватные палочки для тычка.

Материалы и оборудование:

  • экран, ноутбук, проектор;
  • выставка музыкальных инструментов;
  • шаблоны ложек;
  • краски;
  • кисти;
  • ватные палочки;
  • стаканы для воды;
  • подставки для кисточки;
  • тряпочки;
  • демонстрационные образцы;
  • шаблоны для оформления выставки, мольберт;
  • указка, деревянная ложка. 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель встречает детей у входа в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята представьте, что мы с вами пойдём в музей. Проходите.

Дети под музыку М.И. Глинки заходят в зал.

Музыкальный руководитель: Посмотрите мы с вами  не одни, это тоже посетители музея. Давайте их поприветствуем.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: А теперь повернитесь ко мне и послушайте, что я вам расскажу.

Слайд 1: - Мы с вами пришли в музей, который называется «Музей музыкальной культуры имени Михаила Ивановича Глинки.

Слайд 2: - Посмотрите на экран, это вестибюль  музея М.И. Глинки, который написал много музыкальных произведений. И в его честь назвали музей музыкальных инструментов.

В музее находятся редкие музыкальные записи.

Слайд 3: - Большая коллекция музыкальных инструментов из разных стран. Слайды 4-10: - Посмотрите, какие инструменты вы видите на экране?

Ребята, давайте вспомним, какие виды музыкальных инструментов вы знаете?

Дети: Струнные, духовые, клавишные, ударные, народные.

Музыкальный руководитель: Какие, инструменты, которые здесь находятся, вам знакомы? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите,  как вы думаете, в зале каких музыкальных инструментов мы находимся?

Дети: Народных.

Музыкальный руководитель: Почему эти инструменты называются народными? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики. Послушайте внимательно  р.н.п. «Я на горку шла» и потом вы мне ответите, какой характер у этого произведения и какие музыкальные инструменты вы услышали?

Звучит аудио запись р.н.п. «Я НА ГОРКУ ШЛА»

Музыкальный руководитель: Ребята, какой характер у этого произведения? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: А вы хотите стать народными музыкантами? Проходите, берите инструменты и вставайте полукругом.

Дети берут музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Мы с вами прослушали р.н.п. «Я на горку шла», а теперь давайте её сыграем.

Р.Н.П.: «Я НА ГОРКУ ШЛА» в исполнении детей

Музыкальный руководитель: Ребята хорошие вы музыканты, положите инструменты и присаживайтесь.

Воспитатель: Я тоже с ложкой пришла, хотела кашу попробовать, но кажется не туда попала.  Ребята, какие вы молодцы, хорошо играли, а какие у вас инструменты.  Разве на ложках играют, я думала, что ими только едят. Ложки такие красивые, расписные. Кто знает, как называется такая роспись?

Как волшебница Жар – птица
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица
Золотая… (хохлома)

Дети: Она  называется хохломская.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран и послушайте сказку о хохломе.

Слайд 11: - Давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок – умелец Избу построил,
Слайд 12: стол да лавку сделал,
Слайд 13: посуду деревянную вырезал.
Слайд 14: Варил себе кашу и птицам не забывал посыпать.
Слайд 15: Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. Задела жар-птица золотым крылом чашу с кашей, стала чаша золотой. Когда Жар-птица улетела в благодарность перо подарила, и этим пером стал мужичок посуду расписывать.
Слайд 16: Взял он деревянную ложку и пером нарисовал на ней дорожку, да веточки.
Слайд 17: Так увлёкся мужичок, что не заметил, как солнышко стало садиться
Слайд 18: и перо в его руках покраснело, и добавил он тогда красных ягодок.
Слайд 19: Покатилась росинка по зелёной травинке,
Слайд 20: подхватил её мужичок, и набросал зелёные листочки.
Слайд 21: Совсем стемнело на опушке – всё стало чёрным казаться и даже перо.
Слайд 22: Тогда взмахнул он им и нанёс последние мазки; точки да прожилки.
Слайд 23: И так мужичок расписал всю посуду. Заснул он уставший. А утром просыпается, диву даётся, какая сказочная посуда у него получилась. И сияет так, будто перо Жар-птицы красу свою подарила. С тех пор и по сей день эту расписную посуду  как называют? (ответы детей)

Воспитатель: А вы хотите стать настоящими мастерами – художниками хохломы? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, для нас в музее приготовили мастерскую. Тихонько проходите, присаживайтесь. Ребята, что у вас лежит на столах? (ложки)  Но только на них нет узора, давайте их распишем.  Для начала давайте вспомним, в какой последовательности мы будем наносить узор. Возьмите свои кисти, как мы берём кисть, около металлического наконечника и покажите, как вы будете рисовать. Нужно провести большой завиток снизу вверх (получается веточка). Затем с одной и другой стороны большого завитка рисуем маленькие завитки.

Воспитатель: Что ещё мы изображаем на веточке?

Дети: Ягоды.

Воспитатель: Ягоды, чем можно еще нарисовать кроме кисточки?

Дети: Ватной палочкой.

Воспитатель: Правильно, способом тычка. А листья как рисуем?

Дети: Приемом  примакивания.

Воспитатель: Не забудьте на концах ягод дорисовать крапинки (точки). Приступайте к работе.

Дети расписывают ложки. Детей, кто расписал ложку, воспитатель подводит к выставке и вместе с ними украшает выставку готовой работой.  

Воспитатель:  

Ребята, я вижу вы устали.
Проходите не ленитесь и немножко разомнитесь.

Музыкальный руководитель:  

Ну-ка, ложки разбирайте,
Петь частушки начинайте.

ЧАСТУШКИ

Хохлома так хохлома
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.

Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать.
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.

Я вчера такое видел,
Не расскажешь никому.
Сидит заяц на берёзе
И рисует хохлому.

Ах, Россия, ты Россия!
В каждом доме терема,
Всей земле на удивленье
Золотая хохлома!

Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку.

Вопросы воспитателя:

1) Ребята, а что вы сегодня расписывали?

2) Как вы думаете, всё у вас получилось?

3) А кем вы сегодня были?

4)  Сейчас нам … скажет, какие элементы росписи  использовал(ла)  в своей работе?

5) Какие цвета вам понадобились для узора?

6) Что мы обычно делаем ложками?

Вопросы музыкального руководителя:  

7) Как мы сегодня ещё использовали ложки?

Слайды 24-28: Хохломской росписью украшали не только ложки, но и другие музыкальные инструменты.

8) В каком зале мы с вами находимся?

9) Слайд 29: - А чьё имя носит этот музей?

10) Вам понравилась наша экскурсия?

Музыкальный руководитель: На этом наша экскурсия закончилась и нам пора возвращаться в детский сад.

Дети под музыку выходят из музыкального зала.