Урок на тему "Красота родной природы"

Разделы: Экология, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Предмет: История искусства.

Класс: 6 класс (12-13 лет).

Тип: Изучение нового материала.

Вид урока: Экскурсия. Беседа.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с произведениями Рыхтикова А.Д. и стихами аткарских поэтов;
  • выявить характерные особенности пейзажей Рыхтикова А.Д.;
  • учить детей видеть красоту работ художника.

Развивающие:

  • способствовать развитию речи и творческой способности;
  • стимулировать самостоятельное мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус в области изобразительного искусства;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Знания: Знание основных работ Рыхтикова А.Д. и стихов аткарских поэтов.

Умения: Умение проводить художественный анализ произведений изобразительного искусства.

Методы: Метод беседы, рассказа.

Зрительный ряд: Работы Рыхтикова А.Д. в картинной галереи ДШИ.

План урока:

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Новая тема.

4. Заключительное слово учителя.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о красоте нашей родной природы, природе нашего города Аткарска. Родина – это очень емкое по своему содержанию понятие. В него вкладывается очень глубокий и многогранный смысл. И первое, с чего начинается родина для каждого человека – это его семья, то есть самые дорогие и близкие люди. Затем данное понятие расширяется до всего окружающего мира, и человек видит в родине в первую очередь природу своего края. В конце концов, нашу родину создали природа и предки.

У каждого из нас есть свои любимые места, которые нам нравятся еще с детства, и с которыми у человека есть свои воспоминания и ассоциации. А ведь что может быть прекраснее тех воспоминаний, которые сохранились у человека? Особенно если это приятные воспоминания, и тем более связанные с детством.

Так что в первую очередь Родина – это те родные тропинки, по которым человек куда-то ходил, знакомые закоулки, переулки, дома, парки, озера и все остальное – у каждого ведь свои ассоциации и воспоминания. Именно с этого и начинается любовь к родине – с родных мест, которые близки каждому человеку. Потому сама Родина неотделима от природы и от ее красот.

И рассмотрим мы это на примере работ нашего аткарского педагога-художника Рыхтикова Анатолия Дмитриевича и стихах, которые написали наши аткарские поэты.

3. Новая тема.

Но сначала я вам расскажу немного о самом художнике. Родился Анатолий Дмитриевич в 1950 году в селе Озинки Саратовской области. Свои художественные способности будущий художник проявил очень рано – в школьные годы. Оформлял стенгазеты, участвовал в конкурсах «на лучший рисунок», любил читать книги, учение давалось ему легко.

Возможно, это и послужило поводом поступить в 1972 году в Саратовское художественное училище, где проявил себя способным студентом.
С 1976 года Рыхтиков начал с вою трудовую деятельность, он работает в областном фонде, Саратовской театре, в Подмосковье, принимает участие в оформлении клубов и Домов Культуры.

С 1992 по 1998 годы работает в качестве художника оформителя в Аткарске в средней школе № 8, не оставляя станковую живопись.
С 1998 – работает преподавателем в Аткарской ДШИ.

Посмотрите на работы этого художника и ответьте на вопрос, к каким жанрам отдает предпочтение Анатолий Дмитриевич?

Учащиеся: Пейзажу, натюрморту.

Учитель: Да, вы правы: с равным удовольствием рисует и пишет пейзажи, натюрморты. Но сегодня мы остановим свое внимание на замечательных пейзажах этого художника. Как живописец, он открылся для зрителей в 90-е годы. Как и всякий серьезный художник Рыхтиков ищет самостоятельные пути в искусстве, свою манеру. За десятки лет Анатолий Дмитриевич создал сотни картин. У него абсолютно индивидуальная манера письма. Его работы не похожи на картины других авторов. Они неоднократно экспонировались в составе районных и областных выставок. В Аткарске работы Анатолия Дмитриевича были представлены на персональных выставках и на постоянно действующей выставке в ДШИ. 6 октября 2016 года состоялось торжественное открытие выставки нашего земляка, в стенах учебного заведения, где он получил профессию художника.

Художник всегда пишет с натуры: в городе, на даче, из окон своей мастерской и классов школы искусств. Поэтому пейзажи очень узнаваемы и по его картинам мы совершим маленькое путешествие по нашему городу и его окрестностям.

Знание и понимание жизни Природы помогает живописцу осмыслить и обобщить увиденное. Уверенная кисть претворяет натуру в правдивый и гармоничный художественный образ, где свежесть и непосредственность восприятия уступает место завершенности, отточенности. Ни в одной работе не отмечается случайное построение композиции, но во всех наяву – стремление или к сдержанной гамме или к буйству цвета, усиленному его звучанию, размашистой свободной манере живописи. В иных картинах заметно некоторое единение между этюдом и картиной.

Рыхтиков не скрывает своего восхищения к одному из красивейших живописцев России – Константину Коровину, который писал: «Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию цвета… Краски могут быть праздником глаза… Глаза говорят Вашей душе – радость, наслаждение… Краски, аккорды цветов, форм…»

Итак, начинаем с вам путешествие по картинам этого замечательного художника, но сначала ответьте, к какому времени года художник отдает предпочтение?

Учащиеся: Мы видим на полотнах художника и весну, и лето, и осень, а вот зиме художник посвятил лишь одну картину.

Учитель: И этому есть объяснение: весна – это время перемен, пробуждения природы, и мы по картинам художника можем наблюдать, как она просыпается, одевается в свой зеленый и сиреневый наряд. Лето время -  солнца, радостных впечатлений, а осень – это праздник красок, светлой грусти и воспоминаний о лете.

Анатолий Дмитриевич любит писать тихие, скромные уголки и окраины нашего города, старые покосившие дома и заборчики, дороги, уводящие вдаль, берега рек Аткары и Медведицы. Но, именно эти скромные, на первый взгляд, сюжеты так трогают нашу душу и запоминаются надолго.

В работе «Последний снег» (слайд 3) на первом плане широко раскинулась полянка с большими проталинами и рыхлым последним снегом. Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Природа пробуждается: звенит, журчит, ликует, радуется приходу весны. Ярко-синие тона неба создают ощущение особой звенящей прозрачности напоенного влагой и солнцем воздуха. Художник написал окраину города Аткарска, где отразилась его безграничная любовь к родной природе, задушевность и теплота по отношению к ней.

Учащиеся читают стихотворение аткарских поэтов (примечание: стихи были подготовлены заранее).

Учащийся 1: Стихотворение «Аткарск. Ранняя весна». Н.Коновалова.

Ты даже неопрятною весною,
Зажмурившись на солнце поутру,
Томимый непонятною виною,
Готовишься воскреснуть на миру.

Слепого ожиданья бродят соки,
Наощупь ищущие свой причал,
И в голых кронах увязают сроки
Твоих, Аткарск, неведомых начал.

Учитель: В работе «Паводок на Аткаре» (5) широко разлилась весенняя вода и затопила близлежащие берега. Русские реки действительно так разливаются и затопляют водой: луга, поля, леса, дома.

Художник выбрал ни чем не примечательный на первый взгляд, но очень характерный для весеннего русского пейзажа уголок природы.

На переднем плане в чистой, прозрачной воде, как в зеркале, видны четкие, слегка колеблющиеся отражения деревьев. Вода тихая, спокойная. Она почти застыла. Лишь легкое прикосновение ветерка заставляет чуть покачиваться отражения деревьев и домика.

В очень красивых работах «Медведица» (6), «Весна на Медведице» (7), «Последний снег. Медведица» (8) мы видим красоту другой реки, протекающей в окрестностях Аткарска. И здесь хочется процитировать стихи местного поэта:

Над Аткарском, как в сказке красиво,
Над Медведицей дремлют леса.
Здесь частица великой России,
Вечно милая сердцу краса.

День солнечный, ясный. По берегу легли тени от стволов деревьев. Золотистые лучи солнца придают деревцам особую прелесть. Каждое деревце мастерски написано художником: скромные, тонкие, с трепетно изогнутыми стволами они кажутся нам застенчиво робкими, целомудренными.

Трогательно, доверчиво, стоят они в ожидании чего-то большого, радостного, что несет им пробуждающаяся после долгого зимнего сна природа. Тонко и умело передает художник свое ощущение природой, свою влюбленность в нее.

Учащийся 2: Стихотворение «Подождите Апреля» Н.А. Пегушева.

Подождите Апреля,
Когда солнце взойдет,
Как набухнет рябина,
И земля отойдет.

От заносов, метелей,
Поцелуев ветров,
Что уже надоели,
Отмороженных снов.

Подождите Апреля,
Зацветает рассвет,
Слышишь пение Леля?
Он дыханьем согрет.

Чтобы грудь порасправив,
Задышала река.
Ледоходом поздравив,
Как в былые века.

Что зовется Вселенной,
И твой мир для меня.
Этот месяц весенний
Тебя манит, любя.

Подождите Апреля,
Он спешит, он в пути.
В эту встречу поверя,
К нему нужно идти.

Где желанные рощи,
И где дышат поля,
И степные восходы
Пламенеют горя.

Подождите Апреля
Зимней ночью, в глуши,
Потерпи ты, Аделя,
Я пишу для души.

Учитель: В работе «Весна на пруду» (10), мы наблюдаем, как одетые в молодую, нежную зелень деревья, как молодые девушки любуются своим отражением в воде, пронизанной солнцем и светом.

В «Цветущем мае» (11) и «Сирень цветет» (13) мы видим как рядом со старыми, покосившимися, повидавшими на своем веку домиками, буйно цветет сирень, вселяя надежду и навевая философские мысли о проходящем и будущем.

Учащийся 3: Стихотворение «Майский закат» Н. Коноваловой.

В золотисто-зеленом покрове,
Приходя в изумрудных шумах,
Май чарует то первой любовью,
То смятеньем в усталых умах.

Мой Аткарск, ты традиций хранитель,
Но не скучен твой сладостный плен,
Когда зеленью свежей наитий
Превозможешь ты мертвенный тлен.

И дожди золотистого света,
Воплощаясь незрелой листвой,
В предвкушении юного лета
Пишут счастье на лист чистовой.

Учитель: В летнем этюде «Старое дерево» (15), «Бурелом на Аткаре» (16), «Тропинка» (17) художник размышляет о жизни, цветении, увядании природы, которая постоянно меняется и является свидетелем многих событий, которые, так или иначе, затрагивают и саму природу.
Солнечным светом, теплым ветерком и радостью летнего дня веет от работ «Здание, освещенное солнцем» (18) и «Летний день» (19), где мы видим маленькие домики и высокие деревья.

Тишину и покой наблюдаем в пейзаже «Хмурый день» (20), где художник очень поэтично показал высокие до самого неба старые деревья, тихую спокойную гладь воды и небольшую стайку уток, примостившихся на небольшом островке.

В очень лирическом пейзаже «Вид на пойму Медведицы» (21) наблюдаем сюжет, который характерен для многих мест среднерусской полосы. Перед нами широко раскинулись нескончаемые луга. Далеко, далеко вокруг, насколько хватает глаз, тянутся они по пологим холмам.
Художник словно приглашает нас посмотреть с небольшого холма на всю эту красоту. Высокий небосвод с мягкими облаками, высокая линия горизонта – все наводит на мысль – как велика и необозрима природа нашей Родины.

На первом плане выжженная солнцем, побуревшая трава, дорога, плавными мягкими линиями стекается вниз и разбегается вдаль.
Картина очень оптимистичная. В ней сочетается живое восприятие художником и величия родных просторов и красоты родного края.
Колорит картины богат. Умелое сочетание различных оттенков зеленого цвета на первом плане и обобщенные цветовые пятна на дальнем, помогают художнику создать ощущение пространства. Невольно любуешься этой картиной и весомо ощущаешь спокойствие, силу и красоту нашей родины.

В «Пейзаже с дорогой» (23) на первом плане изображена дорога, убегая вдаль, к горизонту, она теряется среди деревьев. Выжженная трава на обочине повествует о приближении осени.

Тишиной и прохладой веет от работы «Заросший мостик на Аткаре» (24). Как хорошо очутиться в месте в жаркий летний день, спрятаться в тени обильных зарослей, написанных разными оттенками зеленого и полюбоваться зеркальной чистотой речушки.

В работе «Гроза ушла» (25) ощущаем силу и мощь природы: слышим громовые раскаты синей тучи слева в глубине картины, которую уносит ветер. И тут же появляется яркое солнце, заливающее своим светом разноцветные крыши и домики.

Пасмурное небо и желтые поля на дальнем плане, поникшие стебли осоки к воде – в пейзаже «На Аткаре» (26) – все повествует о поре увядания. Общая цветовая гамма неяркая, (за исключение поля на дальнем план), преобладает темно-зеленый, охристый и серо-голубые цвета.
В работе «Осенний пруд» (27) пожелтевшие листья деревьев отражаются в зеркальной воде, откуда с прощальным пением готовятся к отлету на юг лебеди.

Учащийся 4: Стихотворение «Отзвучало солнечное лето» Н.Ищенко.

Отзвенело солнечное лето
Песней соловьиною в саду.
Ни в вечерний час, ни в час рассвета,
Я к тебе уж больше не приду.
Налетает легкая прохлада,
Гуще стала неба синева.
На скамейках, на дорожках сада
Всюду пожелтевшая трава.
Летних дней избыточного счастья
Пролетела жаркая пора.
Впереди и слякоть, и ненастье,
Ведь стоит уж осень у двора.
По утрам холодные туманы
По гористым стелятся лугам,
Вслед за журавлиным караваном
Улетел бы с криком, утром рано,
Чтобы молча лечь… к твоим… ногам…

Учитель: Высокое небо с грозовыми облаками, стаю птиц вдали и высокую сухую траву мы наблюдаем в работе «Осень» (32). Грустное, печальное настроение. Впереди зима.

Учащийся 5: Стихотворение «Покорная осень» Н.Пегушева.

Отгуляла, отзвучала осень
С теплым хлебом, свадьбами пропела,
Накормила, как смогла, сумела,
Только вот в Любви не преуспела.
Насладилась торжеством, раздольем,
Тысячи сердец благодарила,
Пробежала опустевшим Полем,
Добротою Души напоила.
Захотелось ей Тепла и Счастья,
В светлом доме Радости и Ласки,
Друга дорогого, Вдохновенья,
Пусть далекой, но желанной сказки.
Но декабрьский Ветер, как и прежде,
Застелил ей зимнюю кровать
И дохнул морозною Метелью.
Приказал: «Должна ты тихо спать».
И Она заботливо, покорно,
Затушила в полночь свою Печь
И решила снова беззадорно
В снеговую гладь надолго лечь.
Отгуляла, отзвучала осень
С теплым хлебом, Свадьбами пропела,
Накормила, как смогла, сумела,
Только вот в Любви не преуспела.

Учитель: Блеклое небо, отражаясь в воде Медведицы, сбросившие листву прибрежные кусты и одинокая скамейка на берегу в работе «Медведица» (36) – все говорит о последних осенних деньках. Однако, серо-голубые небо и вода здесь контрастируют с ярко-желтой травой и красно-сиреневыми кустарниками, что вносит в работу оптимистические нотки.

«Осенний день» (39) – скромный осенний пейзаж средней полосы России. Все написано в пленительно легких тонах. Таких уголков  в России неисчислимое множество. Изображая один из них, художник делает обобщенный образ русской природы. Золотистые, коричневые тона осени пленительны. Художник показал нам то скромное  и сокровенное, что таится в русском пейзаже, - его душу.

В картине «Старый дворик» (40) перед нами прохладный осенний день. Это обычный полусельский, полугородской дворик, с жиденьким ненадежным заборчиком и не закрывавшейся калиткой, ярким желтым деревцем и старым домом за ним. И над всем этим – серенькое небо.
В другой работе «Осень. Этюд» (41) небо напоено светом и воздухом. Работа передает приподнятое настроение благодаря богатым осенним краскам.

4. Заключительное слово учителя. Все эти пейзажи, выполненные маслом и акварелью позволяют по-иному взглянуть на обыденное, повседневное: покосившийся забор и буйство цветущей сирени, дерево в осеннем убранстве и ветхий мосток, убегающую в даль дорогу… Ведь ничего придумывать не нужно, когда вокруг такая поэтичная природа. И видимо, не случайно, с каждой из работ перекликаются стихи наших замечательных аткарских поэтов. Каждая работа вызывает чувство любви к родному краю, гордость за наших художника – Рыхтикова Анатолия Дмитриевича и поэтов Николая Пегушева, Николая Ищенко и Наталью Коновалову, с которыми мы сегодня познакомились.
Главное, что у нас есть своя «Малая Родина» - это крепкое чувство, что связывает нас с осознанием Родины Великой. Ее может видеть каждый, а не только художник, но при помощи художника мы  вглядываемся и влюбляемся в край, где родились и живем. Это могут понять все, ибо у каждого у нас такая вот родная красота Малой и Милой Родины.