Мастер-класс для родителей и детей средней группы «Навстречу чистой речи»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: сформировать у родителей практические навыки профилактики речевых нарушений посредством развития мелкой и артикуляционной моторики.

Задачи:

  1. Обогатить родителей знаниями о взаимосвязи развития мелкой и артикуляционной моторики и речи.
  2. Учить родителей практическим приемам профилактики и преодоления речевых нарушений посредством развития артикуляционной и мелкой моторики.
  3. Учить родителей и детей приемам массажа и самомассажа.
  4. Вызвать интерес у родителей и детей к коррекционно-логопедической работе.
  5. Укреплять детско-родительские отношения, обогащать семейный опыт положительными эмоциями и новыми впечатлениями совместной деятельности.

Предварительная работа: анкетирование родителей по поводу тематики семейного клуба, папки-передвижки.

Оборудование: Дерево с огоньками (макет дерева или искусственное), шпатель, палочка корицы, ватные палочки, пипетка, стаканчик со сладкой водой, влажные салфетки, листья чая для заваривания, вареное перепелиное яйцо, хлебные палочки, сухарики, варенье, чайные ложки, пустой стакан, оборудование для нетрадиционного массажа (массажные мячики, каталочки, грецкие орехи и др.), листы с бумаги А4 с приклеенным эскизом дерева, листочки, полоски зелёной бумаги шириной 1 см, солнышко и тучка, видеоматериалы загадок для родителей и детей, выставка пособий для развития мелкой моторики (по желанию).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово родителям

(В музыкальном зале собрались родители и дети средней группы.)

- Уважаемые родители и дети! Мы рады приветствовать вас на нашем очередном заседании семейного клуба, посвященном теме «Движение и речь». Есть у нас в детском саду волшебное дерево – дерево чистой и правильной речи наших воспитанников, чем красивее их речь – тем ярче оно должно засверкать разноцветными огнями. Но без помощи взрослых нам трудно с этой задачей. Поэтому наше дерево пока не радует нас своей красотой. (Логопед показывает на макет дерева.) Сегодня нам всем вместе предстоит пройти сложный путь совершенствования наших речевых умений, и, если мы справимся со всеми заданиями, на нашем дереве появится много нежных цветов. Вы готовы к испытаниям?
- Дорогие гости, наши воспитанники приготовили для вас загадки.

На видео на экране дети младшей группы рассказывают, что такое артикуляционная гимнастика, не называя это определение. (как в игре «Устами младенца»).

- Вы догадались, о чем идет речь? А вы дома делаете артикуляционную гимнастику? Какие вы знаете упражнения? А для чего нам необходимо делать артикуляционную гимнастику? (Ответы родителей.)! 

- Сейчас мы с вами выполним необычную артикуляционную зарядку. Садитесь за столы.

Дети с мамами садятся за столы. На столе шесть подносов (по количеству пар мама-ребенок и для логопеда), на которых лежат следующие предметы: шпатель, палочка корицы, ватные палочки, пипетка, стаканчик со сладкой водой, влажные салфетки, листья чая для заваривания, вареное перепелиное яйцо, хлебные палочки, сухарики, варенье, чайные ложки, пустой стакан.

Вкусная артикуляционная гимнастика «Поездка в деревню»

Мы приехали в деревню к бабушке. Давай-ка испечем блины.

Похлопываем шпателями расслабленный язычок-блинчик.

Пошли мы прогуляться по деревне и дошли до речки. А через речку-мостик.

Удерживаем палочки корицы между носом и верхней губой.

Вернулись домой, а дедушка забор чинит.

Удерживаем языком ватную палочку.

А после обеда мы решили попробовать бабушкино варенье.

Мама мажет вареньем губы, ребёнок слизывает языком круговыми движениями вокруг рта.

Запили его водой из колодца.

Капаем на корень языка сладкую воду и глотаем её.

И бабушкиным чаем из трав.

Ребенок вытирает руки салфеткой, кладет в пустой стакан щепотку чая, заливает водой. Затем Полощем щеки чаем.

Хорошо бы вздремнуть.

Трем глаза.

Поспали.

Потянулись.

Открыли глазки.

Позёвываем, произнося звуки А, Э

И улыбнулись.

Натягиваем губы на зубы.

А бабушка принесла нам яичко от деревенской птички-перепёлочки.

Катаем яичко по губам.

Сухарики макаем в малиновое варенье.

Слизываем варенье с палочки.

Затем мы поужинали хлебушком деревенским.

Удерживаем на языке хлебную палочку.

Посмотрели на небо – нет ли туч.

Кончик языка тянем вверх.

Посмотрели на землю – нет ли луж.

Кончик языка тянем вниз.

Сели на лошадку и поскакали по дорожке.

Выполняем упражнение «Лошадка».

- Какие вы молодцы! А какие язычки у вас теперь замечательные! Посмотрите на наше дерево: на нем засверкали первые огоньки. (Дерево засияло редкими огнями.) Это означает, что мы с вами на верном пути, но для красивой речи артикуляционной гимнастики недостаточно. недостаточно. Слушаем следующую подсказку.

На видео дети рассказывают о массаже.

- Догадались, что еще нам необходимо делать? (Массаж.) Как вы думаете, массаж какой части тела стимулирует развитие речи? (Массаж рук.) А вы дома используете какие-нибудь элементы массажа? Покажите. Вспомните «Сороку-ворону», это наш первый детский массаж. А почему массаж рук так важен речевом развитии? (Ответы родителей.) Правильно, зоны, отвечающие за движение пальцев рук и речь расположены очень близко. Проходите на ковер.

Ребенок садится спиной к маме.

- Для начала нам необходимо разогреться. Мамочки повторяйте за мной движения и слова, которые очень легко запомнить.

Общий массаж

Мама-ёж, папа-ёж, ты мне спинку не потрешь? (Гладить по ребенка по спинке)
Потру, потру, потру. (Растирание спинки)
Мама-ёж, папа-ёж, ты мне плечики потрешь? (Гладить по ребенка по плечам)
Потру, потру, потру. (Растирание)
Мама-ёж, папа-ёж, ты мне ручки не потрешь? (Гладить по ребенка по от плеча к локтю)
Потру, потру, потру. (Растирание)
Мама-ёж, папа-ёж, ты мне ножки не потрешь? (Гладить по ребенка по ножкам)
Потру, потру, потру. (Растирание)
Мама-ёж, папа-ёж, а животик мой найдешь? (Гладить по ребенка по животу)
Потру, потру, потру. (Растирание)

Дети садятся радом с мамами на одном уровне.

Массаж кистей рук выполняется также мамой ребенку.

Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки  
подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это “лучи солнца”.

ПримечаниеПредварительно попросите ребенка изобразить солнышко,
расправив пальцы массирующей руки. Направление движения –
от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй – 
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.

Первые две строки сопровождают растирание ладоней,
следующие строки – растирание пальцев подушечкой
большого пальца противоположной руки.

Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Так летите же домой. 
Серый волк под горой 
Не пускает нас домой.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное)
мышечного валика локтевого края ладони.

Во дворе у Толика
Маленькие кролики.
Беленькие кролики,
Целых восемь штук.
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.

Массируемая рука “изображает” кролика,
а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

- Дорогие мамочки массаж рук можно проводить также и с предметами.

Логопед показывает коробку с предметами для массажа (тренажеры для рук, массажные каталочки, мячики, перышки, орехи) и показывает на одном из детей некоторые приемы. А вот какие ёжики к нам прибежали.

Логопед раздает детям массажные мячики.

Самомассаж выполняют дети.

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!

- Вы отлично справились с заданием. А как же наше волшебное дерево? (Огоньки засияли с большей силой.) Совсем немного нам нужно постараться, чтобы наше дерево полностью покрыли цветки. Слушаем третью подсказку, самую сложную.

На видео дети рассказывают о мелко моторике (играх с пальчиками).

- Догадались, о чем рассказывают дети? Как это назвать одной фразой? (Развитие мелкой моторики.) Загадка сложная, но о мелкой моторике и способах ее развития, надеюсь, вам известно много. Какие у вас дома есть игры? Чем больше всего любят заниматься наши любимые воспитанники? А как она связана с речевым развитием. (Ответы детей и взрослых.)

Пришло время поработать нашим пальчикам. Садитесь за столы.

Дети и родители садятся за столы. На столе стоят подносы по количеству детей. На каждом подносе следующие предметы: листы с бумаги А4 с приклеенным эскизом дерева, листочки, полоски зелёной бумаги шириной 1 см, солнышко и тучка.

- Ребята, предлагаю каждому из вас сделать по цветущему волшебному дереву. Украсьте цветами и листочками по своему вкусу.

Дети вместе с родителями делают рваную аппликацию (отрывают от полосок бумаги по кусочку).

- Посмотрите на наше дерево: оно засверкало во всей красе яркими и разноцветными огнями.

Дети вместе со взрослыми и логопедом произносят:

Нам красиво говорить
В школе пригодится!..
Чтобы острословом быть –
Нужно поучиться! 

- Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Мы так много сегодня с вами играли. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.) А для чего мы делали зарядку, массаж и играли с пальчиками? (Чтобы научиться красиво говорить.) Дети, а что показалась вам сложным? (Все просто.)  А это потому, что рядом были наши любимые мамочки, которые помогали нам справляться со всеми трудностями! Если вам понравилось сегодня – приклейте солнышко, а если нет – тучку.

  Звучит красивая музыка, дети приклеивают на свои аппликации солнышки или тучки, логопед раздает родителям буклеты, дети и родители уходят.