Дни науки как форма реализации проектного подхода в системе образования

Разделы: Администрирование школы


Проектный подход, метод проектов и проектная деятельность понятия, которые появились в системе образования ещё в начале двадцатого века, однако на современном этапе все увереннее занимают свои позиции,  более того являются одной из основных технологий реализации Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования.

Реализация проектного подхода, метода проектов и проектирования как деятельности требуют от образовательной организации, администрации, учителя и, конечно же, обучающегося  привлечения множества ресурсов: временных, материально-технических, интеллектуальных, творческих и человеческих, поэтому включить в эту работу достаточно сложно. Каждая образовательная организация определяет наиболее эффективные способы реализации проектного подхода в зависимости от условий школы.

Поскольку в нашей образовательной организации под проектным подходом мы понимаем такой подход, который основан на использовании проектирования как компонента содержания обучения, как основу учебной и внеурочной деятельности обучающихся в рамках используемых образовательных технологий, одной из основных форм реализации данного подхода являются Дни Науки.

Ежегодно Дни науки являются одним из значимых проектов, который становится событием, объединяющим все уровни образования от начального до среднего. Это событие дает возможность обучающимся и педагогам поработать и представить различные типы проектов: социальные, творческие, исследовательские, учебные и др. Целью организации и проведения Дней Науки является интеллектуальное развитие обучающихся, реализация их творческих  способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и проектной деятельности.

В 2015-2016 учебном году Дни Науки в МАОУ СОШ №147 были посвящены Году российского кино. Тематика общего проекта определила и содержание отдельных проектов включенных в общую Программу. Возможность поучаствовать в них была представлена всем обучающимся, педагогам и, конечно родителям.  Кроме того, в 2015-2016 учебном году программа Дней Науки включала в разнообразные формы работы и интересное содержание (Приложение 1).

Стартовали Дни науки с республиканской дистанционной викторины, посвященной году российского кино «Новогодние КАНИКУЛЫ – 2016!». Фото викторина была посвящена  российской детворе и российской молодежи.  Организатором фотовикторины является ГАУ ДО ЧР «Центр военно-патриотического воспитания ЮНИТЭКС» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Всего в викторине приняло участие более 100 ребят, представивших свои работы. Обучающиеся МАОУ СОШ №147 стали победителями и призёрами в двух возрастных категориях. В рамках дистанционной викторины были представлены информационно-просветительские и творческие проекты.

Конкурс школьных видеофильмов «Стоп-кадр», также стал одним из ярких проектов, целью данного конкурса является формирование  практических навыков работы с  техническими средствами и программными средами обработки графической информации по теме кинематография, наука, школьная жизнь, традиции школы. В рамках конкурса были  представлены видеофильмы в двух номинации «Школьный ералаш» - юмористические видео-ролики из школьной жизни и досуга молодежи и в номинации «Наш дом - школа» - сюжеты об истории, традициях школы. Создание школьниками телероликов об истории школы, учителях, известных учениках, достижениях школы. В рамках работы, над этим проектом обучающиеся попробовали себя в роли актеров, режиссеров, сценаристов и операторов. По многочисленным отзывам участников, процесс создания фильма стал наиболее ценным этапом работы над проектами (Приложение 2). В основе этого конкурса лежали технические проекты по созданию видеороликов, которые требовали от участников и творчества и навыков исследовательской деятельности  конечно, командной работы.

Ключевым и традиционным событием Дней Науки является научно-практическая конференция «Киностудия научных открытий», программа которой соответствовала общей тематике проекта, а также отражала специфику отдельных учебных предметов (Приложение 3). В соответствии с Положением Конференции организована работа четырех секций, которые включали в себя следующие направления: историко-краеведческое, естественнонаучное, здоровьесберегающее, социокультурное, эколого-биологическое, техническое творчество, историческое, лингвистическое, культурологическое и искусствоведческое. По итогам проведения конференции отмечено, что работы, представленные по предметам: литература, русский язык, биология, история интересные, с элементами исследования, имеют научное и практическое значение, уровень оформления работ соответствует новым требованиям. Учащиеся показали хороший уровень знаний в области проведенных исследований. Жюри отметило энтузиазм, желание участников заниматься исследовательской работой, творческим подходом к выбору основной проблемы работы. В рамках научно-практической конференции  были представлены исследовательские, учебные, прикладные и творческие проекты, подготовка которых осуществлялась под руководством их научных руководителей в течение учебного года.

Завораживающим продолжением Дней науки стала Ярмарка технической мысли «Чиндогу», в которой приняли участие более 150 обучающихся начального и основного уровня образования. Участники ярмарки получили возможность присоединиться  к Международному обществу Чиндогу, которое насчитывает около 50 тысяч членов. Юные техники этого общества изобретают только реально осуществимые и практические вещи, никогда не патентуют и не продают эти изобретения, тем не менее, каждое  изобретение – это оригинальная идея, проблема и её  решение, а также возможность проявить свою фантазию, творчество, технические и интеллектуальные способности. На Ярмарке можно было увидеть технические, прикладные и творческие проекты.

Завершились Дни науки 26 января работой «Академии занимательных искусств и наук». Учителя нашей школы, каждый из которого, мастер своей науки провели яркие и занимательные занятия, посвященные различным наукам и искусствам обучающихся основного и среднего уровней образования. На занятиях участников познакомили с новыми идеями, проектами и открытиями на современном этапе развития в каждой науке.

Гостем Дней Наук в этом учебном году стала команда Проекта «EasyChem» представители Уральского Федерального университета, которые провели Игру – квест «Химия» и Химическое Научное шоу в 10-11-х классах.

По результатам проведения Дней Науки самые активные участники отмечаются дипломами, свидетельствами и благодарностями, а так возможностью представить свои проектные работы более широкой общественности в различных конкурсах и мероприятиях.

Таким образом, Дни  Науки – это одна из наиболее эффективных форм реализации проектного подхода  поскольку – это событие, которое позволяет:

  • объединить все субъекты образовательных отношений в нашей образовательной организации;
  • сделать проектную деятельность массовой и интересной;
  • оптимизировать ресурсы за счет привлечения социальных партнёров;
  • презентовать различные виды проектов;
  • предоставить возможность как обучающимся, так и учителям выбрать и принять участие в том виде проектной деятельности, которая наиболее отражает их интересы и способности.