НОД по разделу "Обучение грамоте" в подготовительной логопедической группе. Тема: "Явления природы"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие


Цели: Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи. Развитие навыков. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- знакомство со значением новых (непонятных) слов;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование интонационной выразительности речи.

Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- развитие навыка словообразования и словоизменения;
- обогащение словаря по теме;
- развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям
- воспитывать умение слушать;
- воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе;
- воспитывать целеустремленность;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающему.

1. Организационный момент.

Дети встают в круг. Логопед читает стихотворение.

Половодье и гроза,
Утром на траве роса,
Радуга после дождя
И журчание ручья.
Наводнения, бураны,
Листопады, снегопады.
Есть в любое время года…  (Проявления природы)

Правильно.

Сегодня утром, когда каждый из нас шел в детский сад, то какую погоду можно было наблюдать?  (Было пасмурно и дождливо.)
Да, вы правы. За долгую зиму мы так соскучились по теплу и солнышку. И надеюсь, что оно вскоре будет нас радовать все чаще и чаще. А сейчас, давайте подарим друг другу солнечные улыбки и займем свои места. Сегодня мы вместе с вами будем вспоминать, что мы знаем о природных явлениях.

2. Работа над словообразованием.

Ребята, посмотрите на доску.

Все явления природы, изображенные на картинках вам знакомы?

Среди названий природных явлений есть такие слова, в смысле которых заключено два слова.

Назовите их. Объясните, почему вы так решили?

Снегопад – снег падает.

Землетрясение – земля трясется

А знаете ли вы значение слова «половодье»?  (Полная вода. Это, когда реки выходят из берегов и затапливают поля, села.)

Далее логопед объясняет значение слова «радуга»:

В старину, было слово «ра» - оно обозначало «солнечный свет». И слово «дуга» обозначает какую-то кривую.. Значит слово «радуга» обозначает искривление, которое появляется при солнечном свете.

3. Работа над звукобуквенный анализом.
         
Ребята, что означает слово «радуга» вы узнали. А сможете ли вы подобрать к слову «радуга» соответствующую схему?
На доске из магнитной азбуки выложено несколько схем слов. К слову «радуга» подходит только одно. Дети его находят и обосновывают свой выбор, производят  звукобуквенный анализ.

4. Составление предложений с заданными словами. Работа со схемами предложений.

Ребята, а вы сможете составить предложения со словами «радуга» - «дождь»? 

После дождя на небе появилась радуга.

Далее дошкольникам предлагается составить предложение со словами: «зима» - «снегопад», «весна» - «половодье», «водопад» - «гора».

Последние предложения получаются: С горы падает водопад. В горах можно увидеть водопад.

А вы знаете, чтов горах можно увидеть не только водопады. В горах может произойти землетрясение.

Посмотрите внимательно на схемы предложений, которые начерчены на доске.

Подберите соответствующую схему к моему предложению: В горах произошло сильное землетрясение.

На доске представлены разные схемы предложений. Дети подбирают соответствующую схему.

5. Работа над интонационной выразительностью речи.

Ребята, а вы знаете о том, что если в предложение выделять интонацией разные слова, то смысл предложения может меняться?

Давайте попробуем выделить слово «горах».

В горах  произошло сильное землетрясение.

Это означает, что именно в горах произошло землетрясение.
                                                                
горах  произошло сильное землетрясение.

В горах  произошло сильное землетрясение.

В горах  произошло сильное землетрясение.

А это обозначает, что в горах произошло землетрясение, ни лавина сошла, ни ветер сильно дул.

Далее идет работа над вопросительной и восклицательной интонацией предложения.

6. Работа по исключению «4-го лишнего» с опорой на характеристику звуков.

Детям предлагается среде цепочки слов найти лишнее.

Ребята, послушайте мои слова. Найдите среди них лишнее. Обратите внимание на первый звук и твердость/мягкость согласного:

Туман – водопад – радуга – метель.  

Слово «туман» - лишнее, потому  что во всех словах 1-й звук звонкий, а в слове «туман», первый звук глухой.

Таким же образом производится разбор слов с обращением внимания на глухость/звонкость первого  согласного:

Туман – снегопад – ветер – половодье (лишнее слово «ветер»)

7. Развитие логического мышления.

Ребята, а правильно ли будет мое утверждение:

Дует ветер, потому что качаются деревья? 

Нет. Все наоборот. Ветер дует и поэтому качаются деревья.

А такое: Зимой часто бывают снегопады.

Если тротуар мокрый, значит прошел дождь. 

И «да», и «нет».

«Нет», потому, что тротуар может быть мокрым, потому что его полила поливальная машина.

8. Итог занятия.