Повторение темы "Имя существительное"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Рабочая программа:
Русский язык. Предметная линия учебников
Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова,
Л.А. Тростенцовой и других. 5–9 классы

Учебник (ФГОС) Русский язык. 5 класс.
Учебник для  общеобразовательных организаций.  В 2 ч./
(Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов,
Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский).
– М.: Просвещение, 2014

Цели урока:

  • Деятельностная цель: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного предметного содержания.
  • Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий при повторении темы «Имя существительное».

Ход урока

1. Организационный момент (2 слайд)

Сегодня замечательный день. Я рада начать урок и верю в то, что вам понравится сегодняшнее путешествие.  Я приглашаю вас в необычную страну. А сопровождать в пути нас будет весёлый жёлудь. Путевые наблюдения каждый из вас будет записывать в свой индивидуальный маршрутный лист. (Приложение 1) Ряд – это отдельная команда, пожалуйста, определитесь, кто будет капитаном в каждой из ваших групп.

2. Этап мотивации

Притча  (3 слайд)

Когда наш веселый жёлудь и его братья созрели, отец дуб сказал им:

- Дети, помните, в каждом жёлуде прячется целый лес.

- Глупости. Внутри нас только ядрышко жёлудя, - не поверили жёлуди.

- А я чувствую, что внутри у меня есть какая-то тайна, - решил один большой жёлудь, упав в траву.

Тут он почувствовал, что его тронул кабан.

- Не губи лес, который прячется внутри меня, - попросил жёлудь.

Кабанчик хрюкнул и оставил странный жёлудь в покое.

На следующий день мышонок хотел унести большой жёлудь в свою нору.

- Внутри меня лес, не трогай его, - закричал жёлудь.

Мышонок испугался и убежал.

Тут пролетавшая мимо сойка схватила большой жёлудь.

- Неужели ты хочешь уничтожить лес, который живёт во мне? - спросил жёлудь.

Сойка от удивления чуть не выронила жёлудь, но потом сжала его покрепче и полетела вперёд. Прилетев в степь, сойка спросила:

- Скорее доставай лес. Он нужен этой степи.

- Я пока не знаю, как достать мой лес. Эту тайну нужно разгадать, - ответил жёлудь.

- Глупости, - пробормотала сойка, но оставила странный жёлудь в покое.

Жёлудь перезимовал в ямке. Весной, напившись воды, он пустил корешок.

Потом из жёлудя вылез нежный росток с двумя листочками.

«Это чуть-чуть похоже на лес», - обрадовался жёлудь.

Прошло много лет. Посреди степи раскинулась дубовая роща. Основатель рощи - большой дуб, каждый год говорит жёлудям:

- Дети, помните, в каждом жёлуде прячется целый лес. Увидит этот лес тот, кто поверит в него.

Необъявленная тема (4 слайд)

Ребята, жёлудь решил, что сегодняшняя тема не может быть объявлена в начале урока:  «эту тайну нужно разгадать». Тему вы сможете назвать только в середине урока.

Игровая интрига (5-6 слайды)

Ребята, веселый жёлудь нашел странное и загадочное послание, спрятанное в дупле старого дерева.
Для того чтобы не свернуть с верного маршрута и попасть в пункт назначения, мы вначале должны разгадать ребус:

Ребята, слово «шоколад» неожиданно трансформировалось в несколько слов:

  1. Шиповник, лиса, озеро
  2. Дерево - деревья

Посмотрите, ребята, и скажите, слова какой части речи написаны в послании?

По какому принципу размещены слова в первой строчке? Определите, к каким склонениям относятся данные слова? Обоснуйте свою точку зрения!

По какому принципу размещены слова во второй строчке?

3. Этап актуализация знаний

Диктант «Угадай слово» (индивидуальная работа – капитаны команд) (7-24 слайды)

Задание: на слайде демонстрируется определённый предмет, необходимо назвать данное слово и составить с ним словосочетание, соответствующее схеме «прилагательное + существительное». Все слова взяты из школьного словарика «Пиши правильно!».

Ребята, в дороге нам будут необходимы многие предметы. Предлагаю вам записать необычный диктант. Вам предложен рисунок, вы называете словарное слово и составляете с ним словосочетание по предложенной схеме – «имя прилагательное + имя существительное». Прилагательные для словосочетаний я вам продиктую сама. Получившиеся словосочетания по очереди будут проговаривать капитаны команд, они же объяснят правописание прилагательного:

  • громоздкий …(рюкзак),
  • чудесный…(фотоаппарат),
  • прекрасный…(компьютер),
  • вкусный…(шоколад),
  • гигантский…(парашют),
  • красный…(телефон),
  • интересный…(бинокль),
  • безопасный…(маршрут),
  • скоростное…(шоссе).

Как вы думаете, какие предметы из списка нам понадобятся в дороге, а какие нет?

Работа с вопросительными словами  «Вопросительный мост»  (работа в группах)

(25-26 слайды)

Ребята, мы подошли к вопросительному мосту, вы должны правильно выполнить задание волшебного ворона, чтобы продолжить свое путешествие.
Вам необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы:

Вопросительные слова:

Что?
Почему?
Сколько?
Какой?
Каким образом?
Каково назначение?

Основные понятия темы:

  • одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • собственные и нарицательные имена существительные;
  • число имён существительных;
  • род имён существительных;
  • склонение имён существительных


«Корзина идей» (работа в парах) (27 слайд)

Ребята, мы миновали вопросительный мост, и теперь вы можете определить тему урока. Но для этого необходимо заполнить «Корзину идей». Каждому из вас нужно вспомнить всё, что он знает по теме «Имя существительное», и записать полученное в свой маршрутный лист. Ваша индивидуальная работа продолжается в течение 2 минут. Вы должны обменяться информацией в парах, затем каждая пара называет какое-то одно сведение, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются в «Корзину идей».

Тема урока (разгадка тайны) (28 слайд)

Ребята, как вы думаете, информацию о какой части речи мы с вами повторяем во время нашего путешествия? Пожалуйста, запишите в свои маршрутные листы тему урока – «Повторение по теме «Имя существительное».

Приём «волшебный клубок» (работа в группах) (29-31 слайды)

Ребята, мы продолжаем наше путешествие по стране «Имя существительное». В пути нашему весёлому жёлудю поможет волшебный клубок.
Задание таково: при составлении ответа 1 ученик составляет первую фразу, являющуюся началом текста, второй повторяет эту фразу и добавляет своё предложение, третий, повторяя 1 и 2 предложения, добавляет своё предложение; наконец четвёртый повторяет первые три предложения, заканчивает текст своим предложением.

Физкультминутка «Вверх-вниз». Повторение темы «Мягкий знак на конце имени существительного» (32-33 слайды)

Ребята, я предлагаю вам сделать привал и немного поиграть. Задание физкультминутки: если слово заканчивается на мягкий знак, вы встаете, если слово не заканчивается на мягкий знак – сидите.
Грач, печь, смерч, роскошь, много туч, речь, ряд встреч, молодёжь, остров сокровищ, острый меч, брошь, возле пастбищ, несколько рощ, ложь, борщ, ночь, лещ, ключ, помощь, шалаш, чиж, мышь, сторож, вещь, не увидишь зрелищ, дочь, карандаш, багаж, мощь, глушь, мяч, плач, тишь, сушь, москвич, рожь, кирпич,  мелочь.

4. Этап выявления затруднения. Упражнения на отработку умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила.

Словарный тренинг «Знаю на ПЯТЬ» (работа в группах)  (34-35 слайды)

Ребята, вот мы и достигли столицы страны «Имя существительное». Нас окружают жители этого государства, которые хотят узнать, что известно вам, пятиклассникам, о правописании имени существительного, его роли в предложении.
Ребята, весёлый жёлудь предлагает вам записать в маршрутный лист слова с пропущенными буквами, выделить изученную орфограмму, подобрать и записать ещё пять слов на данное правило:

1 группа

2 группа

3 группа

ц…рк
ц…плёнок
ц…ган
ц…новка
акац…я

р…стение
Р…стов
водор…сли
р…ст
р…сток

ключ…м
плющ…м
товарищ…м
мяч…м
полотенц…м

Цифровой диктант (работа в парах) (36-37 слайды)

Ребята, выразительно прочитайте пословицы, посвящённые родному краю, деревьям, лесным обитателям.
Предлагаю вам выполнить цифровой диктант: рядом с существительным 1 склонения поставьте цифру 1, рядом с существительным 2 склонения – 2, рядом с существительным 3 склонения – цифру 3.

  • Ласточка день начинает, а соловей кончает.
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  • Растение – земли украшение.
  • Лес и вода – брат и сестра.
  • От доброго дерева добрый и плод.
  • Кто дерево посадит, тот человеку друг.

Дополнительное задание - определите роль каждого существительного в предложении и подчеркните все существительные как члены предложения. Объясните знаки препинания в 1 и 3-4 предложениях.

Решение проблемной ситуации

Ребята, давайте пригласим жителей страны «Имя существительное» в гости, для этого немного расскажем им о нашем родном крае.

Мини-проект «Нет в мире лучше родного края» (работа в группах) (38 слайд)

Придумайте и запишите 3 предложения в маршрутный лист по предложенной картинке:              

  • первое предложение с однородными членами – дополнениями;
  • второе предложение с обращением;
  • третье предложение – сложносочинённое.

ПОПС-формула (индивидуальная работа) (39-40 слайды)

Ребята, наше путешествие подходит к концу, весёлый жёлудь просит вас кратко выразить собственную позицию по изученной теме, дописав в маршрутный лист четыре формулы.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу доказать это на примере …».

Четвёртое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

5. Этап рефлексии учебной деятельности

«Рюкзак» (работа в группах) (41 слайд)

Ребята, вот мы и вернулись домой, давайте передадим от одного к другому члену команды виртуальный рюкзак, который так пригодился в нашем путешествии, и зафиксируем свои продвижения в учебе по теме «Имя существительное». Если нужно собраться с мыслями, можно сказать: «Пропускаю ход».

Приложение.

Домашнее задание (42 слайд)

  • Сочинение-миниатюра «Нет в мире лучше родного края»
  • Письмо другу «Хочу рассказать тебе о необычном путешествии по родному краю…»
  • Синквейн  «Родина»

Список литературы

  1. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И.Громова, Т.Ю.Сторожева. – Саратов, 2013.
  2. М.Е.Кузнецов. Конструктор личностно-ориентированного урока. Журнал «Русский язык и литература. Всё для учителя!» - № 10 (58) октябрь 2015

Интернет-ресурсы

  1. http://gazeta.rodnaya.info/statya/4413-pritchi-o-prirode
  2. http://www.cherven.by/wp-content/uploads/2011/07/0_3a859_977f56eb_L.png
  3. http://justjam.ru/wp-content/uploads/2014/07/telefon.jpg
  4. http://www.vsyaufa.ru/boardsimg/board_15111.jpg
  5. https://ddfrussia.ru/wp-content/uploads/2017/02/61758292-camera2.gif
  6. https://digbox.ru/upload/iblock/fb3/fb324c5048dc284bbcca58eb20b4392d.png
  7. http://clipartix.com/wp-content/uploads/2016/08/Chocolate-clipart-chocolateclipart-food-clip-art-photo.gif
  8. http://ivant-gimn6.edumsko.ru/uploads/1000/956/section/48748/Prezentaciya_Microsoft_Office_PowerPoint.jpg
  9. http://svetofor.info/images/pages/obzory/tovary-dlya-aktivnogo-otdyha/binokl.jpg
  10. http://balabolka.su/wp-content/uploads/2016/05/QIP-Shot-Screen-1442-1.jpg
  11. http://pozdravimvsex.ru/images/stories/pozdrav2/dub.png
  12. http://mtdata.ru/u1/photoA675/20362709712-0/original.jpg
  13. http://www.benkrefta.com/transformation/wp-content/uploads/sites/8/2013/08/6297650_f520.jpg
  14. https://lh4.googleusercontent.com/proxy/y6o0l2SpiJI_h0ymX60PxFtqwc9W15uWtDF2HdmHvWZOd4B8AANFXLDO-jigrC5uIPTLRw0KyQEQ9pNYfju50C8eGmVGv8zvlpY-VX1JdQ=s0-d
  15. http://www.playcast.ru/uploads/2016/11/12/20501684.gif
  16. http://falvar.com/files/images/otdyx-na-prirode.jpg
  17. http://www.tochkagif.ru/_ph/44/2/7667173.gif
  18. http://красотамания.рф/wp-content/uploads/2012/08/343411887.gif
  19. http://gov.cap.ru/home/420/selo1/images/1123.jpg
  20. http://pticevodov.com/_fr/1/1324931.jpg
  21. https://fs00.infourok.ru/images/doc/277/282280/1/640/img18.jpg
  22. https://63pokupki.ru/images/b0/b0d441c934f6e.jpg
  23. http://www.worlds.ru/photo/russia_121020120320_4.jpg
  24. http://www.yuterra.life/upload/images/51/11/1251151.jpg
  25. http://downloadicons.net/sites/default/files/beautiful-rainbow-icon-38774.png
  26. http://forumsmile.ru/u/a/d/a/ada407496828ac8e8b5cc701baa99f83.gif
  27. https://3.bp.blogspot.com/-guNSne-n2KI/VxNi3AUkaYI/AAAAAAAACfo/WtZpmat9MCQNqp70xmvUtuOBh-uNBIHFwCLcB/s1600/784628989.gif
  28. http://vikafedotova38.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/39-7
  29. http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2640000/2639680-d955efb1078bd119.gif
  30. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/929/90929211_Spasibozaurok.gif
  31. http://www.stihi.ru/pics/2016/03/20/9721.gif
  32. http://gylhataj.ru/wp-content/uploads/2015/11/listya-kruzhatsya-sozdanie-animacii23.gif
  33. https://personalincome.nethouse.ru/static/img/0000/0005/6207/56207324.olaln3ld68.W665.jpg
  34. http://lesmeh.edu35.ru/images/phocagallery/raznoe/зарядка.jpg
  35. http://www.stihi.ru/pics/2016/03/20/9721.gif
  36. http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2015/10/1488012_1.gif
  37. https://wallbox.ru/wallpapers/main/201130/nastroeniya-b91dfd12375d.jpg
  38. http://woo.woowals.com/images4/af41o4a2qex.jpg
  39. http://ageheureux.a.g.pic.centerblog.net/5e1da753.png
  40. http://www.renders-graphiques.fr/image/upload/normal/element_1-1.png
  41. http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/3a5a206b3ed6.png
  42. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0230/00043467-98786e3d/hello_html_m38a4067d.png
  43. источник шаблона: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области
  44. Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ 
  45. http://kladraz.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-pogovorki-o-prirode-dlja-shkolnikov-2-3-klasa.html
  46. http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-o-rastenijah.html
  47. http://posloviz.ru/category/derevo
  48. http://1dd.ru/poslovicy/poslovicy-065.html