Урок на тему "Решение несложных задач на движение по реке по течению и против течения". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

воспитательная:

  • расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;
  • побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;
  • прививать любовь к родному краю.

развивающая:

  • формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  • формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли
  • использовать полученные знания в житейской ситуации
  • развивать внимание, воображение учащихся и интерес к расширению полученных знаний,

 учебная:

  • формировать умение решения задач на движение по течению и против течения;
  • продолжить формирование вычислительных навыков учащихся

Планируемые результаты:

личностные:

  • повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

метапредметные:

  • формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;
  • формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока;
  • использовать изученный материал для решения задач на движение по воде;

предметные:

  • проводить классификацию задач на движения по течению, против течения, в стоячей воде;
  • научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение на воде; уметь применять алгоритм к решению задач
  • учиться выбирать более рациональный способ решения задач
Формирование УУД:
  • Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, развитие эрудиции и познавательного интереса,
  • Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану, формирование умения обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач,
  • Коммуникативные: умение работать в группе, осуществление сотрудничества, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять свои мысли в письменной и устной форме, оценивание полученных результатов.

Оборудование:

Ход урока

Приложение

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Наши глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Добрый день, ребята! Садитесь.

II. Мотивация учебной деятельности.

Какие задачи мы с вами рассматривали на предыдущем уроке?

  • Решали задачи на движение (Сближение и удаление определенных объектов.)

Решать задачи на движение нельзя без трех главных правил. 
Сформулируем их.

  • Учащиеся формулируют зависимость между скоростью, временем и расстоянием.

На доску вывешиваются формулы пути, скорости, времени для использования их в  дальнейшей работе на уроке.

Устная работа. Заполнить таблицу

Сегодня мы постараемся развить свои умения и навыки в решении задач на движение.

На доске слайд без темы урока: решаем две простые задачи на движение по воде.


После решения первой задачи  найти ошибку в записи ее решения (неверно записаны единицы измерения расстояния).

Во второй задаче затруднительная ситуация (невозможно сразу ответить на вопрос задачи не зная направление течения и скорость течения реки).

Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”, а тему урока, я думаю, вы сформулируете сами. (Дети самостоятельно формулируют тему урока).

III. Актуализация знаний и умений

Записывается в тетрадь тема урока: Решение несложных задач на движение по реке по течению и против течения

- Ребята, как Вы думаете, какова же цель нашего урока сегодня? (Дети самостоятельно ставят цели урока).

- Закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, и научиться решать задачи на движения по реке.

Задача №3

Разбор решения задачи. Построение чертежа по условию задачи. Запись решения задачи  в тетрадях с работой учителя на доске.

Течение помогает или мешает лодке плыть?

- Течение мешает лодке плыть, так как направлено в противоположную сторону движения лодки.

Как найти скорость лодки против течения?

- Из собственной скорости лодки вычесть скорость течения.

(учитель открывает формулу на доске Vпротив теч.  =  Vсоб.  - Vтеч. ).

Дети записывают в тетрадь формулу и решение задачи.

Один из учеников записывает решение выражением на доске: (25 – 3) ∙ 4= 88(км)

Задача №4 (устно)

Прочитайте следующую задачу (1 ученик читает задачу).

Чем отличается эта задача от предыдущей?

- Лодка плывет по течению.

Течение помогает или мешает лодке плыть?

- Течение помогает лодке плыть, подталкивает ее в сторону движения.

Как найти скорость лодки по течению?

- К собственной скорости лодки прибавить скорость течения.

(учитель открывает формулу на доске Vпо теч.  =  Vсоб.  + Vтеч.. ).

Дети записывают в тетрадь формулу, а решение задачи разбирается устно  по исправленному чертежу и решению предыдущей задачи на доске.
Один из учеников записывает решение выражением на доске:

(25 + 3) ∙ 4= 112(км)

IV. Подведем итог.

В чём сходство и в чём различие в задачах на движение прошлого урока и движения по реке?

Используется основная формула:

Но в задачах на движение по воде (по реке), добавляется лишь небольшое условие.

Необходимо учитывать скорость течения реки.

Скорость судна определяется следующим образом:

  • Если плыть по течению реки, то к скорости судна в неподвижной воде необходимо прибавить скорость течения.
  • Если плыть против течения, то из скорости судна в неподвижной воде необходимо вычесть скорость течения.

V. Физминутка (проводит  ученик из класса)

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Широка река, высоки берега.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно –
Вместе – раз, раз – это брасс.
Качаясь на волне –
Плывем на спине.
Вышли на берег крутой и отправились домой!

VI. Туристская карта (на доске вывешена карта Мурманской области)

Сегодня мы не просто будем решать задачи, а отправимся в путешествие по прекрасным местам родного края.

Посмотрите на карту Мурманской области. Мы видим как сотни мельчайших синих прожилок, соединяясь в артерии потолще, пронизывают всю территорию края. В Мурманской области насчитывается более ста тысяч озер. Самое большое озеро области – Имандра. Озеро протянулось на 109 км. Озеро  Имандра – жемчужина Лапландии.

Около 21 тысячи рек, ручьев и речушек протекает на территории нашей области. Общая протяженность рек составляет 63 тысячи километров.                                                                                        

Стих  (Слайд - река Поной)

Переливается, шумит,
Изгибы – кольца делая.
В края далекие спешит
Навстречу морю Белому...
И дальше мчится средь камней,
За сопками скрывается.
И солнце брызгами по ней,
Спешащей, рассыпается.        
А. Кузьмин

Река Поной – является наибольшей рекой по протяженности на Кольском полуострове. Ее протяженность 426 км.

А какие реки  Печенгского района вы знаете? (Дети отвечают, а затем учитель продолжает рассказ о реках края)

Наш Печенгский район – край многочисленных прекрасных озер, горных потоков, водопадов и, конечно же, рек. Он и название свое получил от реки Печенга, что в переводе с саамского означает «сосновая река».

Крупнейшие реки районаПеченга, Паз, Титовка (краткую информацию об этих реках дети могут получить с информационных листов, выданных на каждую группу). Кто заинтересуется можно найти дополнительные сведения о реках в  других источниках информации.

Большинство рек области несудоходны из-за малой глубины, наличия порогов и водопадов.

Издавна люди использовали реки в разнообразных целях.

Река – это место отдыха, куда можно выехать с семьей или друзьями на пикник или рыбалку, получить заряд положительных эмоций и насладиться красотами природы.

(Слайд парусник)

А вы, готовы путешествовать?

Итак, мы отправляемся в путешествие по незабываемым местам, по рекам нашего края.

VII. Работа в группах. (Группы из 4-5 человек).

Маршрутный лист и справочный материал у каждого на столе.

Приложение 1 и Приложение 2

Название каждой группы совпадает с названием реки, сведения о которой представлены на листах с дополнительной информацией (Приложение 3). Задание состоит из 5 задач. Решить надо одну задачу, где используется название нужной реки. Задача прорешивается  в группе  полностью по алгоритму, а затем одному человеку предстоит выполнить чертеж к задаче и записать её решение на доске. Для остальных задач дети делают в тетради схемы для удобства проверки остальных заданий других групп.

Приложение 5.

VIII. Итог урока.

Проверяем, подводим итоги.

Домашнее задание: придумать 1-3 задачи на движение по воде, используя информацию о водоёмах Мурманской области.

Рефлексия. Приложение 4.

– Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке. Не забудьте сдать тетради с карточкой самоанализа на проверку, мне интересно узнать вашу самооценку.

Спасибо за урок! До свидания!