Урок литературы по теме «Уроки нравственности в рассказе К.Г.Паустовского "Телеграмма"». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цель: (Слайд 2) см. Презентацию.

  • Ввести учащихся в мир рассказа Паустовского “Телеграмма”, помочь увидеть глубину содержания рассказа , выйти на понимание смысла названия рассказа.
  • Активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании).
  • Формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-поиск

Технологии:

  • КИМ (коллективно-индивидуальная мыследеятельность),
  • РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо)

Методический прием: работа с текстом, диспут.

Наглядность: использование презентации

Ход урока (слайд 3)

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...

I Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.

Паустовский – мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.

II Работа над темой урока

1. Роль пейзажа в рассказе.

- Вспомните, как начинается рассказ?

(“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели”)

Cоздается особый эмоциональный настрой.

- Как Вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании?

(Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение)

- Случайно ли в повествовании дан осенний пейзаж, холодный и ненастный?

(“маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”)

Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!

Оно напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и о “хладной старости”, когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом, становится одиноким.

Задание: найдите такое описание природы в тексте, где сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы.

“Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён.

Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.

Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).

- Что мы узнаем о Катерине Петровне в самом начале рассказа?

(“Катерина Петровна доживала свой век в старом доме...”)

- Почему автор говорит, что она не жила, а “доживала” свой век?

(старая больная, одинокая женщина)

- Чем и кем окружена Катерина Петровна в Заборье?

  • старыми вещами,
  • навещают её соседка Манюшка, сторож Тихон

2. Анализ проблематики рассказа.

- Что такое проблема, проблематика художественного произведения?

  • Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении.
  • Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.

- Какие же проблемы раскрывает Паустовский в своем произведении?

  • Проблема взаимоотношений матери и дочери
  • Жизнь человека в старости

- Какая из них самая главная?

Задание: Расскажите о взаимоотношениях матери и дочери – Насти.

  • “Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
  • Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)

- Каков характер взаимоотношений Катерины Петровны и Насти?

  • Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.

- Почему Катерина Петровна решается написать дочери?

  • чувствует приближение смерти

(Чтение эпизода “Письмо матери”)

- Чем поражает это послание?

  • Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.

И природа, провожая её в последний путь, принарядилась:

“Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое...”

- А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы?

Почти нет

3. Работа над образом Насти.

- Почему?

(нет души)

- Что мы узнаем о жизни и работе Насти?

  • Вся в делах, в работе. Безотказная, услужливая, всем помогает. Но забывает о своей матери.

- Что автор говорит о внешности Насти?

  • “Нравилась самой себе”. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и “большие холодные глаза”

- Как видим, автор скупо говорит о внешности Насти.

- Но на какую деталь сразу обратили внимание?

  • Холодные глаза.

- У каких людей могут быть холодные глаза?

  • У равнодушных, бесчувственных, черствых.

- Можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?

  • Любит нравиться самой себе;
  • Любит, когда ее ценят (“нашей милой Анастасии Семеновне”)

- Какие поступки Насти вас возмутили?

  • получила письмо от матери, спрятала в сумку, не читая!
  • положила письмо в ящик письменного стола...

- А каково авторское отношение к Насте и как оно выражается в тексте?

  • Паустовский заставляет Настю почувствовать на себе “насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”: и автор, и великий сатирик, понимают, что доброта девушки показная, ненастоящая.

- Как реагирует Настя на телеграмму?

  • “скомкала телеграмму и нахмурилась”

- Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, осознавшей, что умирает её мать?

  • “вздрогнула от холода”

- Когда нам холодно?

  • Когда чувствует себя одинокими
  • И снова Гоголь: “...чьей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе...”

Перенесемся в старинный, заброшенный, опустевший дом Катерины Петровны

- Каково состояние Катерины Петровны?

- Почему она разгадала хитрость Тихона, давшего её телеграмму от имени дочери?

- Как относились к старой больной женщине окружающие люди: Тихон, Манюшка?

  • Так, как к ней должна была относиться дочь.

- Почему в конце рассказа автор показал молоденькую учительницу?

  • Верит, что не все, как Настя.

- Можно ли утверждать, что она противостоит образу Насти?

- Как вы думаете, почему Настя – такая внимательная к другим людям, забывала о своей больной матери?

- Сможет ли дочь Катерины Петровны избавиться от “непоправимой вины, невыносимой тяжести”?

Проблемная ситуация: Почему в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях? (Диспут)

Задание: перечитайте внимательно финальную часть рассказа.

- Можно ли говорить о трагическом финале рассказа?

- Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”?

- Что означает слово “телеграмма”?

  • Сигнал SOS, сигнал тревоги.

Да, телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.

Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.

- Так почему же своему рассказу Паустовский дает такое заглавие?

Его рассказ – это и есть телеграмма

- Кому же обращена телеграмма Паустовского, о чем она?

- Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя, обращенного к читателям.

  • телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.

4. Творческая работа.

Вспомните, что такое синквейн.

(слайд 4)

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

Это стихотворение, состоящее из 5 строк:

  • 1 строка: 1 существительное (заявляется тема или предмет)
  • 2 строка: 2 прилагательных или причастия (описание предмета)
  • 3 строка: 3 глагола (характеризуют действие предмета)
  • 4 строка: фраза из 4 значимых слов, выражающих отношение автора к предмету (пословица, предложение)
  • 5 строка: синоним, обобщающий смысл темы или предмета (одно слово).

Задание:

Запишите 3 самых ярких запомнившихся образа (ключевые слова)

  • мама, дочь, телеграмма

Именно эти слова станут названиями стихотворений, которые вы попробуете сейчас сочинить (задание 1 группе) (слайд 5)

Лучшие работы учащихся:

Мама.
Добрая, прощающая.
Растит, воспитывает, ждет.
Морщинки в уголках глаз.
Любовь

Мама.
Заботливая, любящая.
Скучает, вспоминает, ждет.
Человек, который всегда поймет.
Любовь.

Мать.
Старая, одинокая.
Скучает, ждет, надеется,Когда приедет дочь.
Бедняга.

Мать.
Старенькая, больная.
Любит, верит, ждет.
Доживает свой век одна.
Страдание.

Дочь.
Занятая, деловая.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Не приезжала к матери 3 года.
Эгоистка.

Дочка.
Далекая, родная.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Нравится самой себе.
Сорока.

Телеграмма.
Долгожданная и необходимая.
Волнует, тревожит и ждет,
Когда ее наконец отправят.
Сигнал.

Задание для 2 группы (слайд 6)

Подобрать слова из текста к иллюстрациям

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какие же уроки нравственности из рассказа Паустовского “Телеграмма” вы извлекли для себя?

- Как, на ваш взгляд, нужно жить человеку в наше суматошное время, чтобы нравственно не ослепнуть и не оглохнуть?

- Чем поучителен этот рассказ для наших современников и лично для вас?

Прием “Незаконченное предложение”:

Я уверен(а), что рассказ Паустовского “Телеграмма”...

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это строчки из стихотворения В.Волошина. Согласны ли вы с ним?

Послушайте все стихотворение:

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость — празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям...
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить...
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать...
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы ни случилось — не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце — все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: “Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!.”

Берегите своих матерей!!!

IV. Домашнее задание: (слайд 8)

1) сочинение-миниатюра “Письмо-признание маме”.

2) вспомнить пословицы и поговорки о матери; стихотворения о матери.

3) подготовиться к уроку внеклассного чтения (прочитать рассказ Б.Екимова “Говори, мама, говори...”)