«Математические залы музея мадам Тюссо» (математический праздник)

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 6, 7, 8, 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Великий французский математик и физик Блез Паскаль со знание дела говорил о том, что математика является слишком серьезной наукой, и в силу этого необходимо использовать любые возможности, чтобы сделать ее более занимательной. В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным. Под занимательностью можно понимать те компоненты, которые вызывают интерес у школьников к учебному предмету. К этим компонентам можно отнести и внеурочную деятельность по математике.

Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Внеклассные мероприятия с использованием занимательного математического материала, преподнесенного наглядно, красочно, интерактивно позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность самих уроков математики, создать более благоприятные условия и повысить мотивацию к ее изучению.

В нашей гимназии каждый учебный год традиционно проводятся декадники математики. Проходят они интересно, нестандартно. Открытие и закрытие декадника – это большое мероприятие-концерт для учащихся всей гимназии, силами какого-то одного класса.

В этом учебном году я со своим 7 «Г» физико-математическим классом и проводила закрытие математического декадника.
Над канвой сценария думали «всем миром» - и ребята, и я, и родители! Рождались неожиданные идеи, в процессе репетиций ребята менялись ролями. Продумывались костюмы… Я бесконечно переделывала презентацию, сопровождающую концерт…

Но, лучше я приведу цитатой практически всю статью, которую в нашу школьную газету «Гимназия Басова» написал Перелыгин Федор, учащийся 7 «Г» класса, в котором я веду математику и являюсь классным руководителем. Он описал весь процесс как нельзя лучше и назвал ее «Как 7 «Г» выводил формулу успеха».

«…В этом учебном году… и нашему 7 «Г» классу выпала честь, а может, и головная боль, подготовить и провести его закрытие. Схватились мы за эти «больные головы» и стали усердно придумывать, как и чем удивить, заинтересовать зрителей, да так, чтоб у них дух захватило! Начали думать, да гадать, да мозгами шевелить и даже не заметили, как сами увлеклись, да так, что дня не проходило без новых мыслей и идей. Мы, я и мои одноклассники, в основном, были исполнителями, а вот если бы оформить титры, как в кино, то получилась бы следующая картина:

  • Автор идеи – Александр Владимирович Брянцев (папа Севы и Влада).
  • Автор сценария – Алла Борисовна Погорелова (бабушка Перелыгина Феди) и…
  • Соавтор (постоянно что-то изменяющая в сценарии!) – Алла Генриховна Белоусова.
  • Режиссёры-постановщики – Алла Генриховна Белоусова (учитель математики и классный руководитель) и Алла Борисовна Погорелова.
  • Зав. тех. частью и автор презентации – Алла Генриховна Белоусова.
  • Зав. литературной частью – Александр Владимирович Брянцев и Елена Николаевна Десятирикова (мама Феликса).
  • Зав. художественной частью – Надежда Трунова (мама Кости Старченкова).
  • Постановка танцев – Марта Золотова (ученица 7 «Г»).
  • Художники по костюмам – родители учащихся 7 «Г».

Итак, была идея, которую надо было воплотить. Идея необычная. Мы должны изображать восковые фигуры великих математиков. А эти фигуры якобы появились в новых залах музея Мадам Тюссо. Этих «новых залов» у нас получилось шесть: Греческий зал (Пифагор, Эвклид, Архимед и Муза Геометрии); Славянский зал 11 век (княжна Анна Всеволодовна, внучка Ярослава Мудрого); зал Эпохи Возрождения (Франсуа Виет, Декарт, Фибоначчи, Леонардо да Винчи); зал 18 века (Осиповский Тимофей Федорович, Леонард Эйлер, Ломоносов Михаил Васильевич, Исаак Ньютон); зал 19 века (Ковалевская Софья Валерьевна, князь Гагарин Андрей Григорьевич, Лобачевский Николай Иванович, Некрасов Павел Алексеевич, Чебышев Пафнутий Львович); и, наконец, зал 20-ого века (Жюль Анри Пуанкаре, Виленкин Наум Яковлевич, Колмагоров Андрей Николаевич, Арнольд Владимир Игоревич и ныне здравствующий Григорий Перельман). Мы могли бы и больше! Но время, отпущенное на все действо, не позволяло.

Мы разобрали роли по принципу «кто на кого смахивает», выучили их, дома у зеркала отрабатывали позу своей фигуры и начали репетировать. Заметьте, что участвовал весь класс, и никого не надо было уговаривать. Наоборот, все с большим удовольствием включились в творческий процесс, потому что было интересно, увлекательно и познавательно.

Наш класс с очень большим творческим потенциалом. Есть у нас певцы, обладающие прекрасным дискантом: Богданов Кирилл, Жижилев Андрей и Руденко Дима. Танцовщицы: Золотова Марта, Князева Ксения и Филипсон Эвелина. Двигаются так, что позавидует сама Волочкова! Чтецы — братья Брянцевы и Федор Перелыгин, Дима Руденко и Феликс Десятериков, Дима Гаркин и Юля Чиркова — декламируют стихи и читают текст как ведущие не хуже выпускников театрального ВУЗа. А все вместе мы — дружный творческий коллектив.
И кто это сказал, что все математики – сухари? Это явно не про нас.

Многие мои одноклассники открыли в себе таланты, о которых не подразумевали. Репетиции проходили в творческой атмосфере, мы не замечали времени, и, наверное, были счастливы. Хочу заметить, что огромная роль в создании нашего мероприятия принадлежит классному руководителю Алле Генриховне. Она была вдохновителем, организатором всех идей и воплощала их, заводя и стимулируя нас (а иногда и поругивая нас, чтобы не отвлекались и не баловались). Алла Генриховна неравнодушный, деятельный, активный человек и мы заражались её энергией.

Настал день выступления. Волновались. Одели костюмы, внутренне собрались, вошли в образ и.... поехали!...

Судя по аплодисментам – всем понравилось. Закрылся занавес... Вот и всё! Закончилось ещё одно явление в нашей жизни, которое никто из нас не забудет никогда. Пронесём через всю жизнь нами сыгранных великого Архимеда и открывшего формулу уравнения Виета, создателя координат Декарта и познавшего бином Ньютона, титана Чебышева и универсального человека Ломоносова, чудесную русалку Софью Ковалевскую и т.д. …

И разве могло в таком сплоченном коллективе получиться плохо? Равнодушных не было. Любовь к математике стала ещё сильнее, успех опьянил и появился стимул и рвение к учебе. Ведь завещал нам Гаусс: «Наука математика — царица всех наук, и мы творим и учимся в огне трудов и мук».

Но вернёмся к Формуле Успеха. Мы вывели их даже две! Пользуйтесь!!!

U – успех, X – хотение, желание, Y – усердие, Z – знания, S – способности.


Y – ученики, P – педагог, R – родители, Т – труд, U – У С П Е Х!!!

Глядя на эти формулы, делаем вывод, что успех даётся не просто! Но как хорошо быть успешными! Чего и вам желаем!!!»

А теперь сам сценарий. Только, к сожалению, пришлось убрать всю музыку из презентации (из-за большого объема). Но гиперссылки остались на слайдах. Хочу подчеркнуть еще раз – весь материал авторский, кроме двух переделанных песенок – вступительной и заключительной и стихов монтажей – мы их взяли из Интернета. С удовольствием делюсь с вами результатом нашего труда!

СЦЕНАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ (слайд 2)

На сцену выходят трое учащихся и читают вступительный монтаж (с ними 3 певца).

День необычный сегодня
Праздник к нам в школу пришёл,
А если праздник сегодня -
Это, друзья, хорошо!

Мы приветствуем гостей!
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых
Наших умненьких детей.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе

Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю и смекалку.

 И, за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов! (овации в зале)

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
ПРАЗДНИК МАТЕМАТИКИ ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Песня на мотив “Красная шапочка“ (слайд – музыку-минусовку найти в Интернете)

Если долго, долго, долго,
Если долго и упорно,
Ежедневно и задорно
Математику учить,
Сколько ты всего узнаешь,
Тайн, загадок разгадаешь,
Образованнее станешь,
Только, только не ленись.

Припев:
А-а, правила учи ты,
А-а, формулы зубри ты,
А-а, не ленись, всё повторяй,
А-а, ничего не забывай.

Ну, конечно, ну, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой трусливый,
Ничего не хочешь знать,
Не решить тебе задачи,
Не решить тебе примера,
Станет для тебя проблемой
Математику учить.

Припев:

И, наверно, верно, верно,
Заниматься очень трудно,
И мучительно, и нудно.
Только ты не отступай.
Ты иди своей дорогой
До конца с наукой в ногу,
Будет всё тебе понятно,
Интересно, так и знай.

Слово учителя: (слайд 3)

Наш юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш концерт и «бал»,
Умом своим на все «взглянуть».
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал,
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином которого познал.
Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великие творенья,
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Тебе знаком талантливый Декарт -
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.

Велик и ныне Чебышев титан,
А Софья Ковалевская — чудесная русалка!
Талант могучий им был дан,
Дана им гениальная смекалка.
Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут тысячелетья.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика — царица всех наук»,
Не зря поэтому он завещал -
Творить в огне трудов и мук.

 (слайд 4 ) (Звонит мобильный телефон у учителя, громкая связь, голос с иностранным акцентом приглашает посетить всех Лондон, музей мадам Тюссо, где открылись новые залы, посвященные великим математикам. Она с радостью соглашается.) (слайд 5)

ГРЕЧЕСКИЙ ЗАЛ

(стоят «восковые» фигуры: Пифагор, Эвклид, Архимед и Муза Геометрии)

Появляются экскурсоводы Дима и Юля. (слайд 6)

Юля

Мы находимся с вами в знаменитом музее восковых фигур мадам Тюссо.

Перед вами Великие математики Древней Греции Пифагор, Евклид, Архимед и Муза Геометрии.

Дима Подумаешь, «в греческом зале, в греческом зале...» (- ёрничает).
(Оживает Архимед)

Архимед (слайд 7 )

Мечтатели, сибиллы и пророки,
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли — вне сознания — далеко,
Туда, где светят царственные числа,
Предчувствие разоблачает тайны,
Проводником нелицемерным светит:
Едва откроется намёк случайный
Объемлет нас волшебный трепет!

Евклид (слайд 8 )

Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!
Свободные, бесплотные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумьям с вершины вдохновенья!

Дима Ну, что ты нам, старина Пифагор можешь нового сказать? Про твои ШТАНЫ итак все знают!

Пифагор (слайд 9)

Как символ вечного союза,
Как вечный символ знак простой,
Связала ты, гипотенуза,
Навеки катеты собой.

Евклид (слайд 10 )

Путей окольных избегая,
И древней истине верна,
Ты по характеру — прямая
И по обычаю точна.

Муза Геометрии (слайд 11 )

Скрывала тайну я, но скоро
Явился некий мудрый грек
И теоремой Пифагора
Меня прославил он навек.

Хранит меня безмолвно, чинно
Углов сторожевой наряд,
И копья — острые вершины
На обе стороны грозят.

Архимед (слайд 12)

И если двоечник, конфузясь,
Немеет пред твоим лицом.
Пронзит его гипотенуза
Своим отточенным копьём.

Дима Уж больно ты серьёзный!

Пифагор Веселиться и танцевать древние греки умели. Да вот смотри сам — ТАНЦУЮЩИЕ ЭВРИДИКИ.

ТАНЕЦ «ТАНЦУЮЩИЕ ЭВРИДИКИ» (сиртаки)

(слайд 13  – музыку-минусовку найти в Интернете)

ВТОРОЙ ЗАЛ

Дима Смотрите, а мы уже в следующем зале. Девица какая-то стоит простоволосая. Из славянок, видать... (слайд 14)

Юля Это – княжна Анна, внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха. Она открыла 1-ю в Европе школу для девочек. Ещё в 11 веке. Считала, что образование девочки не должно ограничиваться умением вышивать и солить огурцы. Их обучали иностранным языкам, математике, риторике и даже дипломатии.

Княжна АННА
А ещё мы отлично владели четырьмя действиями арифметики, свободно обращались с очень большими целыми числами и с очень маленькими дробями. Знали три основные меры длины, которые носили названия частей тела: малая пядь, локоть, сажень.
(Дима на себе всё это показывает)

Юля Эта девушка смогла все свои страсти, таланты и стремления направить на благо Руси, заложив один из камней в фундамент ее государственности!

 Княжна АННА

Православная церковь и русский народ возвели меня в лик святых.

(Анна уходит, появляются Виет, Декарт, Фибоначчи, Леонардо да Винчи)

(слайд 15) 

Юля Вот Франсуа Виет — основоположник символической алгебры.

Виет Вообще-то, я юрист по образованию. А какую блестящую карьеру при дворе я сделал!!! Был советником короля Генриха 3, затем сына его — Генриха 4, но в результате придворных интриг был отстранен от дел государственных и посвятил себя математике.

Дима Не известно ЧТО лучше. Кому больше повезло королям этим Генрихам или нам — потомкам.

Юля Виет четко представлял себе цель своей научной работы — разработку нового языка обобщённой арифметики и это дало возможность проводить математические исследования с недостижимой ранее глубиной.

Дима В честь Франсуа Виета назвали кратер на видимой стороне Луны. (слайд 16)

Юля Определение предмета математики дал Декарт.

Декарт К области математики относятся только те науки, в которых рассматривается либо порядок, либо мера и не существенно, будут ли это числа, фигуры, звёзды, звуки или что другое. Должна существовать некая общая наука, объясняющая всё относящееся к порядку и называться должна именем ВСЕОБЩЕЙ МАТЕМАТИКИ.

(слайд 17) ФИБОНАЧЧИ (ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ)

Юля Перед вами крупный математик средневековой Европы. Написал ряд выдающихся трактатов.

Дима А его труд « Книга абака» на практике очень пригодилась купцам в их торговом деле.

ЮЛЯ Потому что он подробно исследовал возможности применения индийских цифр.

Фибоначчи Вы не всё про меня знаете. Ещё мальчишкой я с отцом побывал в Алжире, где и начал изучать математику у арабских учителей. Я был везунчиком по жизни. Ведь Фибоначчи это прозвище, что означает «удачливый».

Дима Ну ты зашифровался!!! А как же тебя зовут по-настоящему?

Фибоначчи (с пафосом) Леонардо Пизанский.

Дима Почти Микола Питерский.

Юля Перейдем к следующей фигуре. Нет на Земле человека, который бы не знал его.

ОБА Леонардо да Винчи. (слайд 18)

Юля Выдающийся итальянский мыслитель, художник, ученый, инженер, математик, 1-й в мире архитектор-модельер 3Д. Его знаменитая Джоконда тому пример.

Дима Чего только про нее не говорили?! И завораживающая улыбка, и таинственность, и его это автопортрет... А ведь Загадка вся в том, если обойти полотно слева направо, то она … СТАРЕЕТ! Сам видел!!!

Юля Он 1-й заявил, что Земля старше, чем говорит Библия, доказал, почему небо синее. (слайд 19)

Дима Создал бронированный транспорт, колесницу с косами и даже летучий корабль. А также спасательный круг и парашют. Первый придумал аппарат, который вычерчивал эллипс – эллипсограф.

Леонардо Вы ещё не сказали про моего ВИТРУВИАНСКОГО ЧЕЛОВЕКА.

Это я рассчитал пропорции.
А ещё я был АМБИДЕКСТР.

Кто знает, что это такое? (обращается к залу) (Ответ: слайд 20)

Дима Какой Великий ЧЕЛОВЕК!!!

Юля А он был не доволен собой. Послушайте его последние слова.

Леонардо «Я оскорбил Бога и людей. Моя работа не достигла качества, которого должна была достигнуть».

Дима Как повеяло итальянским духом…

Юля Осталось только на гондоле проплыть и послушать их непревзойдённое бельканто.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЕСНЯ (слайд 21, музыку-минусовку найти в интернете)

ТРЕТИЙ ЗАЛ

Юля Мы в 18 веке
(стоят фигуры Осиповского Тимофея Федоровича, Леонарда Эйлера, Ломоносова Михаила Васильевича, Исаака Ньютона)

Дима Что-то мне не знаком этот человек. (слайд 22)

Юля Сейчас познакомишься. Это - Тимофей Федорович Осиповский. Ректор Харьковского университета, заслуженный Профессор Математики. За его заслуги в области математики, астрономии, физики, философии Высочайшим указом, ему, сыну священника, пожаловано дворянство.

Дима И за что же, интересно знать?

ОСИПОВСКИЙ Я переделал курс математики, включая прямолинейную и сферическую геометрию. Новизна и глубокое содержание обеспечили этому курсу заслуженную репутацию.

Дима За зря дворянами не становились. (слайд 23)

Юля Леонард Эйлер — швейцарец, немец, при этом великий русский математик, до него достижения в области математики были разрознены. Впервые увязал анализ, алгебру, геометрию, тригонометрию, теорию чисел в единую систему.

Дима При этом добавив немало собственных открытий. С тех пор почти вся математика преподаётся «по Эйлеру».

ЭЙЛЕР исполняет ДЕКЛАМАЦИЮ под музыку Рыбникова «Юнона и Авось»

(слайд 24 – музыку-минусовку найти в Интернете)

Ты меня на рассвете разбудишь
Спросишь, что я сделал в той жизни?
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.
В Академии служил я Российской
Что напротив Адмиралтейства.
С наградой в лавре Невской Александрийской
Похоронен с Ломоносовым рядом.
Стойкий как оловянный солдатик,
Ты швейцарец, но русский по духу.
Ты великий наш математик,
Я тебя никогда не забуду.
И качнется в немыслимой выси
Свет науки, летевший отсюда.
Я тебя никогда не увижу,
Но даст Бог, никогда не забуду.

Дима (слайд 25) Этого великого человека я знаю. Это Михаил Васильевич Ломоносов. 1-й русский ученый — естествоиспытатель мирового значения. Физик, химик, астроном, математик, термодинамик...

Юля Заложил основы науки о стекле, географ, металлург, геолог, художник, историк...

Ломоносов Да! Гордитесь мной потомки! Я — яркий пример «УНИВЕРСАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА»! А должность, знаете, какую занимал? Придворного ПОЭТА. (слайд 26)

ЧИТАЕТ СТИХИ «ОДА О ВОСШЕСТВИИ ЕЛИЗАВЕТЫ НА ПРЕСТОЛ»

Дима После русского гения — вот вам английский гений — Исаак Ньютон. Этот великий человек — светило! Сформировал теорию движения, исчисления и гравитации. (слайд 27)

Юля Был президентом королевского общества Лондона, профессор математики в Кембридже, член парламента, посвящён в рыцари.

Ньютон (слайд 28) А ещё я создал зеркальный телескоп, разложил на семь цветов радугу, проанализировал Библию и предсказал второе пришествие Христа. А ещё!!! я открыл Закон всемирного тяготения.

Дима (слайд 29) НУ кто этого не знает? Лежал ты под яблоней, яблоко упало и треснуло тебя по лбу. Я тоже такой бы закон открыл, но ты опередил...

ПЕСНЯ НЬЮТОНА (под музыку Smokie - Have You Ever Seen The Rain)

(слайд 29  – музыку-минусовку найти в Интернете)

Someone told me long ago,
That one man under the tree
He was sleep and see the sugar dream.
Fruit fell from the branches of tree,
This cognition he received for free
and he saw what’s inside the worldagree.

I want to know
Have you ever see the apple,
I want to know
Have you ever see the apple,
Falling down on my head.

Захотелось мне поспать
И на травке полежать.
Так днем мне приснился мой бином.
В другой раз в саду я спал,
Красный плод ко мне упал.
Вот везенье – есть закон мой тяготенья.

Я так хочу, чтобы те, кто стар и помоложе,
Я так хочу, чтоб меня вы не судили строже –
Платон мне друг, но истина дороже!

 Юля (слайд 30) Я знаю 7 историй связанных с этим плодом, которые потрясли весь мир (обращается к залу). А вы знаете? (Ответы: слайд 31)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАЛ

19 ВЕК (стоят фигуры Софьи Валерьевны Ковалевской, князя Андрея Григорьевича Гагарина, Николая Ивановича Лобачевского, Павла Алексеевича Некрасова, Пафнутия Львовича Чебышева)

Юля Мы в 19 веке.

Дима (слайд 32) Какая барышня приятная во всех отношениях. Позвольте с вами познакомиться. (поклон) Дмитрий Александрович, имею честь...

Юля Принято считать, что женщинам лучше даются гуманитарные науки, а мужчинам — точные. Это утверждение легко разбить. Вот – великая женщина-математик – Софья Ковалевская.

Ковалевская (поёт)

Я дочь генерала, мой дед академик,
А прадед известный всем вам астроном.

Дима Вот это гены!!! (слайд 33)

Ковалевская

Учась за границей, я доктором стала
И мной восхищались Берлин и Париж. (поёт)

Дима ДА! Ты и правда, красавица!!!

Юля Не только красотой Софьи восхищался весь мир. Она внесла огромный вклад в развитие математики во всём мире. Главным успехом в ее математических исследованиях были проведённые опыты по вращению твёрдого тела вокруг неподвижной точки.
(слайд 34) (подходят к князю Гагарину)

Юля
Вот князь Андрей Григорьевич Гагарин. Ректор Санкт-Петербургского политеха, "человек идеальной чистоты". Этот ВУЗ стал ему подлинным памятником. Его по сей день там вспоминают с признательностью и уважением. Студенты его называли «отцом родным», многим помогал материально и спасал от неприятностей.

Князь ГАГАРИН Ваш покорный слуга был председателем Особой строительной комиссии, что в значительной степени стало залогом того, что Политехнический Институт был построен так хорошо и в невероятно короткий, по сегодняшним меркам, срок – менее, чем за 2,5 года.

Дима Я знаю, что он очень любил классическую музыку.

Князь ГАГАРИН И многие мои студенты играли в мною созданном камерном ансамбле.

Юля (слайд 35) Перед нами российский математик, ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ.

Дима Мы только что его стихи учили « О, Волга! Колыбель моя…»

Юля Какая каша в твоей голове! Этот человек — яркий представитель философской математической школы, крупный специалист в области теории вероятностей, профессор математики, философ, ректор МГУ, президент Московского Математического Общества.

НЕКРАСОВ (слайд 36) Я родился в семье священника, рано осиротел. Среднее образование получил в Рязанской духовной семинарии. Поступил на физико-математический факультет Московского университета, который и окончил. Через пять лет защитил магистерскую диссертацию, которая была удостоена престижной премии имени Буняковского. А еще через три года защитил докторскую диссертацию. Я стал первым ректором МГУ будучи его выпускником!

Юля (слайд 37) А вот ещё один ректор Казанского университета — Николай Иванович Лобачевский – «Коперник геометрии».

Дима (обращаясь к залу) А вы знаете, кто там учился? (Ответ: см. слайд! 38)

Юля Этот великий математик разработал в алгебре способ приближенного решения уравнений. Развил неевклидову геометрию — гиперболическую.

ЛОБАЧЕВСКИЙ (слайд 39)

Геометрия повсюду -
Глазом только проведёшь -
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь!

Юля (слайд 40) Гордостью русской науки называют величайшего прикладного математика Пафнутия Львовича Чебышева.

ЧЕБЫШЕВ С детства я обожал музыкальные занятия и механические игрушки, сам их придумывал и мастерил. А уже будучи Профессором прикладной математики МГУ в ряду прочего создал математическую теорию синтеза механизмов.

ДИМА Убедитесь наглядно сколь разнообразны механизмы ПАФНУТИЯ ЛЬВОВИЧА! А под музыкальное сопровождение будет интереснее.

ВИДЕО «Стопоходящая машина Чебышева» (слайд 41  – видео слайд 41 ) и «ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ» (исполняется на пианино)


ПЯТЫЙ ЗАЛ

20 век (Жюль Анри Пуанкаре, Наум Яковлевич Виленкин, Андрей Николаевич Колмагоров, Владимир Игоревич Арнольд)

Дима (слайд 42) Кого я вижу?! Да это ж всё знакомые лица! Наши современники. Жюль Анри Пуанкаре.

Юля Историки причисляют Анри Пуанкаре к величайшим математикам всех времён. Он считается, наряду с Гильбертом, последним математиком-универсалом, учёным, способным охватить все математические результаты своего времени. Его перу принадлежат более 500 статей и книг.

ПУАНКАРЕ
Среди самых крупных моих достижений: Создание топологии. Качественная теория дифференциальных уравнений. Теория автоморфных функций. Разработка новых, чрезвычайно эффективных методов небесной механики. Я сумел сделать наглядную модель геометрии Лобачевского.

Дима О! А кто же не знает Наума Яковлевича? (к залу) Догадайтесь, кто это?
Даю наводку: не по всякому Науму Яковлевичу зубрили правила и задачи мы.

Юля (слайд 43) НАУМ ЯКОВЛЕВИЧ ВИЛЕНКИН — автор известных школьных учебников математики для 5 и 6 классов, которые служат нам уже более 40 лет.

ВИЛЕНКИН А ещё вы забыли про меня сказать, что это я ввел цифровую обработку сигналов. А книжки мои читали? Так прочтите! «Рассказы о множествах» и «Комбинаторика».

ОБА ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Дима Здравствуйте, Андрей Николаевич. (слайд 44)

Юля Знакомьтесь, Колмогоров Андрей Николаевич. Русский советский математик, крупнейший математик 20-го века.

ДИМА НУ, давай перечислять все его достижения. Итак: основоположник современной теории вероятности… (слайд 45)

Колмогоров Я сам продолжу… Топологии, современной геометрии, математической логики, классической механики, теории турбулентности, теории сложности алгоритмов, теории информации...

Дима Всё!!! Я больше не в силах всё это перечислять! Я итак стал ОЧЕНЬ — ПРИОЧЕНЬ умным, подкованным и всесторонне развился.

Юля (слайд 46) Молодец! А вот Владимир Игоревич Арнольд - советский и российский математик, автор работ в области топологии, теории дифференциальных уравнений, теории особенностей гладких отображений и теоретической механики. Один из крупнейших математиков XX века! 20-летним учеником Колмогорова в МГУ, доказал, что любая непрерывная функция может быть представлена в виде комбинации конечного числа функций, тем самым решив тринадцатую проблему Гильберта.

Дима А еще Владимир Игоревич Арнольд сочинил 77 задач для развития культуры детского мышления, для решения которых не требуется никаких специальных знаний, выходящих за рамки общего образования. Эту брошюру он назвал «Задачи для детей от 5 до 15 лет». Попробуйте решить эти задачи! Решение отдельных задач может оказаться непростым делом даже для профессоров!

Арнольд (слайд 47) После моей кончины обо мне скажут: «Донельзя ехидный, безумно жёсткий в споре – и безумно светлый человек…"

Юля Нельзя объять необъятное, но как не вспомнить нам сегодня о ныне живущем и здравствующем гении из Санкт-Петербурга?
Итак — Григорий Перельман. (слайд 48)
Он очень скромный человек и если мы о нем не расскажем, то он сам о себе никогда не заявит.

Дима Ещё учась в школе он побеждал во всех олимпиадах, даже международных. В ЛГУ на мат-мех факультет был принят без вступительных экзаменов. Окончил с отличием, получал Ленинскую стипендию. Работал над нерешённой тогда проблемой — гипотезой Пуанкаре.

Юля И, представляешь! В начале 1990-х доказывает ее!!!

Оба Это была СЕНСАЦИЯ!!!

Юля Но, от трех Международных премий он отказался! Включая Нобелевскую!

Дима Стать членом Российской академии наук — отказался...

Юля Ведёт замкнутый и аскетический образ жизни...

ПЕРЕЛЬМАН Моя любимая еда — хлеб, молоко и сыр.

Дима Прессу игнорирует...

Юля Вот пример человека, для которого наука выше всех премий и денег.
Он служит ей бескорыстно.

Дима Аплодисменты Перельману!!!

(слайд 49  – музыку-минусовку найти в интернете)

Современный танец «ПАППИНГ»

Учитель Спасибо экскурсоводы, вам, за интересные рассказы о математиках, а нам пора в Россию, в нашу родную гимназию.
21 век — век нано технологий, моделирования 3Д, робототехники. За прогрессом трудно успеть, но мы будем стараться. Вы, сидящие здесь, - надежда нынешнего века.

А Феликс познакомит вас с теми, кто сегодня старался устроить этот праздник.

ПЕСЕНКА ФЕЛИКСА (слайд 50 – музыка и фонограмма)

(все участники – весь класс, по очереди выходят на сцену и выносят табличку 7 Г)

Вот X, а вот Y, вот степень и корень,
а вот наш любимый софизм,
спираль Архимеда, погрешность и эллипс.
гипербола, изоморфизм.
Паскаль, Фибоначчи, Декарт, Лобачевский,
Жордан, Вейерштрассе, Фурье
и Тейлор, и Гурвиц, и Лейбниц, и Ньютон.
Коши, д’Аламбер, Дирихле.

Теорему Муавра-Лапласа мы докажем на скорость в нощи,
Пифагора штаны посчитаем! Вот уж песенку я затащил!

Арсентьев, Богданов, и Брянцев, и Брянцев,
Дементьев и Гаркин, Чиркова
и Малина Софья, и Жижелев, Прач и
Ропаев, Руденко, Сенцова,
Неверов, Романченко, Кущ. Оболонский.
Сулимин, Ху-Ху-а, Филипсон,
Дегтярёв, Перелыгин, а вот Назарчук,
Есауленко и Старченков.

А вот Марта Васильевна Золотова и Феликс Десятириков
и Максим здесь Курбатов и Дмитриев и Князева Ксюша и всё!

Вот наш маткласс, мы в гимназии Басова учимся при В Г У.
Геометрия, алгебра, физика, музыка,
русский, английский, изо,
физ-ра, информатика, Юлия Игоревна -
нам повезло, повезло!
Сейчас мы покажем, на сцену наш выход!
Скучать с нами запрещено!

Интеграл по «дэ тэ» не в границах, а по сути – в пространстве миров
нас собрал здесь на праздник науки. Математика – это наш дом!

(выходят 3 учащихся, читают последний монтаж)

О, математика, земная!
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам — мать родная
И дорожат они тобой!

Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя не меркнувшая слава
В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!

Наш праздник подошёл к концу,
И вот аккорд прощальной песни
Пусть он ворвётся в тишину,
Споемте дружно и все вместе!

(слайд 51 – музыку-минусовку найти в Интернете)

ОБЩАЯ ПЕСНЯ «О МАТЕМАТИКЕ» на мотив «Мы желаем счастья вам»

Нам без математики нельзя, 
Математика для нас важна –
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она, 
В этом зале вместе собрала.
Рады всех приветствовать мы,
И пропеть друзьям.

Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она, 
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.
Рады всех приветствовать мы,
И пропеть друзьям.