Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (69 кБ)


Цели:

  • Образовательная - формирование навыка правописания о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях, закрепление правописания о, ё, е после шипящих.
  • Развивающие - развитие навыков грамотного письма, устной и письменной речи учащихся, памяти и внимания, а также развитие умения рассуждать, ставить цели.
  • Воспитательные - развитие коммуникативных учебных действий, умение работать коллективно.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Сегодня наш необычный урок мы начнём с кроссворда.

Кроссворд

По горизонтали:

2.

К одежде за воротничок
Пришили колпачок.

4. Бабушка потчевала украинским ...

По вертикали:

1.

Низок да колюч, сладок, а не пахуч.
Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь.

3. Зубов много, а ничего не ест.

5. Большое белое облако плывёт над берёзовой ...

- С каким малым жанром устного народного творчества вы работали, разгадывая кроссворд? (загадки)

- Какие вам встретились орфограммы? (Капюшон, крыжовник... расчёска...)

- В каких ещё словах вы заметили шипящие? Выпишите слова. Выделим в них окончания. Так чем же мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте тему урока...
- Ребята, как вы думаете, от чего будет зависеть, когда мы напишем О, а когда Е?

III. Первичное усвоение новых знаний

Работа с учебником. Параграф 99, читаем правило. Делаем выводы.

1) Первичное закрепление.

Он старался не быть (невежа).

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать в данном предложении, чтобы раскрыть скобки? (Поставить существительное "невежа" в творительный падеж)

- Кого называют невежей?

Теперь вы сможете по аналогии выполнить упражнение № 556.

2) Выполнение упражнения № 556.

- Все ли слова в скобках нужно поставить в творительный падеж?

Разборы индивидуально выполняются на доске.

IV. Первичная проверка понимания

1) Друж..к, мяч..м, плюш..вый, больш..го.

- Перед вами слова, найдите слово с изучаемой орфограммой (мячом - т.к. это существительное, орфограмма в окончании)

- Какую букву надо вставить? Почему?

- Определим части речи других слов и выделим морфемы, в которых пропущена буква.

Учитель вставляет буквы в остальные пропуски.

- Проверим части речи, затем морфемы.

- Когда в суффиксах и окончаниях мы пишем  О, а когда Е? Делаем выводы.

Мы будем обращаться к данной орфограмме не только в пятом классе, но и в шестом.

3) Замените выделенные существительные на прилагательные. Запишите получившиеся слова.

  • заросли из камыша
  • куртка из замши
  • клык моржа
  • пальто из парчи

V. Первичное  закрепление

Работа в группах.

1 группа. Запишите слова, распределяя  их по группам.

Реш…тка, улиц…й, врач…м, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, горош..к, полотенц..м.

2 группа. Впишите слова в таблицу.

Реш…тка, улиц…й, врач…м, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, горош..к, полотенц..м.

Корень

Суффикс

Окончание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  группа. Найдите ошибки. Перепишите в исправленном виде.

О

Е

Ё

ш…рох

плеч…м

ж…лудь

полотенц..м

горош..к

реш…тка

врач…м

пищ…вой

стереж..т

больш…го

улиц…й

бельч…нок

 

колюч…го

свинц…вый

 

 

 

 

 

 

- С какими частями речи мы работали, выполняя это упражнение? (Делаем выводы). Стережёт - это глагол, мы помним, что окончания -ОТ у глаголов нет.

VI.  Применение изученного материала

Работа с текстом

 Птицы  которые вернулись из дальних мест, смастерили гнездышки и выстилают их пухом и ш…рсткой. А у воронихи вылупилось шесть прож..рливых птенц..в и из гнезда слышится их писк.
На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комоч..к – это зайч..нок. В овражке пропорхнет первая бабочка  будто мелькнет лимонно-ж…лтый листочек. В свеж…й зелени жужжат сторож…вые пч…лы. Над камыш…м мелководной реч…нки кружатся стрекозы. Всюду слышится ш…рох и чуж…й ш…пот.

("Практикум по русскому языку" В.Ф.Мазиловой М.: Просвещение, 1971.)

- Прочитайте текст.

- Определите тему текста, основную мысль.

- Расставьте недостающие знаки препинания.

- Выпишите слова с пропусками. Обозначьте орфограмму.

Заканчиваем это задание взаимопроверкой.

VII. Коррекция

"Четвёртый лишний".  (тест)

Перед тем, как проверить, насколько хорошо вы усвоили новую тему, давайте повторим, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в орфограмме.

1.

Восстановите ход рассуждения.

1. Определю морфему.

2. Определю часть речи.

3. Если в корне, проверю, не является ли слово исключением.

4. Если ударение падает на окончание или на суффикс, то пишу О.

5. Если в окончании или в суффиксе, проверю, куда падает ударение.

6. Если исключение, пишу букву О.

7. Если ударение не падает на окончание или на суффикс, то пишу Е.

2.

1) шалаш..м, туч..й, ш..рох, овц..й

2) пищ..вой, горчиц..й, сердц..м, плащ..м

3) ж..лтый, ш..пот, приш..л, чуж..й

4) камыш..м, чащ..ба, береж..т, творц..м

5) крюч..к, дворц..вый, груш..вый, ш..в

VIII.  Подведение итогов.

Домашнее задание - параграф 99, упражнение на выбор 557 или составить текст, используя слова с изученной орфограммой.

IX. Рефлексия.

Оцените свою работу. Выберите одно предложение.

1) Я держался молодцом.

2) Я была умницей-разумницей.

3) Я не ударил (-а)  в грязь лицом.

4) У меня не получилось стать умельцем.

Приложение.