Технологическая карта межпредметного урока (история + литература) на тему «Влияние крепостного права на персонажей поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"». 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 9


Цели урока: Рассмотреть систему «Крепостного права» России на примере поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

Образовательные

  • Рассмотреть сословия в России в XIX веке.
  • Проанализировать сословия, представленные в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
  • Исследовать особенности жизни помещиков и крестьян, анализируя текст поэмы.
  • Увидеть несовершенство системы крепостного права в России.

Развивающие

  • Создание условий для развития коммуникативных навыков, содействие развитию навыка самостоятельной познавательной активности.

Воспитательные

  • Содействие развитию культуры в процессе работы в группах, воспитанию лучших нравственных качеств, активной жизненной позиции, а также формированию патриотических чувств; воспитание толерантности.

Тип урока: Комбинированный, УУЗ.

Форма урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

Опорные понятия, термины: Пейзаж, портрет, композиция, сюжет, крепостное право, крестьянство, помещики.

Новые понятия: Деталь, ревизские сказки.

Формы контроля: Фронтальный опрос, контроль результатов работы в малых группах, индивидуальные сообщения обучающихся.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Влияние крепостного права на персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Используемое оборудование: Ноутбук, телевизор, раздаточный материал, презентация, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 8 класс, «История России», книга Н.В. Гоголя «Мертвые души», подготовленные обучающимися материалы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Подготовка к проведению урока.

Подготовка кабинета к работе в малых группах. (5 столов, на каждом из столов лежат предметы, символизирующие одного из помещиков). Раздаточный материал Приложение 1.

Обучающимся ранее выдано задание прочитать поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души», выданы индивидуальные задания мотивированным учащимся с подготовкой следующих сообщений:

  1. Система местного самоуправления в первой половине XIX в.
  2. Помещики как разновидность дворянства
  3. Крестьянство как сословие
   

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Постановка целей урока, проверка домашнего задания (вводная часть).

Используемые методы, приемы, формы: Беседа.

По результатам жеребьевки учащиеся рассаживаются за столы, где представлены предметы, символизирующие одного из помещиков

А) Книга, заложенная на 14 странице, изображение беседки с надписью «Храм уединенного размышления», сахар – Манилов
Б) Пестрядевые мешочки, картинка с изображением скотного двора – Коробочка
В) Колода карт, шашки, шарманка – Ноздрев
Г) Медведь, бревенчатая изба, надпись: «Не побеспокоил ли я вас?» – Собакевич
Д) Ключи, надпись: «Ой, баба, ой, нет» – Плюшкин

Вступительное слово учителя о взаимосвязи литературы и истории, обозначение целей и задач урока.

Учащиеся отгадывают, о каком помещике идет речь, выражают мнения в отношении взаимосвязи литературы истории, совместно с педагогом определяют цели и задачи урока. Знакомятся с планом работы на урок.

Логические, регулятивные учебные действия, целеполагание

Актуализация знаний, организация внимания учащихся, определение задач, которые необходимо решить в течение урока.

III. Изучение нового материала.

Используемые методы, приемы, формы: Фронтальный опрос.

Учитель раздает материал (листы А2, фломастеры, фотографии, клей, карандаши и пр.), объясняя задание о необходимости составления коллажа, представляющего жизнь того или иного помещика (в зависимости от группы) (опираясь на текст поэмы и представления других ребят) .

Заранее подготавливается ученик, представляющий Чичикова, в ходе путешествия по группам выясняет детали о быте и нравов каждого помещика.

Учитель предоставляет слово обучающимся с представлением докладов на темы:

1. Система местного управления в первой половине XIX в.

Учителем подводится итог, что Россия в начале XIX века оставалось державой с монархической формой правления, отсутствовали какие-либо предпосылки для проведения реформ, несмотря на наличие большого количества внутренних предпосылок, в основе системы местного самоуправлении была многочисленная бюрократия, которая иногда попадала под высшую ревизию, но уследить за всем было практически невозможно. Первая половина XIX в. не внесла существенных перемен в административно-территориальное устройство империи. Главной проблемой оставалась проблема крестьянства и крепостного права.

2. Помещики как тип дворянства

Учителем подводится итог, что в основе общественного строя первой половине XIX века был феодализм, который изживал себя, что впоследствии привело к отмене крепостного права в 1861 году, а также впоследствии к принятию «Декрета о земле» в 1917 году». Вопросы учащимся по содержанию «Декрета о земле», о причинах Февральской и Октябрьской революций. Вопрос для обсуждения: «Причины национализации хозяйства помещиков»

3. Крестьянство как сословие

Учитель акцентирует внимание на проблеме крестьянства, которое остается самым незащищенным социальным сословием в России в первой половине XIX века. Напоминает о понятии «Ревизские сказки», в случае необходимости раскрывая его смысловую основу

Доклады представляются в соответствии с ранее изученной темой

Обучающиеся составляют коллаж, отражающий особенности быта одного из помещиков (в зависимости от группы). Затем появляется ученик, представляющий Чичикова и начинает свое путешествие.

Каждая группа представляет коллаж и рассказывает о помещике, отмечая детали в описании усадьбы, обеда, характера и результат покупки «Мертвых душ» (зачитывается фрагмент диалога Чичикова с помещиком).

В момент анализа быта и нрава помещиков каждым обучающиеся заполняется опорная таблица, представленная в Приложении 2.

В Приложении 3 представлены материалы, которые должны отразить обучающиеся при анализе персонажей поэмы.

Учащиеся представляют свои доклады, участники групп задают вопросы, обсуждают в случае необходимости.

Приложение 4 – текст докладов

Обсуждение

Обсуждение

 

 

 

Обсуждение

Общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, логические учебные действия — умение устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, регулятивные— целеполагание.

Формирование у учащихся представления об образе помещиков поэмы Н.В. Гоголя, актуализация знаний о системе крепостного права России, а также сословной иерархии России первой половины XIX века/ Поиск связей, проблемы крепостничества с духовным миром человека первой половины XIX века, а также дальнейшими историческими событиями («великие реформы» Александра Первого, революции начала XX века)

IV. Подведение итогов.

Используемые методы, приемы, формы:

Беседа о взаимоотношениях крестьян и помещиков. Обсуждение смысла аферы Чичикова. Исторические прототипы.

Учитель акцентирует внимание на том, что Учет крестьян велся по документам на основе регулярных ревизий. Крестьяне, умершие в промежуток между ревизиями, до следующей ревизии по документам числились живыми. Чичиков скупал задешево таких мертвых душ, это первая часть его плана. Вторая часть – получить под заселение землю в южных губерниях (Таврической или Херсонской) . Тогда такие земли продавались практически за бесценок любому, кто готов был переселять туда крестьян.

После этого землю с крестьянами, т. е. уже полноценное (по бумагам) поместье заложить в Опекунском совете. Выплачивать обратно залог он, разумеется, не собирался, а планировал скрыться с деньгами.

Обучающиеся подводят итоги изученного, сообщая о том, что проблема крестьянства и помещичества в России нашла свое отражение в поэме Н.В.Гоголя. Отмечают, что данная проблема носила не только характер проблемы какого-то отдельного помещика или человека, но и общества первой половины XIX века в целом.

Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми душами» являются души помещиков, которые давно уже перестали мечтать о чем-то высоком, которые заботятся лишь о собственном существовании и обогащении любым способом.

Дети говорят о том, что Подлость Чичикова состояла и в том, что он намеревался заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в опекунский совет. Ведь именно на содержание сирот шли деньги, вырученные от залоговых операций. Тем самым Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных детей, и без того полуголодных и плохо одетых. Это было понятно каждому современнику Гоголя. Это важно знать и нам, чтобы понять всю безнравственность аферы Чичикова.

Личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание событий, отражаемых в поэме Н.В.Гоголя

Приход к мнению о необходимости кардинальных перемен в первой половине XIX века, необходимое не только для упорядочивания системы государственного управления, но и позитивного влияния на человека того времени, построение его внутреннего духовного мира.

V. Закрепление изученного материала, подведение итогов урока, рефлексия.

Учитель подводит итоги урока, предлагает детям определить сумели ли достигнуть поставленных целей и задач, предлагается оценить работу учителя специальными флаерами. Задается домашнее задание: Написать сочинение на тему «Влияние крепостного права на персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»».

Рефлексия, обучающиеся оценивают ход урока, принимают к сведению информацию о домашнем задании