Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения

Разделы: Иностранные языки


Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения

1. Игра

Игра универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.

Игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и сообразительность и находчивость. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета.

Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть.

2. Видео-урок

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Использование видео-уроков способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых.

3. Урок-экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными
странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

4. Урок-спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

5. Урок-праздник

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

6. Урок-интервью

Урок-интервью– это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

Игровые задания при обучении лексике на начальном этапе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight 2, 3, 4)

Учебник содержит большое количество заданий на отработку и повторение лексики. Но я пытаюсь разнообразить урок и на разных этапах работы с лексикой использую различные игровые задания.

У младших школьников преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Применение игровых приёмов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения учебного материала. Широко используя игрушки, картинки, игры можно развивать образную и ассоциативную память, при этом чёткая постановка задач общения и организация их решения способствуют развитию словесно-логической памяти. Игрушки постепенно нужно заменять картинками, это обеспечивает переход от игры к непосредственно учебной деятельности.

Введение лексики может сопровождаться игровыми моментами.

Показывая картинку или игрушку, учитель называет слово:

  • This is a dog.
  • This is a cat.
  • This is a monkey.
  • This is a mouse.

Каждое слово учитель повторяет несколько раз, чётко проговаривая звуки. После этого учитель показывает одну из названных картинок и неправильно называет животное, изображённое на ней, задавая при этом вопрос:

  • Is this a cat? Дети отвечают: No.
  • Is this a monkey? – No.
  • Is this a mouse? – Yes.

Таким образом, ещё не называя слово сами, учащиеся уже могут узнать и выделить его в ряду других слов.

Затем учитель спрашивает:

  • What’s this?

Дети отвечают на вопрос, называя показанное животное, при этом нужно отработать произнесение данного слова.

При отработке лексических единиц можно использовать следующие игры:

Игра «Что исчезло?»

Учитель раскладывает картинки или игрушки на столе, называя их по очереди, дети повторяют за ним. По команде учащиеся закрывают глаза. Учитель убирает одну игрушку или картинку, просит детей открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.

В этой игре можно использовать цветные кружочки, которые выдаются учащимся за правильный ответ. Ученик, набравший большее количество кружков, выигрывает.

Игра «Догадайся»:

1. Ученик загадывает картинку из ряда других картинок, а учащиеся по очереди пытаются угадать задуманное слово, спрашивая Is this a …?

Отгадавший ученик становится ведущим.

2. Один ученик выходит за дверь, в это время группа загадывает картинку. Вошедший ученик пытается отгадать это слово, спрашивая Is this a …?

Is it big? Is it little? Is it brown? yellow? red?

Дети хором отвечают.

При закреплении лексического материала мы разыгрываем с ребятами сценки “Shopping”, “At a café”и другие ролевые игры, где учащиеся сами играют роли продавцов, покупателей, посетителей кафе и т.д.

Упражнение на пропущенные буквы помогает повторить и закрепить уже изученную лексику, в то же время, тренируя учащихся в правильном написании слов.

Учитель пишет на доске слова, пропуская в каждом слове по 1–2 букве. Такие упражнения также предлагаются и в рабочей тетради.

Учащиеся должны догадаться, какое слово написано, какой буквы не хватает, и записать слово в тетрадь:

c…t, mo…se, m…nkey, ho…se, b…ar, h…re.

После этого можно предложить учащимся произнести каждое из этих слов по буквам (spell the word),– это очень эффективное упражнение для повторения алфавита.

Повторение изученной лексики также можно проводить в игре по командам, считая баллы за каждое задание:

  • кто придумает больше слов на определенную букву алфавита,
  • кто вспомнит больше слов на определенную тему (например, “Animals”)
  • в теме “Food”– составление рецептов разных блюд.

Во 2-м классе при закреплении тем “Colours” и “Numbers” я использую картинки-раскраски, в них цифрами отмечены части, которые нужно раскрасить в определенный цвет. Для этого нужно прочитать описание картинки на английском языке, понять, в какой цвет раскрасить.

Кроссворды помогают закрепить и повторить лексику и вызывают интерес у детей при изучении английского языка. Особенно моим ученикам нравится самостоятельное составление кроссвордов на определенную тему. После составления сетки кроссворда и вопросов к нему, они обмениваются тетрадями и разгадывают кроссворды друг друга.

КВН для учащихся 2-х классов. УМК «Enjoy English 2»

На доске вывешены листы с заданиями с номерами.

На обратной стороне листа указана тема, по которой дети должны высказаться и выполнить задания.

Получает балл та команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Тема 1. «Давайте познакомимся?»

Ответьте на вопросы:

  1. What’s your name?
  2. How old are you?
  3. Where do you live?
  4. Who are you?
  5. Nice to meet you!

Тема . «Семья».

  1. Переведите слова и фразы на анг. яз.:
    Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя.
    У меня есть…,
    А у тебя есть…?
  2. Расскажите о своей семье, используя фото или рисунки (один рассказ от каждой команды).

Тема 3. «Мой дом».

Вспомним прилагательные:

Большой – маленький, высокий – низкий, новый – старый, хороший – плохой.

Скажите по-английски:

Мой дом большой.
Мой дом не новый.
А твой дом высокий?

Тема 4. «Животные» – Конкурс капитанов.

Игроки достают из тёмного мешка игрушку-животного (не видя его). Задача капитана: сыграть роль этого персонажа и представить самого себя зрителям.

Например:

Hello! My name is Winnie. I am a bear. I am ten. I live in the forest. My house is big.

Выигрывает тот капитан, который без ошибок сыграет свою роль.

Тема 5. Конкурс грамотеев.

Образуйте множественное число существительных, переведите на англ.яз..

Командам предлагаются карточки со словами:

Два кота, четыре собаки, шесть кроликов и т.д.

Игроки должны перевести фразы. Выигрывает тот, кто правильно образует мн. число.

Тема 6. Конкурс хвастунишек.

Игроки по очереди «хвастаются» друг перед другом своими умениями. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правильных фраз с ЛГС: «I can…»

Цель конкурса: закрепить глаголы, обозначающие действие в ЛГС: «I can…»

Подведение итогов.

Презентация