Авторская разработка урока географии в 9-м классе «Алмазы России»

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Цель:  создание условий для осознания и осмысления знаний об алмазодобывающей промышленности, ее роли и значении в экономике страны.

Задачи:

 Обручающие:

  • ознакомить учащихся с особенностями алмазодобывающей промышленности России, ее значении в экономике.

Развивающие:

  • развития навыков анализа, сопоставления, развития критического мышления;
  • формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
  • овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;
  • закрепление навыков работы  в группе

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре
  • формирование  умения концентрировать внимание, рационально использовать время,
  • формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащегося;
  • помочь учащимся в профессиональной ориентации;
  • патриотическое воспитание

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: учебного сотрудничества, проблемный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал (таблицы, дополнительная информация, листы контроля), атлас «Социальная и экономическая география России»

Технологии: изучение нового материала с использованием информационных технологий,  технологии сотрудничества, технология развития критического мышления.

Технологическая карта урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

 Настрой учащихся на работу, создание благоприятных условий для  продуктивной деятельности

 Настраиваются на деятельность на уроке

 2. Целеполагание. Мотивация

-  "Природа - мать богатства, а труд его отец". У. Петти

Задание: прокомментируйте это утверждение.
Учитель:
- Перечислите трудоемкие отрасли промышленности.
- Диамант – символ твердости, несокрушимости, символ власти и  богатства. О чем идет речь?
Определите тему  урока.
- Вопрос: что хотели бы вы узнать по
этой теме?

 

Комментируют  утверждение.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь.
Составляют информационную карту урока в тетрадях.   
Один учащийся -  на интерактивной доске (при  необходимости дополняет).
Формулируют цель и задачи.

3. Актуализация знаний

 

Учитель.
- Мы изучаем промышленность нашей страны.

- Почему существует утверждение, что Россия  находится в положении полупериферии?

- Каковы перспективные направления развития экономики России на пути перехода к постиндустриальной стадии?

-  Какие отрасли экономики нашей страны являются отраслями международной специализации на данном этапе  развития?

 Отвечают на вопросы.

4. Первичное усвоение знаний

Презентация. «Алмазы России».

Сообщает дополнительную информацию о роли алмазодобычи в
структуре  экономики и валютных поступлениях в бюджет страны, проблемах и  перспективах развития.

Физкультминутка (гимнастика для  глаз)

Учащиеся воспринимают информацию. Работают в  тетради, составляют  мини-конспект.

 

 Выполняют упражнения.

5. Первичная  проверка и  закрепление знаний.

Организует деятельность обучающихся по применению  
новых знаний.

Учитель предлагает составить  диаграммы, используя  предложенные информационные источники.

- Сравните показатели  производства  продукции отраслями
горнодобывающей промышленности.

Выпишите из таблицы названия отраслей, в которых наблюдается:

  • падение производства:
  • слабые изменения:
  • увеличение производства.

 - Используя данные таблицы,  постройте столбчатые диаграммы, отражающие изменения доли алмазной промышленности в структуре экспорта России.

- Используя данные таблицы, проанализируйте объем  зарубежных инвестиций в развитие отрасли.  

Учитель.
- Какие отрасли горнодобывающей промышленности  испытывают подъем производства?

- Какую долю в экспорте составляет продукция  алмазной  отрасли?

- Что привлекает иностранные компании на российский алмазный рынок?

- Какова роль АЛРОСа на мировом алмазном рынке?

Заслушивает, корректирует ответы.

 Работают в группах. Анализируют
информационные   источники,
составляют диаграммы.
Оценивают  правильность 
составления  диаграмм.

6. Оценивание

Предлагает оценить свою работу на  уроке (самооценка) и проставить  оценку в лист контроля.
Оценивает работу учащихся.
Выставляет  итоговую оценку  за    работу на уроке.

 Дают оценку своей деятельности  на уроке, достигнутых  результатов обучения, обмениваются мнениями.

7. Домашнее задание

 Предлагает провести мини-исследование «Алмазы в моей   жизни». Вы живете на Крайнем Севере, в поселке «алмазников».

Ваши  родители  работают в  АЛРОСа. Есть ли в  вашем личном перспективном плане место АЛРОСа? 

 

8. Рефлексия

  •  «Я хорошо усвоил, что….»
  • «Меня удивило, что….»
  • «Мне пригодятся в дальнейшем
    знания о ..»