Внеклассное мероприятие по математике "Математическая игра «Зигзаг удачи»". 7-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 7


Цели игры:

  • развитие интереса к изучению математики;
  • развитие логического мышления , внимательности , сообразительности, памяти,
  • расширение кругозора и повышение интеллектуальной активности учащихся.
  • воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою игру и игру команды в целом.

Игра проводится в актовом зале школы, куда приглашаются участники и зрители. В игре принимают участие четыре команды из учащихся 7 классов (по 5 человек от каждого класса). Каждая команда придумывает оригинальное название, эмблему, девиз, связанные с математикой. В этой работе им помогают одноклассники в подготовительный период.

Оборудование: компьютер, презентация, бумага, ручки, карточки с номерами, карточки с вопросами для конкурса “Ты – мне, я – тебе”, карточки со словом “транспортир”, карточки с заданием для конкурса “Практика”, жетоны.

План игры:

Раунд 1 .“Разминка”.

  • Номер, подготовленный болельщиками в поддержку своих команд.

Раунд 2. “Поймай удачу за хвост”.

Номер, подготовленный болельщиками в поддержку своих команд.

Раунд 3. Турнир капитанов.

  • “Практика”.
  • Игра с болельщиками.
  • Номер, подготовленный болельщиками в поддержку своих команд.

Раунд 4. “Ты – мне, я – тебе”.

  • Номер, подготовленный болельщиками в поддержку своих команд.

Раунд 5. “Черный ящик”.

Подведение итогов.

Ход игры

Игра начинается с песни:

Уравнение решать, радикалы вычислять –
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься – придет к тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься!
Есть науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума предназначена она – Математика.
Это было, это вечно!

Ведущий:

Есть в математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Нам математика дает
Для победы трудностей закалку.
И шагаем с нею мы вперед
Развивая волю и смекалку.

Уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести турнир любителей прекрасной науки – математики.

Поединок судят умудренные опытом и знаниями члены жюри... (представляет членов жюри).

  • учитель математики...
  • учитель математики...
  • учитель математики...

В игре примут участие четыре команды. Они долго готовились, проработали много литературы и стали еще больше любить и знать математику, в чем мы сейчас и убедимся.

Итак, команды ( представление команд: название, девиз, эмблема)

  • 7-а класса...
  • 7-б класса...
  • 7-д класса...
  • 7-г класса...

Математическая игра “Зигзаг удачи” состоит из пяти раундов, каждый раунд завершается подведением итогов и номером, который подготовили болельщики в поддержку своих команд и оценивается 2 баллами.

Итак, наша игра начинается:

1 раунд: “Разминка”.

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем вам удачи.
За работу! В добрый час!

Каждой команде задают вопросы. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы I команде (слова на букву К)

1. Геометрическая фигура, четырехугольник. (Квадрат.)

2.1000 м = (Километр.)

3. Какая дуга вошла в историю ХХ – го века? (Курская дуга ВВО)

4. Геометрическая фигура, площадь которой вычисляется по формуле S=?R? (Круг)

5. Число, определяющее положение точки на числовой прямой (Координата.)

6. Есть у растения и уравнения. (Корень.)

Вопросы II команде (слова на букву Г)

1. Наука о свойствах фигур. (Геометрия)

2. 1/180 развёрнутого угла. (Градус)

3. Немецкий математик. (Гаусс)

4. Схема, состоящая из точек и отрезков, соединяющих эти точки. (График)

5. 0.001 кг = (грамм)

6. У куба 6 ... (граней)

Вопросы III команде (на букву Д)

1. Число, на которое делят. (Делитель.)

2. Она бывает столбчатая и круговая. (Диаграмма.)

3. Он есть у окружности. (Диаметр)

4. Она живёт в двухэтажном доме. Бывает правильная и неправильная. (Дробь.)

5. Какая школьная отметка “проживает” в Третьяковской галерее? ( Двойка. Картина Ф.П. Решетникова “Опять двойка”

6. Эта цифра – акробатка, если на голову встанет, то другой она уж станет.(Девять).

Вопросы IV команды (на букву П)

1. Равенство двух отношений. (Пропорция.)

2. Многогранник из Египта. (Пирамида).

3. Результат умножения. (Произведение.)

4. 1/100 величины... (Процент.)

5. Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр.)

6. В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин? (Прямоугольном.)

Ведущий: Итак,1-й раунд завершен. Уважаемое жюри подведите итоги. А сейчас болельщики 1 команды покажут свой номер. (Подведение итогов 1 раунда. (жюри подсчитывает баллы). В это время болельщики показывают номер, подготовленный в поддержку команды.)

2-й раунд. Поймай удачу за хвост.

Недаром ребятам смекалка дана -
Во всём и везде помогает она!

В бочке 8 заморочек. Правильный ответ – 1 балл. Среди них есть “зигзаг удачи” - красная заморочка. За нее команда получает 2 балла, не отвечая на вопрос. Время на обдумывание ответа–1 мин.

ЗАМОРОЧКА № 1.

У простого сторожа непросторный дом:
Часто в нем стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног,
И столичной ваксой чистит сто сапог.

Вместо двух непросто сосчитать все сто.
Сразу столько обуви не носил никто.
У простой стоножки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять.

Внимание, вопрос: Сколько раз повторяется число 100?

ЗАМОРОЧКА № 2.(Зигзаг удачи).

ЗАМОРОЧКА № 3.

Настольная лампа,
Зеленый диван,
Сидит на диване
Федюшин Иван.
Он пишет...
Не будем, ребята, мешать,
А только тихонько
Заглянем в тетрадь.
В тетрадке написано
Все по порядку:
“В семь двадцать встаем,
Производим зарядку.
В семь тридцать,
Умывшись холодной водой,
Застелем постель
И займемся едой.
Без четверти восемь
Дрова мы приносим.
Готовим по плану
Похлебку Вулкану —
И в класс направляемся
В восемь ноль пять”.

Внимание, вопрос: сколько времени уходит у Ивана от подъема до выхода в школу?

ЗАМОРОЧКА № 4.

В практической деятельности, при измерении и делении, человек познакомился с дробными числами раньше, чем с этими. Впервые идея о самостоятельности этих чисел встречается у математиков в Индии. В 12 веке индийский математик Бхаскара вывел правила умножения и деления: “Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество; произведение имущества на долг есть убыток. То же правило имеет место и при делении”. Тем не менее к действиям с этими числами люди относились с недоверием. “Люди их не одобряют”, - говорил Бхаскара.

Внимание, вопрос: Что это за числа?

ЗАМОРОЧКА № 5.

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между которыми 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Океан очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?

Внимание, вопрос: Через сколько времени, покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?

ЗАМОРОЧКА № 6.

Раньше - диковинка с длинным хвостом,
На каждом столе появилась потом,
Езжу на шарике, лазере, свете,
Помогу путешествовать в Интернете.

Внимание, вопрос: О чем идет речь?

ЗАМОРОЧКА № 7.

"У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим... (И.А. Крылов. "Волк и Ягненок")

И сейчас, увидев большую толпу, мы восклицаем: "Народу- тьма" или даже "Тьма- тьмущая!" В этих словах воскресает язык далеких предков.

Внимание, вопрос: О каком числе идет речь?

ЗАМОРОЧКА № 8. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня.

Внимание, вопрос: Какой же сегодня день?

Ведущий: Итак,2-й раунд завершен. Уважаемое жюри подведите итоги. А болельщики 2 команды покажут свой номер. (Подведение итогов 2 раунда. (жюри подсчитывает баллы). В это время болельщики показывают номер, подготовленный в поддержку команды.

3-й раунд. “Турнир капитанов”.

Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!

Приглашаются капитаны команд.

1. Составить как можно больше слов из слова “Транспортир”. Побеждает та команда, у которой составлено больше слов (слово – 1 балл) или составлено самое длинное слово дополнительный - 1 балл.

2. Пока капитаны решают, проводится конкурс с командами “Практика”.

Говорят, что теория без практики мертва, практика без теории глупа. Каждой команде представляется возможность доказать, что они справятся с любой задачей. (На конкурс отводится время, затраченное на игру с болельщиками).

Нужно избрать такую дорогу, чтобы сумма цифр была равна 51.

  4 2 4 5  
  1 8 1 3  
Начало 5 6 7 8 Выход
1 2 4 9

Правильный ответ:

  4 2 4 5  
  1 8 1 3  
Начало 5 6 7 8 Выход
1 2 4 9

3. Одновременно проводится “Игра с болельщиками” (болельщики могут принести дополнительные баллы своим командам. Правильный ответ жетон – 1 балл).

Сейчас для болельщиков конкурс у нас,
Они пусть покажут смекалку и класс.
Команды свои пусть поддержат хоть баллом,
Ведь им от команд отставать не пристало.

Вопросы 1 команде.

1. Высший бал в школах Татарстана. (5).

2. Треугольник, у которого все стороны равны.(Равносторонний)

3. Сколько лет спал Илья Муромец? (33).

4. Наименьшее четное число.(2).

5. Сумма углов любого треугольника. (180).

6. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9).

7. Треугольник, у которого есть прямой угол. (Прямоугольный).

Вопросы 2 команде.

1. Сколько козлят было у многодетной мамы? (7).

2. Наука о свойствах геометрических фигур. (Геометрия).

3. Треугольник, у которого боковые стороны равны. (Равнобедренный).

4. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (Радиус).

5. Соперник нолика. (Крестик).

6. Сколько раз в году встаёт солнце? (365).

7.Какого размера носит сапоги дядя Степа?(45.)

Вопросы 3 команде.

1. Знак сложения. (Плюс)

2. Сколько дециметров в 1 метре? (10 дм)

3. Какую часть числа составляет 25%? (Одну четвертую)

4. Первый месяц зимы? (Декабрь)

5. Как называется сумма длин сторон многоугольника? (Периметр)

6. Назовите самое большое натуральное число. (Не существует)

7. Сколько орехов может войти в пустой стакан? (Ни одного. Орехи не умеют ходить)

Вопросы 4 команде.

1. Сумма углов треугольника... (180 градусов)

2. Третий месяц летних каникул. (Август)

3. Сколько пьес в произведении П. И. Чайковского “Времена года”? (Двенадцать)

4. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах? (3 кг)

5. На что похожа половинка апельсина? (На свою другую половинку)

6. Сколько прямых можно провести через одну точку? (Много)

7. Выразите в минутах: 1 ч 42 мин. (102 минуты).

Ведущий: Итак,3-й раунд завершен. Уважаемое жюри подведите итоги конурса капитанов, “практикум” и игры с болельшиками. А болельщики 3 команды покажут свой номер. (Подведение итогов 3 раунда (жюри подсчитывает баллы). В это время болельщики показывают номер, подготовленный в поддержку команды.

Раунд 4. “Ты – мне, я - тебе”. (В начале конкурса проводится жеребьевка какая - команда будет задавать вопрос, какая – отвечать). Время на обдумывание ответа – 1 минута.

Приглашаются капитаны команд, 1 - 3, 2 - 4, 3 – 2, 2 - 1 .

Капитаны команд по очереди задают вопросы соперникам. Время на обдумывание вопроса – 1 мин.

Кто отвечает правильно, получает 1 балл. При ответе на вопрос команда может взять помощь своих болельщиков (помощь зала). В этом случае верный ответ оценивается 0,5 балла. Если команда и болельщики не отвечают, ответ может дать команда соперников, правильный ответ – 1 балл.

Вопросы подготовлены по следующим номинациям:

  • “математика и география”,
  • “математика и литература”,
  • “математика и искусство”,
  • “математика и информатика”,

Примерные вопросы, подготовленные участниками игры:

  • “математика и география”: В географии “ широта” и “долгота”, а в математике... (абсцисса и ордината”). В названии какого города – героя встречается число? (Севастополь).
  • “математика и литература”: Сколько рублей дал рассказчик своей гувернантке за 2 месяца работы в рассказе А.П.Чехова “Размазня”? (11 руб.). В каком произведении одним из главных персонажей является учитель математики? (Ф.Искандер “Тринадцатый подвиг Геракла”).
  • “математика и искусство”: Какими двумя нотами измеряется морской путь? (миля). Этот великий композитор увлекался математикой. Он исписывал пол стены, выполняя сложные математические вычисления. Назовите имя великого музыканта, который имел блестящие математические знания. (Моцарт).
  • “математика и информатика”: 1 Гб + 1024 Мб = ? (2Гб).Сколько бит в этом сообщении? (8 битной кодировке) (232 б).

Ведущий: Итак,4-й раунд завершен. Уважаемое жюри подведите итоги конкурса. А болельщики 4 команды покажут свой номер. (Подведение итогов 4 раунда (жюри подсчитывает баллы). В это время болельщики показывают номер, подготовленный в поддержку команды).

Раунд 5: “Черный ящик”.

Мой друг, подумай, посмотри!
Учти, ведь случай редкий!
Что в черном ящике внутри?
И дай ответ свой меткий!

Вопрос задается каждой команде. Команда должна угадать о ком идет речь.

Ведущий: Догадайтесь, о каком великом ученом идет речь.

Этот древнегреческий математик – автор первых дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Он родом из Афин, был учеником Платона, проводившего беседы со своими учениками в роще Академа , недалеко от Афин. Одним из девизов этой школы был: “Не знающие геометрии не допускаются!” Он самоотверженно любил науку и не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что “в математике нет царской дороги”. Книга, написанная им, вероятно, самая изучаемая в мире после Библии.

(Демонстрируется фотография Евклида).

Каждая команда имеет возможность получить дополнительные баллы, ответив на вопросы Евклида.

Вопросы от Евклида:

Индийцы называли его “Сунья”, арабские математики “Сифр”. Как мы называем его сейчас? (Ноль)

Это название происходит от двух латинских слов “дважды” и “секу”, буквально “рассекающиеся на две части”. О чем идет речь? (О биссектрисе).

Ведущий: Итак,5-й раунд завершен. Уважаемое жюри подведите итоги конкурса и всей математической игры.

Заключительное слово.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Пока жюри подводит итоги команды выходят на сцену. Все вместе исполним наш гимн математике.

Гимн Математике.

(Музыка Соловьёва-Седого из к\ф “Небесный тихоход”).

В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.

Припев:

Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.

Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
“Зашьём” озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.

Припев:

Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.

Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с математикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!

Припев:

Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!

И творчества муки нам интереснее сердечных мук.
Подведение итогов и награждение победителей.

Литература.

1.Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы / авт.-сост. О.В.Панишева. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Методический журнал “Математика”. Приложение к газете “1 сентября”.

3. https://urok.1sept.ru/mathematics

4. http://www.uchportal.ru/load/189