Формирование устойчивой мотивации младших школьников к естественно-научным предметам через интеграцию курсов экологии и информатики

Разделы: Информатика, Начальная школа, Экология, Дополнительное образование


Актуальность проектной идеи

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества». Внешкольная деятельность реализуется через кружковую работу, общественно-полезные практики, социальное проектирование и др. Эффективное использование таких форм работы невозможно без интеграции общего и дополнительного образования. В связи с этим дополнительное образование необходимо рассматривать как образовательную составляющую для достижения единых образовательных результатов ФГОС. Назрела проблема поиска механизмов взаимодействия и сотрудничества общего и дополнительного образования.

Дополнительное образование может многое дать школе для реализации новых стандартов: возможности интеграции, возможности построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты, уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, организация каникулярного времени детей и др.

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, дополнительному образованию необходимо пересмотреть механизмы взаимодействия с общим образованием. Для этого требуется обновление программно-методического обеспечения, при этом особое внимание следует уделить интегрированным программам, позволяющим формировать личностные и метапредметные результаты.

Процесс формирования универсальных учебных умений, а особенно - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира невозможно, если у учащегося не сформирована мотивация к обучению и познанию. Социологические исследования показали, что у большинства современных детей школьного возраста она развита плохо, и на протяжении обучения в школе происходит ее отрицательная динамика. Особое внимание формированию мотивации к обучению и познанию следует уделять уже в начальной школе.

Рассмотрев проблему развития учебной мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и проанализировав свои возможности, педагогический коллектив МБУДО «Центр внешкольной работы» Ново-Савиновского района г. Казани разработал и предлагает к рассмотрению проект «Формирование устойчивой мотивации младших школьников к естественнонаучным предметам через интеграцию курсов экологии и информатики», позволяющий организовать взаимодействие дополнительного образования со школой с целью формирования интереса детей младшего школьного возраста к предметам естественнонаучного цикла.

Сотрудничество педагогов отделов компьютерного обучения и экологического образования начиналось с проведения совместных внеклассных мероприятий. Сценарии содержали задания, для успешного выполнения которых, учащимся необходимо было использовать знания и по экологии, и по информатике.

Развитие информационных технологий и опыт работы педагогов двух отделов определили позитивную перспективу совместной учебной деятельности по программам «Игровая экология» и «Информатика». Реализация данной деятельности стала возможной благодаря наличию оснащенного компьютерного класса, разработанному информационно-методическому обеспечению, высокому профессионализму и сотворчеству педагогов естественнонаучной и технической направленности.

Представленный проект позволяет решить проблему мотивации школьников благодаря использованию межпредметных связей, что поможет формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, сделает знания практически более значимыми и применимыми.

В изменяющихся условиях образования, с появлением новых современных требований к осуществлению учебно-воспитательного процесса информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. ФГОС предполагает использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред в качестве средства формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Данный проект позволяет организовать внеурочную деятельность учащихся начальных классов, направленную на формирование устойчивого интереса к изучению экологии средствами информационных технологий.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание интегрированной образовательной среды, направленной на формирование устойчивой мотивации младших школьников к естественнонаучным предметам.

Задачи:

  1. Организация образовательного процесса по курсам естественнонаучной и технической направленности.
  2. Построение образовательной практики с учетом реализации межпредметных связей.
  3. Организация и проведение массовых мероприятий с учетом интегрированного подхода.
  4. Организация исследовательской деятельности учащихся.
  5. Развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, учебно-методического) обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  6. Разработка и сопровождение банка цифровых образовательных и информационных ресурсов.
  7. Организация взаимодействия с образовательными и общественными организациями и между участниками проекта.

Участники проекта

В реализации данного проекта принимают участие творческий коллектив педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, учащихся младшего школьного возраста, родителей.

Участники проекта

Роль в проекте

Педагоги дополнительного образования

  • разработка программно-методического обеспечения
  • организация учебно-воспитательной деятельности
  • мониторинг и диагностика результатов
  • организация взаимодействия между участниками проекта
  • планирование и реализация совместной деятельности с учителями школы
  • продвижение проекта в педагогической среде учреждений дополнительного образования

Учителя начальной школы

  • взаимодействие с педагогом дополнительного образования в области психологических и индивидуальных особенностей учащихся и классного коллектива
  • организация взаимодействия с родителями учащихся, руководством общеобразовательного учреждения
  • использование знаний, полученных учащимися в процессе реализации проекта, в учебных курсах школы
  • планирование и реализация совместной деятельности с педагогами дополнительного образования
  • участие в организации массовых мероприятий, акциях, конкурсах
  • продвижение проекта в педагогической среде общеобразовательных организаций

Родители учащихся

  • взаимодействие с педагогами дополнительного образования и учителями школы в области психологических и индивидуальных особенностей учащегося
  • оказание помощи в организации и проведении массовых мероприятий, акций, конкурсов
  • оказание помощи в материально-техническом обеспечении проекта
  • продвижение проекта в родительской среде

Учащиеся начальной школы

  • проявление инициативы, интереса, самостоятельности, познавательной активности в учебном процессе, проектной и исследовательской деятельности, при проведении мероприятий, конкурсов
  • продвижение проекта среди сверстников

Условия реализации проекта

Проект предназначен для реализации в системе дополнительного образования детей в тесном взаимодействии со школой и рассчитан на учащихся начальной школы (1-4 класс). Настоящий проект реализуется на базе Центра внешкольной работы Ново-Савиновского района г.Казани совместно с общеобразовательными школами №146 и 113.

Для успешной реализации используются кадровые и материальные ресурсы:

  • компьютерный класс;
  • учебный класс, оборудованный компьютером и мультимедиа проектором;
  • специалисты по информационным технологиям;
  • педагоги по экологии, владеющие ИКТ;
  • возможность системного обучения по двум направлениям.

Методическое обеспечение реализации проекта:

Для реализации проекта педагогическим коллективом применяется программно-методическое обеспечение:

  • Авторский коллектив под рук. А.В, Горячева, УМК «Информатика»;
  • Шпотова Т.В., авторская программа «Игровая экология»;
  • Шпотова Т.В., авторская программа «Палитра природы»;
  • Коллектив педагогов ЦВР, авторская программа «Мультимедийный эколого-этнографический проект «Дом» (2 место, Республиканский конкурс авторских программ и методических разработок эколого-биологической направленности, Республика Татарстан);
  • Коллектив педагогов ЦВР, методические рекомендации «Организация и проведение экологической олимпиады для учащихся 2-5 классов» (1 место, Республиканский конкурс методических разработок, Республика Татарстан);
  • Коллектив педагогов ЦВР, методическая разработка «Интеграция курсов «Игровая экология» и «Информатика для младших школьников»: сборник сценариев» (2 место, Всероссийский заочный конкурс методических материалов по эколого-биологическому направлению для учреждений дополнительного образования детей);
  • Коллектив педагогов ЦВР, дидактические материалы для работы в графическом редакторе Paint (3 место в Республиканском конкурсе авторских программ);
  • Коллектив педагогов ЦВР, учебное пособие – рабочая тетрадь по курсу «Игровая экология, часть 1» (2 место на Республиканском конкурсе методических разработок дополнительного образования детей);
  • Коллектив педагогов ЦВР, банк цифровых образовательных ресурсов по программам.

Основное содержание проекта: этапы и сроки реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 4 года.

Этап реализации

Курсы естественнонаучной направленности

Курсы технической направленности

Базовый

1 год

Игровая экология, ч.1

Палитра природы, ч.1

Информатика в играх и задачах, ч.1

Графический редактор PAINT

2 год

Игровая экология, ч.2

Палитра природы, ч.2

Информатика в играх и задачах, ч.2

Редактор анимации Flash, 1г/о

Комплексный

3 год

Игровая экология, ч.3

Информатика в играх и задачах, ч.3

Редактор анимации Flash, 2г/о

Проектная деятельность

4 год

 

Информатика в играх и задачах, ч.4

Мультимедийный эколого-этнографический проект «Дом»

1 этап реализации проекта – «базовый»: Начальный этап, рассчитан на 2 года обучения и предполагает формирование начальных знаний у учащихся по предметам «Экология» и «Информатика».

Для формирования мотивации на этом этапе используются как традиционные методы, уже зарекомендовавшие себя, так и нетрадиционные, активные методы и формы, побуждающие учащихся мыслить и творить, способствующие развитию самостоятельности, ответственности за свои действия по отношению к окружающему миру. В учебном процессе широко используется игровой подход. Игровая форма обусловлена возрастными особенностями детей. Дети, как и взрослые, лучше усваивают учебный материал, когда они активно вовлечены в учебный процесс. Акцент делается на эмоционально-чувственное развитие учащихся, целью которого является умение восхищаться окружающим миром, тонко чувствовать красоту и гармонию природы.

На этом этапе курсы естественнонаучной и технической направленности идут параллельно, в процессе чего учащиеся накапливают знания, формируют умения по преподаваемым курсам. Педагогами к каждому курсу разработаны мультимедийные презентации уроков. Разнообразие и качество используемого материала (фрагменты научно-популярных фильмов о природе, спутниковые снимки, макросъемка природных объектов и явлений) делает занятие более наглядным и интересным, эмоциональным.

Интеграция курсов прослеживается при проведении промежуточного компьютерного тестирования по курсу «Игровая экология» и массовых мероприятий с детьми.

Для проведения промежуточной и итоговой оценки знаний воспитанников педагогами разработаны и успешно применяются компьютерные тесты. Преимуществом компьютерного тестирования является объективность оценки, сама процедура тестирования занимает мало времени и учащийся получает результат сразу по завершению теста. <Приложение 1>

В сценарии мероприятий включаются задания, для успешного выполнения которых учащимся необходимо использовать знания и по экологии, и по информатике. Информационные технологии с одной стороны используются как средство выполнения заданий учащимися, с другой стороны, как способ моделирования игрового пространства, демонстрации вопросов, картинок и т.д.

Использование компьютера в мероприятиях позволяет педагогу общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать мероприятие более привлекательным, эмоциональным и эффективным. Разработанные сценарии были оформлены в методическую разработку «Интеграция курсов «Игровая экология» и «Информатика для младших школьников».

2 этап реализации проекта – «комплексный»: Рассчитан на 1 год и предполагает реализацию в образовательной практике межпредметных связей.

К третьему году обучения учащиеся накапливают достаточный объем знаний в области информационных технологий и приобретают навыки работы на компьютере. Педагогами Центра разработан пакет заданий по программе «Игровая экология», которые выполняются учащимися на компьютерах. Занятия по экологии проводятся в компьютерном классе, что позволяет организовать индивидуальную работу учащихся по актуализации знаний и закреплению пройденного материала с использование ИКТ. Чередование различных видов деятельности делает процесс обучения более динамичным и увлекательным.

Разработанные задания можно разделить на 3 группы:

  • Для выполнения первой группы заданий достаточно иметь пользовательские навыки владения компьютером. Выполняя задания и отвечая на вопросы, учащиеся выбирают вариант ответа, вводят слова или фразы, указывают на рисунке нужный объект, перетаскивают объекты и накладывают их друг на друга. <Приложение 2>

  • Вторая группа – это задания, для выполнения которых необходимы навыки работы в простейшем графическом редакторе. Данные задания выполняются учащимися на занятиях экологии. Контроль выполнения этих заданий осуществляет педагог по экологии, владеющий информационными технологиями.

  • В третью группу входят интегрированные задания для закрепления тем по экологии и информатике. Эти задания, предполагают специальные знания редактора анимации. Выполняются они на занятиях информатики, а затем проверяются и обсуждаются на занятиях экологии. <Приложение 3>

Например, после изучения темы «Границы биосферы» на занятиях информатики учащиеся создают анимированную схему строения биосферы, используя знания редактора анимации. Готовые работы просматриваются на следующем занятии по экологии, проверяется правильность расположения живых существ.

Для проведения промежуточной и итоговой оценки знаний воспитанников педагоги также, как и на «базовом» этапе, используют компьютерное тестирование.

Используя возможности компьютера, на занятиях информатики, учащиеся создают творческие проекты (компьютерные анимации, рисунки, мультимедийные презентации), темы которых тесно связаны с экологией. Это мультфильмы, иллюстрации сказок о животных, изображения объектов природы, пейзажи. <Приложение 4>

3 этап - «проектная деятельность»: На этом этапе реализуется интегрированная программа «Мультимедийный эколого-этнографический проект «Дом», которая объединяет два направления - экологическое и научно-техническое.

В основе проекта «Дом» лежит ключевой объект, в данном случае – животные. Он диктует темы образовательных циклов и всех мероприятий проекта: программа по экологии, программа редактора презентаций, чтение сказок, театр, литературное творчество, художественное творчество, исследовательская работа, фестиваль сказок, конференция.

Проект носит название эколого-этнографический, так как ряд занятий посвящен знакомству детей с этнографией – особенностями творчества разных народов, проявляющимися в легендах и сказаниях.

Первый этап курса по экологии начинается с чтения сказок русского и татарского народов, сказок народов мира о животных. Выбор сказочного начала проекта обусловлен, как возрастом детей, так и тем, что главными героями народных сказок часто бывают животные, обитающие, как правило, в тех же природных условиях, в которых жили сочинители сказок. Чтение сказок чередуются обучением детей умению рассказывать сказки, постановкой спектаклей и литературным творчеством самих детей.

Занятия по информатике на первом этапе посвящены освоению основных приемов работы в редакторе презентаций «Power Point». С помощью графических редакторов изученных ранее учащиеся выпускают афишу к «Фестивалю сказок» и пригласительные билеты для зрителей.

Первый этап работы по проекту заканчивается «Фестивалем сказок».

В проекте большое место уделяется исследовательской работе детей. Задачей этого направления является обучение детей основам исследовательской деятельности: умению работать с различными источниками информации, классифицировать, обобщать разрозненные сведения, умению формулировать общие положения, представлять результаты своих исследований в виде доклада на конференции.

Необходимой составной частью данной программы является курс «Редактор презентаций «Power Point». Возможности данного редактора позволяют детям оформить свою исследовательскую работу в виде мультимедийной презентации.

Итогом работы по интегрированной программе «Мультимедийный эколого-этнографический проект «Дом» является практическая конференция, на которой учащиеся докладывают о результатах своих исследований, используя созданную ими презентацию.

На мероприятия приглашаются родители, педагоги, гости. Наличие внешней оценки значительно усиливает воспитательный эффект в том смысле, что приходит осознание значимости происходящего, осознание того, что усилия, прикладываемые к выполнению эффектных проектов, не были напрасны не только для самих воспитанников, но и для их близких.

На всех этапах проекта особое внимание уделяется участию учащихся в массовых мероприятиях, конкурсах, акциях, что позволяет поддерживать их интерес к познавательной, творческой, исследовательской, интеллектуальной деятельности. Одним из мероприятий, в котором наши учащиеся традиционно показывают высокие результаты, является организованная в рамках проекта «Открытая экологическая олимпиада для учащихся 2-5 классов». Она стала своеобразной площадкой, которая дает возможность диагностирования деятельности кружков, факультативов с целью определения уровня экологических знаний младших школьников, а также обмена опытом педагогов города и республики.

Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности проекта

Ожидаемыми результатами проекта являются:

  • повышение уровня учебной мотивации учащихся, активное их участие в проектной, творческой деятельности;
  • повышение уровня учебных достижений, развитие логического мышления учащихся, их творческой и познавательной активности;
  • формирование у учащихся навыков исследовательской работы, использования возможностей информационных коммуникационных технологий;
  • успешное участие и победы учащихся в муниципальных, республиканских и российских конкурсах, олимпиадах;
  • разработанный учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию проекта;
  • реализация сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями.

Перспективы проекта

Внедрение проекта и его распространение на другие уровни позволит:

  • формировать универсальные учебные действия учащихся,
  • способствовать достижению метапредметных результатов, требуемых ФГОС,
  • расширить спектр предметов, преподаваемых в общеобразовательном учреждении в начальной школе,
  • расширить формы взаимодействия дополнительного и общего образования,
  • использовать материальную базу и кадровый потенциал учреждений дополнительного образования для решения задач ФГОС.

Приожение 5