Применение технологии портфолио в УДО как эффективной формы оценивания образовательных и профессиональных достижений обучающихся и педагогов

Разделы: Общепедагогические технологии, Дополнительное образование


В современном образовании портфолио рассматривается как один из основных образовательных трендов, идея портфолио выступает существенным элементом модернизации образования во всем мире. Первоначально портфолио активно применялось в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

Однако в последнее десятилетие портфолио активно используется и в российской системе образования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» технология портфолио рассматривается в качестве перспективной технологии оценивания, в том числе, ставится задача «отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы», а также совершенствовать систему аттестации педагогических кадров посредством применения технологии портфолио.

Сегодня становится очевидным, что при оценивании образовательных или профессиональных достижений сравнивать субъект оценивания необходимо не с уровнем достижений других субъектов, а с собственными ранее достигнутыми результатами. Реализовать подобный подход позволяет технология «Портфолио».

В МАУ ДО ЦДТ «Шанс» г.Перми технология портфолио была внедрена в образовательный процесс и активно используется с 2005 года.

В широком смысле слова под портфолио нами понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений субъекта в определенный период его обучения, деятельности.

Основной целью применения портфолио как технологии аутентичного оценивания является создание оптимальных условий для развития способностей у авторов портфолио анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами, и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Все это составляет сущность самонаправляемой деятельности, самомотивированного личностного совершенствования, то есть развития именно тех качеств, которые требуются сегодня от человека в реальных трудовых ситуациях.

При использовании портфолио в центр внимания ставится концепция прогресса, центральными являются процессы совершенствования результатов обучения, профессиональной деятельности. Это предоставляет учащимся и педагогам с разными уровнями сформированности компетенций возможность получать положительную оценку (признание) собственного личностного роста.

Первоначально технология портфолио в ЦДТ «Шанс» была внедрена и успешно апробирована в форме «Дневника моего творческого роста» в условиях реализации инновационной программы деятельности «Развитие творческого потенциала детей и педагогического коллектива в Центре «Шанс».

«Дневник моего творческого роста» представляет собой одну из форм отражения личностного портфолио обучающегося учреждения дополнительного образования. С его помощью младшие школьники, подростки совместно с педагогом, психологом, родителями, сверстниками осуществляют рефлексивный анализ происходящих с ними разнообразных изменений в процессе творческой деятельности в том или ином детском объединении. Эти изменения связаны, прежде всего, с развитием творческого потенциала личности, а также с формированием готовности личности к развитию собственного творческого потенциала.

Заполнение отдельных страничек Дневника, специальным образом структурированных, позволяет как детям, так и педагогам качественно оценить уровень сформированности четырех основных компонентов готовности воспитанника УДО к развитию собственного творческого потенциала:

  • мотивационного – рубрики в Дневнике: «Страница настроения», «Что я делаю с удовольствием?», «Расправляю крылья...», «Беру курс на...»;
  • познавательного (знания о себе и окружающей действительности; знание о феномене «творчество»; знание о способах общения с людьми; знание о саморегуляции) – рубрики «Мой паспорт», «Кто Я, какой Я?», «Я о друзьях, друзья обо мне», «Семья о моих увлечениях»;
  • деятельностного (практические умения конструктивно общаться, эффективно включаться в различные виды деятельности) – рубрики «Что я делаю с удовольствием?», «Создание шедевров»;
  • оценочного (способность к рефлексии, к оцениванию своей и чужой деятельности, умение анализировать) – рубрики Дневника: «Что меня радует, мои достижения», «Что оказалось самым трудным», «Если бы я был педагогом...», «Педагогические странички».

Важно обратить внимание на то, что основная цель работы с материалами Дневника творческого роста – создание ситуации успеха в образовательном процессе УДО, наиболее оптимальных условий для развития творческого потенциала воспитанника. Использование материалов Дневника на практике позволяет установить позитивные отношения между субъектами образовательного процесса, создать благоприятные условия для запуска и активизации внутренних механизмов раскрытия потенциальных возможностей личности.

Следующим этапом в применении технологии портфолио в ЦДТ «Шанс» стало проведение первого конкурса портфолио педагогических работников ЦДТ «Шанс» «Портфель твоего успеха».

Переход учреждений дополнительного образования в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности педагога, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присваиваемая или подтверждаемая в современных условиях экспертным анализом и заключением портфолио педагога в процессе аттестации [3].

Технология портфолио на этапе подготовки педагога дополнительного образования к аттестации позволяет наряду с анализом и самоанализом педагогической деятельности презентовать творческий опыт и расширить границы личностного и профессионального взаимодействия и сотрудничества.

С учетом современных требований к аттестации педагогов нами была сформулирована основная цель ведения портфолио, а именно – стимулирование роста профессиональной компетентности педагога, развитие умения объективно оценивать и эффектно презентовать результаты своей общеобразовательной деятельности. Портфолио составляется с целью самооценки и оценки значимых профессиональных результатов деятельности педагога, обеспечения мониторинга его профессионального роста.

Профессиональное портфолио педагога – динамичная коллекция, содержащая постоянно обновляемые данные о профессиональных достижениях педагога. Портфолио педагога дополнительного образования – собрание материалов, подтверждающих результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Основными задачами проведения первого конкурса портфолио педагогов в ЦДТ «Шанс» стали следующие:

  • отбор и систематизация педагогами материалов профессиональных достижений;
  • выявление наиболее ценного опыта, накопленного педагогами;
  • стимулирование и поощрение профессионально-творческой деятельности педагогов.

По результатам проведения первого конкурса портфолио педагогических работников (педагогов, методистов, руководителей структурных подразделений) в ЦДТ «Шанс» можно сделать следующие заключения.

На конкурс было представлено 8 портфолио наиболее мотивированных на профессиональное саморазвитие педагогов, и как следствие, мотивированных на презентацию результатов своей педагогической деятельности в актуальной и инновационной форме. Все портфолио были оформлены в соответствии с примерной структурой, представленной в Приложении 1.

Поскольку оценка конкурсных портфолио состояла из 2 компонентов (оценка собственно самого портфолио и оценка публичной презентации портфолио – табл.), то и возникшие в ходе процедуры оценки жюри конкурса рекомендации, рефлексивные суждения также условно можно разделить на 2 группы.

Таблица 1. Критерии оценки портфолио педагогических работников ЦДТ «Шанс» в рамках проведения конкурсного испытания

Критерии оценки самого портфолио

Критерии оценки публичной презентации портфолио

1. Логичность и последовательность изложения (до 5 баллов)

1. Оптимальное коммуникативное представление материалов портфолио (убедительность, логичность, ясность, четкость речи) (до 10 баллов)

2. Оптимальное обеспечение портфолио ресурсами (вдумчивое, логичное представление материалов) (до 10 баллов)

2. Оригинальность презентации портфолио (до 10 баллов)

3. Демонстрация профессионального роста и развития (до 5 баллов)

 

4. Реалитичность в самооценке своих профессиональных способностей (до 10 баллов)

 

5. Ценность представляемого материала (до 10 баллов)

 

Первая группа – это рефлексивно-оценочные суждения относительно качества самих портфолио. Все представленные на конкурс портфолио были сконструированы в соответствии с принципами логичности и последовательности изложения, демонстрировали профессиональный рост и развитие автора портфолио. По данным критериям все участники конкурса получили в основном максимально высокое количество баллов.

Отрадно было зафиксировать тот факт, что уровень реалистичности в самооценке своих профессиональных достижений у большинства участников конкурса адекватный! То есть, педагоги системно представляют результаты своей профессиональной деятельности, видят и умеют описать наиболее значимые из них, а также конструктивно формулируют перспективы собственного творческого роста.

Однако по таким критериям оценки, как оптимальное обеспечение портфолио ресурсами и практическая ценность представленного материала, суждения жюри конкурса были достаточно критичными по следующим причинам:

  1. Часто объем портфолио был чрезмерно «раздут», иногда составляя 2 тома, до 100 страниц текста и иллюстраций! В дальнейшей работе над портфолио этого необходимо избегать, поскольку в качественном портфолио главное – не объем, а уровень и ценность демонстрируемых результатов деятельности, логично оформленных в порядке убывания значимости, а также сопровождаемых краткими комментариями автора под (или над) каждым дипломом, сертификатом.

Это же правило необходимо соблюдать и при наполнении портфолио методическими материалами. Важен не столько сам материал, как его краткое аналитико-рефлексивное описание и отзывы различных участников образовательного процесса о результатах применения.

  1. Другая крайность состояла в том, что автор портфолио ограничивался только перечнем собственных профессиональных достижений (так называемое портфолио сертификатов и отзывов), уделяя незначительное внимание методической части своей деятельности. В результате снижалась практическая ценность портфолио, поскольку из него трудно было извлечь нужные для других педагогов методические материалы для использования на практике и ее совершенствования. Ведь смысл портфолио – не только «показать себя», но и «предоставить возможность для развития другим».

Следовательно, необходимо сделать вывод о безусловной значимости достижения таких задач в работе над портфолио, как:

  • оптимальная систематизация учебных материалов для демонстрации работодателю;
  • демонстрация достижений менее опытным коллегам;
  • представление в портфолио инновационных способов организации того или иного учебного курса;
  • способствование расширению методического диапазона образовательного учреждения.

Вторая группа рефлексивно-оценочных суждений связана с качеством публичной презентации портфолио. Презентации портфолио проходили в торжественной и волнующей для участников конкурса атмосфере, пронизанной творчеством и профессиональной значимостью.

Оценка презентаций основывалась на двух критериях: оптимальное коммуникативное представление материалов портфолио и оригинальность презентации. Главное, что необходимо отметить, всем участникам такого рода конкурсов необходимо очень ответственно отнестись к подготовке презентации в соответствии с хорошо известными правилами публичного выступления, наиболее существенные из которых для данного конкурса следующие:

  • сопровождение устной презентации мультимедиа презентацией с оптимальным количеством слайдов (не более 7) и оптимальным наполнением данных слайдов (желательно не перегружать слайды информацией, акцентируя внимание слушателей на главном);
  • жесткое регламентирование времени презентации;
  • оптимальное сочетание самопрезентации (личное выступление) с выступлениями воспитанников, рецензентов – не должно быть доминирования одного из данных элементов;
  • применение креативного подхода к презентации;
  • убедительность, логичность, ясность, четкость речи.

Несмотря на обозначенные выше замечания, важно заключить – первый конкурс портфолио педагогических работников в ЦДТ «Шанс» был проведен на высоком организационном и методически значимом уровне, благодаря конкурсу было привлечено внимание педагогов к опыту коллег, систематизированы и презентованы уникальные образовательные разработки педагогов, отмечены и поощрены наиболее значимые результаты профессионально-творческой деятельности педагогов – участников конкурса.

Вслед за конкурсом портфолио педагогов состоялся конкурс портфолио обучающихся в ЦДТ «Шанс».

Портфолио обучающегося – целеустремленное собрание работ, продуктов деятельности, показывающих усилия ребенка, его развитие, успехи и достижения в освоении образовательных программ. Также портфолио обучающегося можно рассматривать как комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки [4].

Основной смысл работы обучающегося над собственным портфолио – «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Создавая портфолио, учащийся получает возможность рефлексии динамики и направленности личностного развития в процессе образовательной деятельности. При этом педагоги выполняют новую роль, они становятся наставниками и консультантами, а учащиеся в дополнение к роли «деятелей» приобретают роль «оценивающих самих себя».

Цель проведения первого конкурса портфолио обучающихся – апробирование формы аутентичного оценивания образовательных достижений воспитанников в ЦДТ «Шанс».

Основные задачи конкурса:

  • отбор и систематизация материалов, демонстрирующих образовательные достижения учащихся, в форме портфолио;
  • выявление наиболее значимых образовательных достижений обучающихся;
  • стимулирование и поощрение творческой деятельности обучающихся;
  • формирование умений самопрезентации.

В конкурсе приняли участие обучающиеся в детских объединениях ЦДТ «Шанс» в возрасте 11-17 лет. На конкурс было представлено 6 портфолио воспитанников из пяти клубов Центра.

Материалы портфолио были представлены в виде папки, оформленной как на бумажных, так и на электронных носителях, на усмотрение конкурсантов.

I конкурс портфолио обучающихся проходил в 2 этапа: экспертно-оценочный и презентационный. В рамках конкурса были созданы оптимальные условия для развития у участников следующих ключевых образовательных компетенций:

  • компетенции системного анализа собственной образовательной деятельности,
  • компетенции самопрезентации личностных и социально-значимых результатов деятельности,
  • компетенции самосовершенствования и самореализации.

Все конкурсанты ответственно отнеслись как к процедуре формирования своего портфолио, так и к презентации наиболее значимых результатов собственной деятельности. Портфолио были структурированы в 2 основных формах: папки-копилки образовательных достижений и веб-страницы.

Необходимо заметить, что в конкурсе приняли участие наиболее мотивированные на личностное саморазвитие обучающиеся, и, как следствие, на презентацию результатов своей образовательной и социально ориентированной деятельности в предложенной инновационной форме «портфолио».

По традиции оценка конкурсных портфолио состояла их двух компонентов: оценка собственно самого портфолио и оценка его публичной презентации.

Что касается оформления и содержания самих портфолио, то главный вывод, который можно сделать после знакомства с ними, это высокое качество оформления материалов. Все участники постарались привести свои портфолио в соответствие с требованиями, обозначенными в положении о конкурсе.

Представленные на конкурс портфолио были сконструированы в соответствии с принципами логичности и последовательности изложения, самостоятельности в работе над портфолио; демонстрировали уровень образовательных достижений обучающихся. По данным критериям все участники конкурса получили высокое количество баллов.

Однако, в процессе анализа материалов портфолио, жюри конкурса обратило внимание на значительное количество орфографических и грамматических ошибок, допускаемых участниками конкурса в процессе систематизации уникального образовательного опыта. В связи с этим хотелось бы обратить внимание педагогов, методистов, курирующих данную деятельность, на необходимость технической проверки оформленных «портфелей».

Также два портфолио были представлены в виде веб-страниц, что, с одной стороны, очень современно и актуально, но, с другой стороны, ограничило творчество участников конкурса и виды отбираемых материалов, поскольку макет веб-страницы изначально был сконструирован за них и предложен как данность, что недопустимо в такого рода конкурсах. Ведь конкурс портфолио – это творчество и системная рефлексия самого обучающегося, вне заданных взрослыми параметров (за исключением положения о конкурсе).

Помимо качества оформления портфолио значительный вес представляли такие критерии оценки, как ценность демонстрируемых образовательных результатов деятельности воспитанников, уровень креативности, проявленный воспитанником в процессе создания портфолио, и степень обоснованности материала, доказательности выводов и заключений. И здесь оценки жюри были не такими однозначно высокими.

Позитивные характеристики и отклики получили те портфолио, в которых были представлены разноаспектные результаты образовательной деятельности. Например, результаты участия в разных видах деятельности (школьной, внешкольной, клубной и т.д.), продемонстрированы разные стороны развития личности, обозначены перспективы своего дальнейшего развития.

Завершилась работа над портфолио публичной презентацией собранных материалов. В большей степени в презентациях был отражен критерий оригинальности, креативного подхода. В некоторых случаях даже чрезмерно, поскольку помимо креативного показа, чтения стихов, театральных миниатюр, важен еще и краткий комментарий автора портфолио к систематизированным результатам своей деятельности.

Также, в большинстве публичных презентаций, была видна собственная позиция обучающихся относительно представленных работ. А вот оптимальное коммуникативное представление материалов оставляло желать лучшего. Видимо, участникам помешало волнение и отсутствие опыта таких презентаций. Важно многократно репетировать публичные презентации портфолио, отрабатывая четкость, громкость, логичность речи, мимику, пантомимику, тип взаимодействия со зрителями.

Наиболее качественное мультимедийное сопровождение презентации содержало оптимальное количество слайдов, не было перегружено информацией, отражало наиболее значимые результаты творческой деятельности.

В целом отрадно подчеркнуть, что в рамках конкурса портфолио обучающихся были представлены результаты долговременной деятельности обучающихся в одном профильном направлении, что свидетельствует о системном характере творческих интересов воспитанников и профессиональном мастерстве их педагогов, которые смогли создать мотивирующую, комфортную атмосферу в детском объединении, в полной мере способствующую социально-личностному развитию.

Таким образом, успешно апробированная в ЦЦТ «Шанс» технология портфолио в разнообразных формах в полной мере может быть использована в условиях дополнительного образования как эффективная технология презентации, оценки и самооценки образовательных, профессиональных достижений субъектов образовательного процесса – обучающихся и педагогов.

Приложение

Литература:

  1. Методические рекомендации педагогам УДО по использованию портфолио как способа оценки индивидуальных достижений воспитанников / МАУ ДО «Центр дет. творчества «Шанс»; Сост. Ратт Т.А. Пермь: ЦДТ «Шанс», 2014. 12 с.
  2. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога / С.А. Копылова // Практика административной работы. 2006. № 8. С. 31-33.
  3. Макарова Т.Н. Презентация портфолио как одна из форм проведения экспертизы педагогических работников (разделы, содержание портфолио, процедура презентации) / Т.Н. Макарова, В.А. Макаров // Завуч. 2005. № 4. С. 101-111.
  4. Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова Т.В. М.: Глобус, 2006. 128 с.
  5. Технология портфолио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.infourok.ru.

11.05.2017