Урок окружающего мира на тему "Уроки вежливости"

Разделы: Начальная школа


Процессы обучения и воспитания школьников тесно взаимосвязаны. На уроках окружающего мира и во внеурочное время дети знакомятся с правилами этикета, правилами вежливости. Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. Вежливость – это ценное качество, обязательное для всех. Никакие беседы и статьи не помогут, если сам человек не захочет стать воспитанным. Воспитанность – это такое качество, которое появляется в результате работы человека над собой. В.А. Сухомлинский писал: «Поставь над тобой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Процесс воспитания культуры поведения — долгий процесс, требующий тренировки в правильном поведении, до тех пор пока это не станет привычкой. Чем чаще мы повторяем правильные действия и поступки, тем меньше усилий они требуют от нас, тем естественнее, непринуждённее, красивее становится наше поведение. Правильно говорят, что привычка – это вторая натура. Прочные, устойчивые привычки – третье обязательное условие воспитанности. В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Цели урока:

Предметные:

  • Познакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов, используемых в различных жизненных ситуациях;
  • дать понятие «культура поведения».

Метапредметные:

  • Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
  • продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;
  • развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.

Личностные:

  1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;
  2. развивать внутреннюю культуру детей, воспитание чувства собственного достоинства, эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;
  3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.

Оборудование: Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс (часть 2), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, часть 2; тесты «Окружающий мир» 2 класс, конверт с текстом клятвы, компьютер, фильм «Правила вежливости» – Приложение.

Ход урока

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок,
Начался урок!

– Доброе утро, ребята! Желаю всем вам хорошего настроения и приятного дня.

2. Постановка проблемы.

– Каждое утро мы проходим по коридорам нашего лицея, поднимаемся по ступеням на наш третий этаж, всюду нас приветствуют опрятно одетые дежурные ученики нашего лицея, приветствуют нас, желают нам приятного дня. Что вы чувствуете при этом?

– Что вы можете сказать об этих ребятах?

– Ребята, как вы думаете, с каким человеком вам приятно общаться?

– Вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан.

– Какого человека можно назвать вежливым?

– Какое волшебство совершают вежливые слова?

– Это обычные, простые, полезные и добрые слова. Они делают нашу речь приятной, доброй, тёплой.

– Кто из вас догадался, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

– Сегодня мы познакомимся с правилами вежливости.

– А какие вежливые слова вы знаете? (Здравствуйте, до свидания, спасибо).

– Часто ли вы слышите эти слова в жизни?

– Часто ли вы их произносите?

– Ребята, а может эти слова произносить злой человек?

– Послушайте вредные советы Г.Остера и скажите, как правильно поступить в данной ситуации.

1) Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

– Согласны вы с этим советом?

2) Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

– А с этим советом вы согласны?

– Какой человек способен произносит вежливые слова?

– Кто, по-вашему, добрый человек?

– Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

– Правильно, ребята, необходимо быть вежливым, воспитанным, образованным человеком. Весь секрет в том, что только к вежливому, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

– Ребята, слышали ли вы слово «этикет»?

– Что такое этикет?

– Правила культурного поведения – это этикет. Этикет – это правила поведения человека среди других людей. Этикет соблюдают вежливые люди. Вежливый человек, знает и соблюдает правила культуры поведения. Вежливые слова по — другому можно называть волшебными. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны быть разумными, ясными, такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.

3. Фильм «Правила вежливости».

– Сейчас я предлагаю вам отправиться на урок доброты и вежливости к тётушке Сове. Внимательно посмотрите фильм и запомните правила вежливости.( демонстрация фильма «Правила вежливости», автор: Очиева Р.А.)

  • – Назовите вежливые слова – приветствия. ( Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер).
  • – Назовите вежливые слова — пожелания. (Всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути).
  • – Назовите вежливые слова — просьбы. (Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас).
  • – Назовите волшебные слова для прощания. (До свидания, до скорой встречи, прощайте).

Вывод : вежливый человек — это добрый человек.

4. Рефлексия. Игра “Словарь вежливых слов” (договори словечко).

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого ... (СПАСИБО).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь ... (ДОБРЫЙ ДЕНЬ).

Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы... (СПАСИБО).

Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ...(ЗДРАВСТВУЙТЕ).

И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ...(ДО СВИДАНИЯ).

– Как появилось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси вас Бог!»

«Спаси Бог » превратилось в короткое «спасибо».

Как появилось слово «благодарю»?

Оно состоит из двух частей – благо и дарю.

«Благо», или по – старинному «болого», означало «хорошо», «добро», т. е. все доброе и служащее нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово «благодарю».

5. Назовите слова вежливости.

(Работа в рабочих тетрадях) с. 34

6. Физкультминутка.

7. Игра “Вежливо-невежливо”.

– Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки. Я предлагаю поиграть в игру «Вежливо — невежливо». Если я буду читать о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если буду читать о невежливым поступке – сидите тихо.

  • Поздороваться при встрече
  • Толкнуть и не извиниться
  • Свистеть, кричать, шуметь в школе.
  • Уступить место старшим.
  • Не вставать на обращение учителя.
  • Помочь подняться по лестнице.
  • Попрощаться уходя.

8. Тесты.

(Окружающий мир. Тесты. 2 класс. с. 56)

9. Задание от от тётушки Совы.

(дети достают из конвертиков текст клятвы и читают вслух)

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту
Клянемся добрыми мы быть.

– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь!

10. Подведение итогов.

– Что нового узнали на уроке?

– Какого человека можно назвать вежливым?

– Чтобы стать вежливым, нужно выучить волшебные слова, почаще использовать их в своей и совершать правильные поступки. Это требует от каждого из вас определённых усилий. Чем чаще мы чаще мы будем произносить вежливые слова, тем красивее становится наше поведение. Правильно говорят, что привычка – это вторая натура. Но самое главное правило, которое вы должны запомнить – необходимость уважительного отношения к другим.

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.

Почаще используйте в своей речи вежливые слова, они способны совершать чудеса, изменить окружающий мир.