Методическая разработка урока по теме "Начало объединения русских земель вокруг Москвы". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Педагогические цели:

  • Образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о политической системе Руси в XIV в., определить причины возвышения Москвы и превращения её в центр объединения Руси, уяснить, что главной причиной этого являлась рациональная политика московских князей;
  • Воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
  • Развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

УУД:

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира;
  • уважение к культуре своего и других народов;
  • толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные:

  • сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, составлять,формировать и обосновывать выводы);
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

Предметные:

  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • формировать способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Повторение: Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Новые знания: Правление Ивана Калиты. Удельно-вотчиная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Куликовская битва.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта:Иерархия, рубеж, предпосылки. удельно-вотчинная система, удельные княжества,духовная грамота.

Работа с исторической картой: показать на карте «Русь в XIV – первой половине XV в.» великие княжества Северо-Восточной Руси, границу Московского княжества к 1340 г.

Основные персоналии: Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, хан Узбек, Мамай, Сергий Радонежский, митрополит Алексий, Дмитрий Донской.

Основные даты: 1325–1340 гг. – правление Ивана Калиты, 1327 г. – восстание в Твери, 1339- утверждение наследственного права княжеской династии, 1363-1379 – Дмитрий Донской, 1354-1378 – митрополит Алексий, 1375 – договор между Москвой и Тверью, 1378 – битва на реке Воже, 1380 – Куликовская битва,1354-1392 – Сергий Радонежский,1382 – поход хана Тахтамыша.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Средних веков: образование централизованных государств в Западной Европе.

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник: И.Л. Андреев, И.Н. Федоров История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс – Москва: «Дрофа», 2016.
  2. И.Н. Федоров, С.А. Федорова Технологические карты уроков к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Федорова. – Москва: «Дрофа», 2016.
  3. Презентация «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» videouroki.net – ООО «Компэду», 2014.
  4. Презентация «Куликовская битва» (у автора).

Наглядность, ТСО: настенные карты, компьютер, медиа проектор:

  1. Карта «Русь в XIV – первой половине XV в.»;
  2. Таблица «Предпосылки и причины объединения русских земель»;
  3. Таблица «Борьба Москвы и Твери»;
  4. Схема «Куликовская битва».

План

  1. Орг. момент.
  2. Повторение опорных знаний
    1. Предпосылки и причины объединения русских земель.
    2. Политическая система Руси
    3. Борьба Москвы и Твери
  3. Усвоение новых знаний
    1. Правление Ивана Калиты
    2. Удельно-вотчиная система
    3. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.
    4. Причины возвышения Москвы.
    5. Куликовская битва, её значение
  4. Закрепление, формирование умений и навыков
  5. Д/з §23, учебника, вопросы и задания к нему, документ, вопросы. 

Ход урока

I. Орг. момент

II. Повторение опорных знаний

Учитель предлагает учащимся вспомнить:

  1. Перечислите русские княжества, которые находились в зависимости от Орды?
  2. Вспомните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы вассальной зависимости..

Учитель: В тот период,период удельной раздробленности между княжествами существовали границы, для ввоза товара нужно было платить пошлины, существовало несколько видов денег, постоянные усобицы мешали нормальному развитию всех видов деятельности. Крупные землевладельцы тоже были заинтересованы в объединении. Важным фактором для объединения было то, что земли Руси сохранили единую культуру, язык, религию, а также историческую память о том, что ранее жили в едином государстве.

Но самым важным моментом был внешнеполитический. Русь находилась в вассальной зависимости от Орды. Для того, чтобы избавиться от зависимости и не дать соседям окончательно присоединить русские земли, необходимо было объединение всех имеющихся сил.

Задает вопросы:

  1. Что такое удельный период в истории Руси?
  2. Какими были его причины?
  3. Каковы общие черты и различия со странами Западной Европы?

1) Предпосылки объединения русских земель

Учитель отмечает, что начиная с XIV в. происходит процесс собирания русских земель в единое государство.

Вопросы для беседы. Как вы думаете, какие причины заставляли русские земли объединяться? Какие слои населения были заинтересованы в создании единого государства? Вспомните, как проходил процесс создания единых государств в Западной Европе. Выявите сходство и различие процессов появления единых государств в Западной Европе и на Руси. В ходе беседы учащиеся заполняют таблицу

«Предпосылки объединения русских земель».

Предпосылки
Экономические Социальные Политические Духовные
       

2) Политическая система Руси

 

Вывод: Как вы думаете, необходимо ли было объединение земель в единое Русское государство и какие княжества будут это делать?

3) Борьба Москвы и Твери

Учитель: На рубеже 13–14 веков Северо-Восточная Русь достигла наивысшей степени раздробленности. Тем не менее, в силе оставался принцип подчинения великому князю владимирскому. Для подтверждения своих прав на власть великие князья посещали Золотую Орду, где им выдавались ярлыки на княжение.

Задает вопросы:

1. Назовите города, в различное время игравшие ключевую роль в русской политике.

Право занимать Владимирский престол было почетным. Великие князья собирали ордынскую дань, судили споры между другими правителями. Самыми могущественными княжествами того периода, помимо Владимирского, были Суздальско -Нижегородское, Рязанское, Тверское и Московское. Наиболее привлекательными были земли Тверского и Московского княжеств.

Задает вопросы:

1. Определите, почему территории этих княжеств были так привлекательны (Работа с картой)

Через их территорию проходили выгодные торговые пути, отряды ордынцев редко доходили до этих территорий.

На рубеже 12 – 14 веков лидером среди русских земель становится Тверское княжество. Благодаря умелым действиям своих князей Тверь долгое время избегала монгольских набегов. Все это позволило Тверской земле прекратить подчиняться власти великого князя и начать претендовать на первенство среди других русских земель. В 1305 году Михаил Ярославич получил от хана ярлык на великое княжение и официально обрел титул великого князя владимирского.

Соперником Твери было Московское княжество. Начало возвышения Московских земель приходится на период правления князя Даниила Александровича. При нем в состав земель были включены Коломна, Переяславль, Можайск. Территория княжества увеличилась в три раза.

При князе Юрии Даниловиче были налажены отношения с Ордой. Юрий желал заполучить титул великого князя Владимирского. Поэтому женился на сестре хана Узбека. Тем самым он получил сильного союзника и ярлык на управление во Владимире.

Задает вопросы:

  1. Каким образом складывались отношения русских князей и Орды?
  2. Почему русские князья вместо того, чтобы объединиться, продолжали усобицы и боролись за ханские ярлыки?

Такое положение не устраивало правителя Твери Михаила Ярославича. Между княжествами началась борьба. Русь раскололась на два враждующих лагеря – во главе одного стояла Тверь, во главе другого – Москва.

В 1317 году Московское княжество начало войну против Твери. В решающем сражении Юрий проиграл. Боясь усиления Тверской земли, хан Орды вызвал тверского князя в Сарай, где он был убит. Ярлык на управление Владимиром снова оказался у Твери.

III. Усвоение новых знаний

«А переменит бог Орду, дети мои не будут давать выхода в Орду, и который сын мой возьмет дань на своём уделе, то тому и есть»
Духовная грамота Дмитрия Донского
(Проблемный вопрос, нацеливающий на изучение темы)

Ключевой вопрос темы: Что сделало Москву единственным лидером объединения и борьбы за национальную независимость: военно-политическое могущество или духовный авторитет?

1) Правление Ивана Калиты

Во время объяснения учителя с опорой на учебник (с. 162-164), выписать направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты, сделать вывод.

В 1325 году власть в Московском княжестве перешла к Ивану Данииловичу Калите. Свое прозвище он получил благодаря накопленному богатству («калита» – кошелек).

Вопросы обучающимся:

1. Как вы думаете, велика ли роль отдельного правителя в истории? Приведите примеры.

Он был осторожным и осмотрительным правителем и понимал, что добиться успехов на Руси можно лишь при опоре на Орду, но так, чтобы в открытую не претендовать на лидерство и не показывать собственную силу.

В первые годы своего правления Иван добился того, что в Москву из Владимира перебрался митрополит.

Иван Калита пытался столкнуть Тверское княжество с Ордой. В 1327 году в Твери началось восстание против ханского сборщика налогов Чолхана Иван Калита предложил Орде помощь в усмирении Твери. Вскоре после подавления беспорядков, Калита получил титул Великого князя и право сбора налогов для Орды, часть из которых он присваивал и тратил на нужды княжества.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом летописи, повествующей об итогах правления Ивана Калиты:

«Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

  1. Как вы считаете, для чего Иван Калита проводил политику примирения с Ордой?
  2. Каким образом Иван Калита добился доверия монгольского хана Узбека?
  3. Как прозвище московского князя Ивана было связано с его политикой?
  4. Какими были итоги его правления?

Иван Даниилович расширил пределы Московского княжества. Он присоединил Ростовское, Галицкое, Белозерское и Угличское княжества. Московское княжество стало самым крупным и сильным среди русских земель. (Работа с картой.)

2) Удельно-вотчиная система

Учитель: Иван Калита составил первую духовную грамоту – великокняжеское завещание. Главное в нем состоит в том,что впервые прослеживаются основы зарождавшейся удельно-вотчинной системы на Руси. Она основывалась на традиции, согласно которой Русская земля находилась в коллективном владении княжеского рода. Но вместе с тем на её формирование оказало влияние ордынское право. В Монгольской империи народы,вошедшие в её состав, стали слугами Чингизидов. Членам семьи Чингисхана выделялись части государства, которое в целом принадлежало главе рода. В начале XIV в. в Орде местные династии получили право наследовать земли, которыми они управляли. В то же время верховным правителем этих территорий продолжал оставаться великий хан. Утверждение наследственного права княжеской династии Северо-Восточной Руси было закреплено в 1339 г. когда в Орде одобрили духовную грамоту Ивана Даниловича Калиты. С этого времени власть великих князей московских основывалась на семейно-родовой территориальной собственности. Каждый член великокняжеской семьи имел право на её часть- удел. В своем уделе князь мог передавать слугам земельные пожалования-вотчины. Вотчины считались наследственным владением, но могли быть в любой момент отобраны князем- владельцем удела или великим князем- верховным правителем всей Русской земли. Так была заложена экономическая основа власти династии Ивана Калиты.

Вопросы обучающимся:

  1. Кто был коллективным собственником Русской земли?
  2. Что позволяло Ивану Калите и его потомкам считать остальных землевладельцев своими слугами?


Родословная Рюриковичей XIVв.

3) Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.

Учащиеся работают с текстом (пункт 3): охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику наследников Ивана Калиты.

Вопрос: сумели ли потомки Ивана Калиты закрепить его успех?

 

Вопросы обучающимся:

  1. Кто оказал решающую поддержку малолетнему наследнику московского престола Дмитрию во время междоусобицы?
  2. Что беспокоило Мамая в новом облике Московского княжества?

4) Куликовская битва.

Учитель: прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы:

  1. Почему Дмитрий Донской был убежден в том, что наступает новое время, когда его детям не придется платить дань Орде.
  2. Что он сделал для приближения этого времени?
  3. Какое главное дело не успел притворить в жизнь князь Дмитрий Донской и завещал его детям?
  4. Кто оказал духовную поддержку московскому князю Дмитрию Ивановичу перед решающим сражением с Мамаем?
  5. Работа с документом: из «Жития Сергия Радонежского»: что привело московского князя Дмитрия Ивановича накануне Куликовской битвы к простому игумену?

Должны запомнить:

Вопросы и задания обучающимся:

1) Рассмотрите иллюстрацию на странице 168 и ответьте на вопросы:

  1. Отражает ли образ князя Дмитрия Донского основную идею параграфа.
  2. Кем прежде всего был князь Дмитрий- воином или политиком?
  3. Была ли победа Дмитрия Донского на Куликовом поле лишь военным успехом?
  4. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, со следующими событиями: 1. Куликовская битва; 2. московский поход на Тверь; 3. захват Москвы ханом Тохтамышем; 4. битва на реке Воже; 5. Духовное завещание Ивана Калиты
  5. Почему разгром Мамая не привел к освобождению от ордынского владычества?

5) Причины возвышения Москвы.

Итак, опираясь на текст учебника, вышеизложенные знания, ответим на главный вопрос урока: Что сделало Москву единственным лидером государственного объединения и борьбы за национальную независимость- военно-политическое могущество или духовный авторитет?

Обоснование ответа:

  • Московское княжество имело выгодное географическое положение.
  • удаленность от опасных окраин (Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от воинственных кочевников.)
  • значимые торговые пути (через Москву проходил Волжский торговый путь).
  • земли, пригодные для земледелия
  • развитое феодальное землевладение (дворяне – опора князя)
  • центр формирования древнерусской народности.
  • Москва превратилась в политический центр Руси
  • Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским князем Иваном Калитой (1325-1340).
  • Иван Калита наказал Тверское княжество, за расправу над баскаками и получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех русских земель.
  • Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.
  • В Москве началось грандиозное строительство, создание многочисленной дружины.
  • Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.
  • В Москву была перенесена резиденция митрополита.

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

Вопросы для заключительной беседы. Какова была главная цель всех московских князей? Какими путями и средствами они добивались своего возвышения? Князь Михаил Тверской был причислен Русской православной церковью к лику святых. Как вы думаете, почему? Какова причина тверского восстания 1327 г.? Какова роль московского князя в подавлении восстания? Каковы последствия тверского восстания? Какую роль в возвышении Москвы сыграла Русская православная церковь, ордынские ханы? Каковы причины возвышения Москвы? В заключение урока можно также обсудить проблему: поэт Н. Коржавин посвятил Ивану Калите следующие поэтические строки:

Был ты видом сильно противен,
Сердцем подл...
Но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.

Согласны ли вы с такой оценкой деятельности Ивана Калиты?

Задание на дом: §23 учебника, вопросы и задания к нему.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Подведем итог урока:

  1. Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?
  2. Какой вывод мы можем сделать?
  3. Как вы считаете, мы достигли цели урока?
  4. Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?