Использование возможностей цифровой школы в формировании ИКТ-компетентностей всех участников образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: единое информационное пространство школы, формирование икт-компетентности родителей


В декабре 2007 г. идея "Цифровой школы" как интегрированной цифровой среды, комфортной для всех участников образовательного процесса была представлена в Кремлевском дворце съездов Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву, который одобрил инициативу российских школ и компаний, участвующих в ее реализации [1].

К тому времени, наша школа под руководством директора Риммы Анатольевны Батаковой, выиграв грант в рамках ПНПО в 2006 году, взяла целенаправленный курс на информатизацию образования. Это позволило нам в 2008 году стать участником инновационного проекта Правительства Вологодской области совместно с Департаментом образования Вологодской области «Цифровая школа 21 века».

Но простое увеличение количества электронной техники в школе не дает автоматически нового качества образования. Статус цифровой школы предполагает внедрение новых информационных и образовательных технологий, применение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню. Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные и интерактивные технологии становятся основой новой образовательной среды, формирования единого информационного пространства школы и новой медиакультуры образования.

Современная школа – это образовательное пространство, в котором происходит формирование у учеников качеств и умений двадцать первого века, таких как медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к решению творческих задач, готовность работать в команде, гражданское сознание – всего, что необходимо современному человеку для существования в информационном обществе.

В условиях информатизации общества одним из основных положений ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД). Для этого наряду с традиционными методиками целесообразно использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентирование обучающихся в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности грамотно их применять (ИКТ-компетентность) являются фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Поэтому целью подпрограммы “Единое информационное пространство»”, разработанной в рамках программы развития гимназии, считаем: формирование у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний, способностей к решению личностно– и социально значимых проблем и воплощению замыслов в практику с применением средств ИКТ.

Достижение цели считаем возможным через решение следующих задач:

  1. дальнейшее развитие единого информационного пространства гимназии;
  2. постоянное совершенствование уровня ИКТ-компетентности педагогов;
  3. формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий (при этом формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а также во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся);
  4. повышение уровня ИКТ-компетентности родителей, законных представителей;
  5. совершенствование способов взаимодействия с внешней средой через единое информационное пространство школы [3].

По данным направлениям гимназия работает не первый год и прошла все этапы информатизации образования в соответствии с ФГОС, от исходного – курс информатики и ИКТ, (который предполагает наличие средств ИКТ и педагогических работников владеющих рядом элементов ИКТ-компетентности) до полной информатизации, когда созданы необходимые условия для реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном процессе. Это означает наличие профессионально ИКТ-компетентных кадров, информационной среды, технологической базы, необходимой для ИКТ-поддержки всех курсов и видов деятельности учащихся и учителей (урочной, внеурочной, проектной и исследовательской деятельности, выполнения домашнего задания).

Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать в первую очередь, образовательную деятельность учащихся школы, а так же – управленческую. Поэтому, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ, вузы, учреждения дополнительного образования и т.д).

(Наглядно это можно представить в виде схемы)[2]

Основой информационной среды являются аппаратные средства и информационные ресурсы. Поэтому решение, первой задачи (Развитие единого школьного информационного пространства) осуществляется путём совершенствования каждого компонента:

Аппаратного: укрепление материально-технической базы:

  • 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
  • создание локальной сети с выделенным сервером, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
  • обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения количества мобильных классов;
  • увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской.

Помимо выше перечисленного оборудования в преподавании предметов используется и специализированное оборудование, в том числе – цифровые измерительные приборы (датчики расстояния, освещенности, температуры и т. д) и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, конструкторы с компьютерным управлением, системы голосования SMART Response, графический планшет. Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

– Информационного: освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.

  • использование предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, ЕКОЦОР);
  • формирование информационной ресурсной базы образовательного процесса в учебных кабинетах, библиотеке;
  • формирование и развитие локального хранилища ЦОР, ким, школьного и образовательного видео, фотоматериалов школьной жизни;
  • апробация и использование ЭФУ, электронных рабочих тетрадей как гармоничное дополнение традиционных учебных материалов;
  • предоставление доступа и использование научных и художественных произведений школьной электронной библиотеки – books.vugim/

2. совершенствование уровня ИКТ-компетентности педагогов

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателя. Сегодня преподаватель по-прежнему остаётся ведущим звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя.

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Рост использования Интернета, превратившегося не только в универсальное средство общения, но и становящегося все более признанным инструментом учебной и научной деятельности дает возможность взаимодействовать с детьми через привычные им сервисы.

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Согласно новым стандартам (требования к условиям) [4] ИКТ-компетентность всех педагогов достигается постепенно и каждый учитель создает собственную индивидуальную программу формирования ИКТ-компетентности, как часть программы профессионального развития. Как и все профессионалы, наши учителя, имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать профессиональные связи через:

  • непрерывное самообразование и повышение квалификации учителей в области использования ИКТ с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести вебинары, проводимые Вологодским институтом развития образования, видеоконференцсвязь, вебинары на интересующие темы, онлайн конференции, новым направлением повышения ИКТ-компетентности, дистанционного повышения квалификации является участие учителей школы в проекте издательства «1 сентября»-«Школа цифрового века»;
  • школьную систему методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
  • участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок, тестировании на предметную и ИКТ-компетентность в режиме online и offline;
  • создание, совершенствование и использование личного пространства как среды информационного взаимодействия учителя, классного руководителя с обучающимися и их родителями через создание сайта, ведение блога, записной книжки OneNote);
  • освоение облачных технологий, создание и использование предметных и элективных курсов с доступом через web-интерфейс (https://do05.vrcdo.edu.ru на платформе Moodle), или предоставление доступа к рабочим материалам через Интернет-сервисы;
  • использование IT-технологий в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся (MyTest, Hotpotatoes).

ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков.

Педагоги нашей школы не только учатся сами, но и передают опыт использования новых технологий в образовательном процессе учителям района, области и других регионов.

3. формирование ИКТ-компетентности учащихся

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что конкретные технологические умения и навыки, универсальные учебные действия, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Начальные технические умения формируются в начальной школе (в частности в 1,2 классах через внеурочную деятельность, а в 3,4 классах – в курсе Технологии). Именно там учащиеся получают общие представления об устройстве и принципах работы средств ИКТ, технике безопасности. Существенное значение для учащихся играет именно целенаправленный поиск информации и факт самостоятельно полученного результата.

Сегодня в начальной школе реализуется четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.

При этом освоение ИКТ при всей возможной вариативности программ не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде.

В 5-6 классах ИКТ-компетентность формируется не только на уроках информатики, но и в курсе изучения различных предметов учебного плана, на занятиях по внеурочной деятельности и в самостоятельной учебной деятельности (например, при выполнении домашнего задания).

Курс Информатики и ИКТ 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира (например, учатся работать с информацией соблюдая авторские права).

В профильной школе использование средств ИКТ ориентировано для решения задач индивидуализации учебного процесса, задач, для решения которых недостаточно традиционных способов (обработка большого объема информации, решение задач на прогнозирование, оптимальное планирование и т.д.).

Формирование ИКТ-компетентности на уроках и во внеурочной деятельности гимназистов можно представить следующим образом:

  • участие в интегративных межпредметных проектах, исследовательской работе, защита своих исследований на НПК «С наукой в будущее», школьной НПК, (в то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД);
  • изучение учебных сред алгоритмики «ПервоЛого» (в начальной школе), «ЛогоМиры» (во внеурочной деятельности в 5-6 классах), технического конструирования «ПервороботЛего» (начало робототехники в начальной школе), LEGO Mindstorms Eduсation NXT в курсе внеурочной деятельности «Образовательная робототехника» 6-7 классы;
  • подготовка и выпуск школьной газеты «Большая перемена», работа с «Книгой Памяти»;
  • участие в online олимпиадах, конкурсах, online-тестировании учебных достижений;
  • участие в видеоконференцсвязи (в формате сетевых уроков, игр, фестивалей, мастер-классов), вебинарах;
  • online-мониторингах;
  • использование сред дистанционного обучения с целью получения образования или самообразования.

Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут обслуживать технику и консультировать пользователей.

Необходимо отметить, что формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

4. совершенствование ИКТ-компетентности родителей

В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае, как и в других школах области – это электронный журнал «Образование». Хотя ведение электронного журнала «NetSchool» учителями нашей школы началось 1 сентября 2010 г. Такие информационные интегрированные среды позволяют обеспечить открытость и эффективное функционирование школьного информационного пространства для всех участников образовательного процесса.

Наряду с ведением электронного журнала, в котором кроме успеваемости отражены и классные часы, и родительские собрания, и школьные мероприятия используется:

  • информирование родителей о деятельности школы через школьный сайт, социальные сети (группы классов);
  • участие родителей в online-мониторинге качества образования и предоставляемых образовательных услуг;
  • привлечение родителей к организации и проведению общешкольных и классных мероприятий с применением ИКТ;
  • участие родителей в вебинарах;
  • формирование ик-компетенций через проведение родительских собраний на тему «Дети и Интернет», «Компьютер – друг или враг?», «Родительский контроль», «Безопасность ребенка в сети Интернет», «Компьютерный капкан или, Как помочь себе и своим близким людям не попасть в зависимость от компьютера»;

5. взаимодействие с внешней средой

Важными направлениями взаимодействия школы с внешней средой являются:

  • отражение школьной жизни на сайте гимназии (www.school.v-ustug.ru);
  • участие гимназии в международной конференции «С наукой в будущее», проводимой совместно с преподавателями и студентами Череповецкого государственного университета;
  • организация и проведение НПК с межрегиональным участием обучающихся начальной школы;
  • участие гимназии с 2011 по 2015 г. в проекте «Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия в муниципальной и региональной системе образования»;
  • 2012г. учителя гимназия активно включились в региональную экспериментальную работу по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс «Дистанционное образование школьников» (в рамках этого проекта ведётся обучение детей с ограниченными возможностями, а так же с 2013 по 2016г.г. дистанционно велись уроки с учащимися малокомплектной сельской школы);
  • с 2007г. гимназия является членом «Гимназического союза России» и имеет возможность обмениваться опытом работы, общаться с учителями и учащимися школ и гимназий России в формате круглого стола, открытого урока, фестиваля, игры и.д.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что цифровая школа – это, на первый взгляд, обычная школа с внедренными информационными и коммуникационными технологиями. Но цифровая школа – это не только реализация Интернет-технологий, мобильные классы, интерактивные панели, доски, проекторы и другие объекты техники. В первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности, владеющие основами работы в сети Интернет, готовые к постоянным изменениям, обучению и самообучению.

Литература:

  1. Новоселова К.В. Проект «Цифровая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – journal.kuzspa.ru/journals/2/
  2. Василенко У.П. «Формирование ИКТ-компетентности согласно ФГОС» [Электронный ресурс]. Режим доступа: – urok.1sept.ru/articles/627386/
  3. Вершинина Г.М. «Создание единого информационного пространства образовательного учреждения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – urok.1sept.ru/articles/568633/
  4. Ст.11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования» ФЗ «Об образовании в РФ» №273.