Традиции Пасхи и детское творчество

Разделы: Дополнительное образование


Цель: Создание условий для развития творческих способностей и фантазии детей, умения видеть красоту окружающего мира и дарить ее людям.

Задачи:

  • расширение знаний о традициях и обычаях христианского праздника Пасхи;
  • способствовать изготовлению Пасхальной открытки, применяя фантазию и творчество;
  • воспитывать трудолюбия, аккуратности, желания дарить и делать приятное близким людям;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Материалы и оборудование: магнитная информационная доска, ТСО (компьютер, компакт-диск с презентацией «Пасхальные открытки разных времен» и клипом «Как можно дарить подарок»), комплект для открытки (цветной картон, материал для декорирования: стразы, разного цвета и вида тесьма, наклейки с пасхальными мотивами). 

Ход занятия 

1. Организационный момент – 2-3 мин.

Приветствие.

2. Введение в тему.

Вводное слово педагога.

Совсем скоро наступит большой христианский праздник – Светлое Воскресение Христово! Каждый православный христианин ждёт это торжество. Пасха отмечается в то прекрасное время, когда весна вступает в свои права, и всё вокруг оживает.

(Звучит аудиозапись «Колокольный звон» и стих про пасху)

Сияет солнышко с небес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна-пора чудес,
Журчит родник – Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес-
Воистину Христос воскрес!

Вопрос: А что такое для вас Пасха?

(На магнитной информационной доске изображено солнышко – по центру написано слово Пасха, а на лучиках будет запись с ответами детей).

Из предложенных ответов педагог выделяет слова традиции и подарки и вместе с детьми обозначает тему занятия.

Педагог: Тема нашего занятия: «Традиции Пасхи и детское творчество»

(запись темы на доске). А цель нашего занятия – расширить знания о христианском празднике Пасхе и попробовать свои творческие возможности при выполнении поздравительной пасхальной открытки.

Педагог: Создавая схему «Солнышка» вы уже отметили традиции праздника Пасхи. А теперь чуть подробнее об этом поговорим.

Светлый день, счастливый день Воскресения Христова – всё это сказано о Пасхе. За долгие годы своего существования этот праздник не утратил своего значения, не забыт людьми. Глубоки корни, связывающие наш народ с православной верой. Одним из символов Пасхи считается – крашеное яйцо. Оно означает торжество новой жизни. Окрашенное в красный цвет яйцо называли «крашенки», расписные – «писанка», а деревянные – «яйчата». Я узнала, что остатки крашеных яиц обнаружены на раскопках в Египте, которым более 4 тысяч лет. Существует такая примета, что если умыться водой, в которую опускали крашенки (расписное яйцо), будешь здоровым и красивым.

В нашем объединении учащиеся на 2-м и 3-м годах обучения выполняю подарочные пасхальные сувениры: яйца, иконы вышитые бисером, цветочные композиции.

(Обзор мини-выставки пасхальных сувениров)

Педагог: На Пасху традиционно: посещать храмы, печь куличи, дарить веточки вербы и подарки. Вы уже видели, какие могут быть пасхальные сувениры, но есть еще давнишняя традиция, тем, кто далеко живет посылать на Пасху открытки.

Вопросы учащимся:

  1. что означает слово открытка? (ответы: красивые картинки с подписью, открытое письмо.);
  2. что изображали на пасхальных открытках? (ответы: вербу, яйцо, курочку, кролика, храмы природу и т.д.)

Педагог: Правильно ли вы ответили на последний вопрос, мы увидим из презентации «Пасхальные открытки разных времен» и послушаем небольшое сообщение об открытках (домашнее задание), подготовленное одним из учащихся. (Приложение 1. )

А теперь все внимание на экран. Смотрите внимательно, потому что-то, что вы увидите, вам пригодится при выполнении практической работы.

(Показ презентации «Пасхальные открытки разных времен» Приложение 2)

3. Практическая работа «Выполнение пасхальной открытки»

Педагог: Вы посмотрели презентацию, немного познакомились с историей возникновения открыток. А теперь мы приступим к практической части нашего занятия – это выполнение пасхальной открытки. Вернее выполнение заключительного этапа – декорирование открытки, так как за одно занятие мы не смогли бы выполнить эту работу, поэтому мы заранее на прошлом занятии подготовили основу открытки из цветного картона и один из элементов декора – веточку вербы.

Вопрос: Что такое декорирование?

А сейчас приступаем к декорированию, то есть к украшению вашей открытки. Будем использовать при этом самоклеящиеся стразы, тесьму и наклейки с пасхальными мотивами. Работать будем и ножницами, поэтому повторим правила безопасного выполнения работы ножницами.

(Приложение 3).

Выполнение практической части. (Время выполнения – 10 минут).

Педагог: Молодцы, теперь посмотрим, что у нас получилось (обзор сделанных открыток)

 

Педагог: Пасха – это не только праздник, но и ещё одна возможность проявить свое творчество. Открытка, которую вы сегодня сделали, станет приятным сюрпризом, ведь сделана она своими руками и надеюсь с большой любовью.

Вопрос: А вы как дарите подарки? (Ответы детей)

Я предлагаю посмотреть два клипа всем известных рекламных ролика и выполнить задание «Вручение открытки» (работа в группах).

Задание: придумать и продемонстрировать, как можно подарить пасхальную открытку (время на задание 3-5минут).

4. Рефлексия.

Педагог: В заключение нашего занятия, хочу задать вопросы:

– Что значит для вас сегодня занятие?

– Скажите, вам понравилось занятие?

– Какую оценку (по пятибалльной системе) вы поставите сегодняшнему занятию и себе? Выдается оценочный лист. (Приложение 4.)

5. Заключение.

– Хочется напомнить еще такую традицию: в первую пасхальную неделю принято было заниматься благотворительностью – посещать больных, пожилых стариков, а ещё всю неделю можно всем желающим звонить в колокола. Давайте еще раз послушаем колокольный звон.

(Звучит аудиозапись «Колокольный звон»)

Спасибо всем, я хочу пожелать вам любви, мира и благополучия в вашем доме! С наступающим праздником!