НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Царство воды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Описание: Предлагаю вам конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Свойства воды». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить знания о свойствах воды и её значении в жизни  человека 
  • Закрепить знания о круговороте воды в природе
  • Познакомить со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность

Воспитательные:

  • Воспитывать умение действовать в коллективе.
  • Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Развивающие:

  • Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
  • Развивать логическое мышления;
  • Стимулировать познавательную активность детей.
  • Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов, социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды. Наблюдение за снегом, льдом, водой.

Дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна  вода?», «Куда течёт вода?»

Материалы и оборудование:

  • Картинка «Круговорот воды в природе»
  • На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, соль и сахар, кусочки льда;  краски и кисточки, шило, гребень,  бумага для рисования;  глобус, плакат «Круговорот воды в природе»

Ход НОД

Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое отгадайте?

Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно мы с вами отправимся в волшебное царство воды. А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды. (Звучит музыка). Дети открывают глаза.

Вода нас окружает повсюду. Где мы можем её увидеть?

Дети: В море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.

Воспитатель:  Какая бывает вода?

Дети: Теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.

Воспитатель: Что вода делает?

Дети: Вода течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает.

Воспитатель: Кому нужна вода?

Дети: Вода нужна растениям, людям, животным.

Воспитатель: Для чего вода нужна человеку?

Дети: Пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду.

Воспитатель: Для чего вода нужна растениям и животным?

Дети: Чтобы пить, питаться, умываться.

Воспитатель: Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу. Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. Вода ещё и кормит. По морям, океанам днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу.

Ребята, знаком ли вам этот предмет? (Воспитатель показывает глобус) Как он называется?

Дети: Это глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз.

Воспитатель:  А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…

Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать на глобусе). Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Дети: Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.

Воспитатель: Какая вода в морях и океанах?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Годится соленая вода для питья?

Дети: Нет, соленая вода не пригодная для питья. 

Воспитатель: Какую воду мы пьём?

Дети: Пресную.

Воспитатель: Где находится пресная вода?

Дети: В реках, в озёрах, в прудах.

Воспитатель: Посмотрите, дети, если мы сравним воду в океане и море, она будет вот такая трёх литровая банка, а пресная вода вот такой стаканчик. Чего больше солёной или пресной воды?

Дети: Соленой.

Воспитатель: Вот почему нам надо беречь воду. Пресной воды очень мало. Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду? Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду. Пресную воду надо беречь. Может ли жизнь на Земле быть без воды?

Дети: Нет.

Вывод: Вода - это жизнь.

«Круговорот воды в природе»

(Рассматривать вместе с детьми плакат «Круговорот воды в природе»).

Воспитатель: В природе все время существует вода. Она никуда не исчезает, как это получается? Смотрите это наш водоем. Сестрички капельки резвятся, играют в водоеме.  Солнце нагревает воду, и сестрички капельки согреваются и  вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки воды собираются в легкие облака. Облака собираются в большую тучу. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и капельки сестрички подают на землю в виде дождя. Они поливают землю, растения и перебиваются обратно в водоем. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим. А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель надевает маску - тучки и игра начинается).

Воспитатель: Я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем вывод.

Дети: Солнце нагревает землю, вода, когда нагревается, она превращается в пар, в виде пара она поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе.

Опытно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые  материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по пять  человека за один стол.) Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какого цвета вода?                                                           

Воспитатель: У вас на столах стакан с водой, а у меня стакан с молоком. Давайте, положим  ложки в стаканы. У вас ложка видна, а у меня нет. Почему?   

Дети: Вода прозрачная, а молоко белое.    

Выводу воды нет цвета, она  прозрачная жидкость.

Опыт 2. Какой  запах и вкус у воды?  

Воспитатель : Когда ваша мама печёт пироги, аппетитный  запах вы почувствуйте даже стоя за дверью. Тонкий  аромат издают цветы и духи, понюхайте воду. Она пахнет? (нет). А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.

Вывод:  у воды нет запаха и вкуса.

Опыт 3. Вода – растворитель.   

Воспитатель:  Ребята, у вас на столах белые вещества. Мы уже определили, что у воды нет вкуса. А теперь положите в воду белые вещества.

Берите ложку и размешайте, что произошло с белым веществом? (оно растворилось)

А теперь попробуйте воду. Что у неё появилось? (вкус).

У вас  какая стала вода? (сладкая).

Значит, какое вещество вы добавили в воду? (сахар).

А у вас какая стала вода? (солёная). Значит, какое вещество вы добавили  в воду? (соль).

Воспитатель:  вода растворитель. У неё нет вкуса. Она принимает вкус того вещества, в которое в неё добавили.   

Вывод:  вода растворитель.                                                                                                             

Опыт 4. Три состояние воды.     

Воспитатель раздает детям пакетики со льдом и говорит: «Ну-ка, что у вас, потрогайте, пощупайте».

Дети: Это лед.

Воспитатель: Какой лед на ощупь?

Дети: Твердый, холодный.

Воспитатель: Лед холодный, а ладошки у вас какие?

Дети: Теплые.

Воспитатель: Лед холодный, ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед.

Дети греют лед в ладонях, появляется вода.

Воспитатель: Откуда взялась вода?

Дети: Лед растаял и получилась вода.

Воспитатель: А лед остался таким же, как был?

Дети: Кусочки стали маленькие.

Воспитатель: Во что превращается лед?

Дети: Лед превращается в воду.

Воспитатель: А когда лед превращается в воду?

Дети: Когда тепло.

Воспитатель: Ребята, у вас были маленькие кусочки льда, а если взять вот такой кусок? (Демонстрирует лед, замороженный в стакане.) Как сделать, чтобы он растаял? Как его превратить в воду?

Дети: Надо нагреть на плите.

Воспитатель: Правильно. Нагревали лед в ладошках, нагревали на плите. А как еще можно нагреть лед, чтобы он превратился в воду? Что еще дает тепло?

Дети: Солнышко, огонь.

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратиться в жидкое. А как нам узнать, во что может  превратиться  жидкое?

Дети: В твердое.

Воспитатель: А как это проверить? Когда вода превращается  в лед?

Дети: Когда холодно.

Воспитатель: Значит, когда холодно - лед, когда тепло - вода. Твердое превращается в жидкое, жидкое превращается в твердое. Ребята, давайте посмотрим, а что будет с водой, если мы  ее  очень сильно нагреем? Ребята, у меня чайник, в нем холодная вода. Давайте включим чайник и понаблюдаем, что же происходит в чайнике. Дома, когда вы включайте чайник, капельки воды нагреваются, и вода начинает  кипеть. Я  сейчас открою крышку чайника. Что выходит из чайника?

Дети: Пар.

Воспитатель: А когда вода кипит, во что она превращается?

Дети: Пар.

Важно, чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар.

Воспитатель: Вода испаряется и превращается в пар. Я сейчас подержу  над чайником стекло. Что образовалось на стекле?

Дети: Вода.

Воспитатель: Сначала у нас был твердый лед, затем жидкая вода, а из воды получился пар. Итак, твердое, жидкое, пар. Значить, вода у нас может быть и твердой, и жидкой и может быть пар. Вода самое удивительное вещество. Она бывает в природе в трёх состояниях. Туман, пар - газообразное состояние воды. Дождь, река, море – жидкое состояние воды, а лёд, снег – твёрдое состояние воды.

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнём. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в трёх состояниях. Когда вода находится в твёрдом состоянии, то её молекулы очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно. Давайте мы тоже встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то  её молекулы берутся за руки и могут двигаться и менять положении. Мы тоже возьмёмся за руки и попробуем двигаться по кругу, как будто ручеёк бежит весной. Когда вода находится в газообразном состоянии, то её молекулы  отпускают руки друг от друга  и разлетаются. Мы тоже разомкнём круг и свободно побегаем.

Вывод: вода в природе бывает в трёх состояниях. Опыт № 5 «Вулкан».

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас покажу опыт-сюрприз под названием вулкан.

Посмотрите на стол, перед нами лежит: поднос, пробирка с водой, краска, сода, лимонная кислота, моющая жидкость. Предлагаю смешать эти компоненты. Вот такой у нас получился вулкан.

Воспитатель: А вы знаете, что можно рисовать даже на воде? Это настоящий танец красок. Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ». «Эбру» - искусство рисования на воде. В этой технике всевозможные цвета и оттенки  красок  переплетаются между собой.

Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы (корытце, контейнер и т.п.). Нужно позаботиться о том, чтобы диаметр емкости был чуть больше диаметра листа бумаги, на который будет переноситься рисунок. Заполняем емкость водой. Сначала рисуем фон, он нужен для того чтобы удерживать краску, которую вы будете наносить поверх него, не давая ей слишком сильно растекаться. Таким образом, Вы сможете контролировать узоры, чтобы они перетекали один в другой, но не превратились в разноцветную мазню. Фон делают при помощи широкой кисти из конского волоса, окуная ее в краску и как вы, стряхивая лишние капли на поверхность воды. Краска сама начинает растекаться, образуя очень тонкую пленку, поверх которой и будет располагаться основной рисунок. Можно оставить фон в виде капель, а можно поводить произвольно шилом или гребнями. Тогда у вас получится более затейливый рисунок. Суть эбру заключается в том, что при помощи шила на поверхность капает краска в виде круга, который растекается по ее поверхности до определенного размера. Далее при помощи инструментов легкими движениями рук вы придаете этим кругам нужную форму. Это могут быть цветы, бабочки, рыбки, лица людей, деревья, волны. Все полностью зависит от вашей фантазии. Однако помните, что эбру – это, прежде всего, медитация, а, значит, важен не результат, а сам процесс! Поэтому отпустите свою фантазию и доверьтесь воде, так Вы получите максимум удовольствия от рисования, а Ваша картина станет настоящим шедевром! Получившийся  на воде готовый рисунок аккуратно накрываем листом бумаги, потом будем снимать вместе с прилипшей краской. 

Итог занятия.

Список использованной литературы.

  1. Н.Е.Веракса, О.П. Галимов  «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Мозаика-Синтез 2015г.
  2. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. 2009г.
  3. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование»    2005 г.